Формировать умение понимать границы своего знания и формировать запрос на недостающую информацию, планирование способов действий в соответствии с поставленной задачей.
Учить использоать речевые средства для решения коммуникативных задач, слушать и понимать собеседника, выслушивать чужое мнение
Формирование интереса к осуществлению исследовательской деятельности
Ход урока:
1.Организационный момент
1.Определяет психологический настрой учащихся.
-Здравствуйте, ребята!
Я очень рада встрече с Вами. Пусть этот урок принесет нам Всем радость общения. Готовы к уроку?
Учащиеся приветствуют учителя:
-Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно, Работаем старательно.
Добрый день, добрый час,
Как мы рады видеть Вас,
Друг на друга посметрели
И тихонечко все сели.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
Кто нас меньше всех ругает, Кто нам пироги печёт? Кто нас в школу провожает, А потом со школы ждёт? Ну, конечно - это самый, Самый лучший человек.
Это бабушка родная - Самый верный в мире друг.
Упражнение на рассматривание фотографий бабушки, которые, обучающиеся принесли из дома
Предлагаю Вам рассмотреть фотографии ваших бабушек.
- А кто такая бабушка ?
Самая уважаемая в семье. Она вырастила своих детей, теперь помогает воспитывать внуков. О ней в семье заботятся, стараются ее не расстраивать, оберегают от переживаний. В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке, заботятся друг о друге. Много общаются друг с другом: рассказывают о своих делах, успехах и неудачах; обсуждают предстоящие покупки, место проведения отпуска и т.д
3. Самоопределение к деятельности.
-Не случайно сегодня мы начали урок с рассматривания фотографий наших бабушек.
-Как вы думаете,о ком пойдет речь на уроке?
4. Постановка целей урока.
Сегодня на уроке мы научимся выразительно читать стихотворение, познакомимся с новым автором и его произведением «Бабушка и внучек».
5. Работа по теме урока.
Сегодня мы познакомимся с произведением великого русского поэта Алексея Николаевича Плещеева
- Что вы знаете об этом поэте? (просмотр видео с биографией А.Н.Плещеева)
Поэт Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) жил 180 лет назад. Это русскийписатель, поэт, переводчик. В 1846 году первый же сборник стихов сделал его знаменитым. В 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал критиком, издателем. Многие произведения поэта (особенно — стихи для детей) считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов.
Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 ноября 1825 в обедневшей дворянской семье, принадлежавшей древнему роду Плещеевых. Семья чтила литературные традиции: в роду Плещеевых было несколько литераторов.
Детство А. Н. Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. После смерти отца в 1832 году воспитанием сына занималась мать, Елена Александровна. До тринадцати лет мальчик учился дома и получил хорошее образование, овладев тремя языками. Затем по желанию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, переехав в Петербург. Утратив интерес к военной службе, Плещеев в 1843 году покинул школу гвардейских прапорщиков и поступил в Петербургский университет по разряду восточных языков. Здесь начал складываться круг знакомств Плещеева.
Постепенно у Плещеева появились знакомства в литературных кругах. Свою самую первую подборку стихотворений Плещеев направил Плетнёву, ректору Петербургского университета и издателю журнала «Современник».
Важное место в творчестве Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература. Успех имели его сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни». Поэт принимал активное участие в издательском деле, именно в русле развития детской литературы. В 1861 году совместно с Ф. Н. Бергом он издал сборник-хрестоматию «Детская книжка», в 1873 (с Н. А. Александровым) — сборник произведений для детского чтения «На праздник».
Для детских стихов Плещеева характерны стремление к жизненности и простоте; они наполнены свободными разговорными интонациями и реальной образностью, сохраняя при этом общие настроения социального недовольства («Я у матушки выросла в холе…», «Скучная картина», «Нищие», «Дети», «Родное», «Старики», «Весна», «Детство», «Старик», «Бабушка и внучек»).
Алексей Плещев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря при большом стечении молодежи.
- Рассмотрите портрет. -Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд? (Добрый, внимательный)
-Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.
- Стихотворение, которое мы будем читать, называется «Бабушка и внучек.»
- А какими делами занимается бабушка? (печет пироги, читает сказки, вяжет) Наши мнения разделились. Возникло затруднение.
6. Выявление причины затруднения. Построение проекта выхода из него.
-Что нам поможет решить эту проблему? Построим план.
ПЛАН
1. Прочитать произведение.
2. Рассказать о героях и их действиях.
3. Выявить отношение автора к героям.
7. Реализация проекта.
А) Знакомство с произведением.
- Возьмите в руки листочки с произведением .
- Прочитайте название произведения, предположите, какой жанр этого произведения.
- Сочленённое чтение.
- Какой момент вас больше всего взволновал?
- Каков жанр этого произведения?
Б) Кто главные герои? (внучек, бабушка)
-Кого мы видим в начале произведения?(бабушку)
-Чем занималась бабушка? (вязала чулок)
- Каким сидел мальчик? (задумчивый)
-Какими словами автор передает задумчивость мальчика. Найдите в тексте эти слова.( «на лице его забота»)
-Что предложила бабушка внучку?(покопать в саду грядки,поиграть в лошадки)
-Как вы думаете воспитанным ли был мальчик?
-Что значит «воспитанный»? (Словарь:
воспитанный – получивший хорошее воспитание, умеющий себя вести;
воспитание – навыки поведения, привитые школой, семьёй и проявляющиеся в общественной и личной жизни)
- Какой была бабушка? (добрая, ласковая, нежная, заботливая, отзывчивая)
- Каким вы представляете мальчика? (добрый, грустный, находчивый)
-Что имела ввиду бабушка,когда сказала, что «дни такие стали редки» и близится осень.
-Пошел ли мальчик гулять и играть с сестренкой?
-А что сделал мальчик?
-О чем догадалась бабушка,когда мальчик подошел к ней?
-Угадала ли бабушка почему внук такой грустный?
-Что пообещала она,чтобы развеселить хоть немного внука?
-Какое желание у мальчика было на самом деле?
-Удивилась ли этому бабушка?
-О чем рассказывал учитель,когда мальчик проходил мимо.Найдите эти слова в тексте.
-Чем занимались дети в школе?
-Поощрил ли учитель интерес мальчика к школе?Что он ему сказал?
-Что сделала бабушка,выслушав рассказ мальчика?
-Разрешила ли бабушка мальчику посещать в школу?
- Что помогло мальчику, чтобы его желание исполнилось?
- От кого зависело исполнение желания? Какой вывод можем сделать?
-Что в тексте говорит о том, каким может быть увлекательным получение знаний?
В) Как вы думаете, как автор относится к героям?
- Какие средства художественной выразительности он использует?
Словарь:
Сравнение – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-то общему для них признаку.
- Какие звуковые средства языка использует автор для передачи настроения и характера героев?
Словарь:
Интонация – звуковые средства языка, которые организуют речь, деля её по смыслу на фразы и связные отрезки, выражают различные эмоции.
8.Прослушивание видеозаписи с чтением произведения.
9.Физкультминутка.
Хорошо, что солнце светит! (изображают солнце)
Хорошо, что дует ветер! (изображают ветер)
Хорошо идти с друзьями! (шагают)
Хорошо прижаться к маме! (обнимают себя)
Хорошо в краю родном! (разводят руки в стороны)
Хорошо там, где наш дом! (изображают дом)
Хорошо кружиться в танце! (кружатся) Хорошо быть домочадцем! (выставляют большие пальцы).
10.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Попробуем поставить мини-спектакль по отрывку из сказки.
- Люди каких профессий создают спектакль?
Режиссёр – распределяет роли, объясняет актёрам, как произносить реплики, показывать переживания героев, какие жесты и движения использовать.
Актёры – играют роль, выражая характер героя голосом, мимикой, жестами.
- Какой вывод вы для себя сделаете после того, как изучили это произведение?
11. Включение в систему знаний и повторение.
- Я прошу вас написать мальчику записочку, в которой выскажите своё отношение к его поступку, можно высказать свои пожелания, ведь он еще совсем не знает что такое школа. Что хотели бы ему сказать? Что интересного для вас в школе?
На карточке:
Дорогой мальчик! Пишет тебе __________________________________________
12. Рефлексия деятельности на уроке.
– Ребята, когда автор нам рассказал свою историю, ему захотелось узнать: есть ли в нашей школе детки, похожие на мальчика, которые когда-то тоже очень хотели пойти в школу. А чтобы мальчик быстрее об этом узнал, я предлагаю вам нарисовать ему рисунки и отправить их по почте в сказочный город. В этом вам помогут вопросы, которые интересовали мальчика.
А вопросы такие:
1. Твоя бабушка часто гладит тебя по головке, прижимает к себе или она этого не делает совсем? Если часто, то нарисуй солнышко, если редко – нарисуй ёлочку, а если только ругает – нарисуй тучку.
2. Тебе хочется, чтобы бабушка чаще называла тебя ласково и нежно? Если да – нарисуй солнышко, если тебе всё равно – нарисуй ёлочку, а если тебе это не нравится – нарисуй тучку.
3. Бывают случаи, когда человека все раздражает вокруг, все ему не нравится. Если с тобой это происходит часто – нарисуй тучку, если редко – нарисуй елочку, ну а если тебе всегда с людьми легко и никто тебя не раздражает – нарисуй солнышко.
5. Когда ты приходишь в школу, в свой класс ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече с ребятами или нет? Если тебе приятно видеть всех ребят – нарисуй солнышко, если приятно видеть только некоторых детей – нарисуй елочку, ну а если тебе не хочется никого видеть, не хочется ни с кем общаться – нарисуй тучку.
13. Подведение итога:
Сегодня, мы с вами говорили о том, что самые старшие и уважаемые в семье - это бабушка , о ней нужно заботиться и оберегать, Познакомились с новым произведением А.Н.Плещеева.
- Что вам особенно понравилось на уроке?
Вы – молодцы! Хорошо работали, отвечали, все молодцы! Похвалите себя, погладьте по головке, скажите: «Я – молодец!», «Я-умница!» Урок окончен, вы свободны.
14.Домашнее задание
Выразительно прочитать произведение « Бабушка и внучек».