kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.Н. Плещеев «Бабушка и внучек»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение.Урок внеклассного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.Н. Плещеев «Бабушка и внучек»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя школа № 29 г.Макеевки »












А.Н. Плещеев «Бабушка и внучек»






Конспект урока

по литературному чтению в 4 классе

Автор: Стрельцова Оксана Викторовна,

учитель начальных классов








2019 г.








Цели урока:

1.Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности. 

2. Развитие художественно – творческих и познавательных способностей; эмоциональной отзывчивости при чтении произведения. 

3. Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.

Задачи урока:

1. Стимулировать желание читать и развитие творческих  (литературных, театральных, изобразительных) наклонностей обучающихся;

2. Формировать умение включаться в процесс дистанционного общения с автором и осознавать его отношение к тому, о ком или о чём он написал;

3. Заложить основы литературного анализа содержания  и языковых особенностей текста.

4. Развивать способность к осознанию и словесному выражению собственного отношения к произведению.

Оборудование: учебник, мультимедийная установка, перезентация.

Планируемые результаты УУД .

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Использование знаково-символических средств при решении учебно-практических задач

Развивать познавательную активность, умение строить речевое высказывание,

Формировать умение понимать границы своего знания и формировать запрос на недостающую информацию, планирование способов действий в соответствии с поставленной задачей.

Учить использоать речевые средства для решения коммуникативных задач, слушать и понимать собеседника, выслушивать чужое мнение


Формирование интереса к осуществлению исследовательской деятельности



Ход урока:


1.Организационный момент

1.Определяет психологический настрой учащихся.

-Здравствуйте, ребята!

Я очень рада встрече с Вами. Пусть этот урок принесет нам Всем радость общения. Готовы к уроку?

Учащиеся приветствуют учителя:

-Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно, Работаем старательно.

Добрый день, добрый час,

Как мы рады видеть Вас,

Друг на друга посметрели

И тихонечко все сели.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Кто нас меньше всех ругает, Кто нам пироги печёт? Кто нас в школу провожает, А потом со школы ждёт? Ну, конечно - это самый, Самый лучший человек.

Это бабушка родная - Самый верный в мире друг.

Упражнение на  рассматривание фотографий бабушки, которые, обучающиеся принесли из дома

Предлагаю Вам рассмотреть фотографии ваших бабушек.

-  А кто такая бабушка ?

Самая уважаемая в семье. Она вырастила своих детей, теперь помогает воспитывать внуков. О ней в семье заботятся, стараются ее не расстраивать, оберегают от переживаний. В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке, заботятся друг о друге. Много общаются друг с другом: рассказывают о своих делах, успехах и неудачах; обсуждают предстоящие покупки, место проведения отпуска и т.д

3. Самоопределение к деятельности.

-Не случайно сегодня мы начали урок с рассматривания фотографий наших бабушек.

-Как вы думаете,о ком пойдет речь на уроке?

4. Постановка  целей урока.

Сегодня на уроке мы научимся выразительно читать стихотворение, познакомимся с новым автором и его произведением «Бабушка и внучек».

5. Работа по теме урока.

Сегодня мы познакомимся с произведением великого русского поэта Алексея Николаевича Плещеева                                                    

- Что вы знаете об этом поэте? (просмотр видео с биографией А.Н.Плещеева)

Поэт Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) жил 180 лет назад.  Это русский писательпоэтпереводчик. В 1846 году первый же сборник стихов сделал его знаменитым.  В 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал критиком, издателем. Многие произведения поэта (особенно — стихи для детей) считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов.

Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 ноября 1825 в обедневшей дворянской семье, принадлежавшей древнему роду Плещеевых. Семья чтила литературные традиции: в роду Плещеевых было несколько литераторов.

Детство А. Н. Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. После смерти отца в 1832 году воспитанием сына занималась мать, Елена Александровна. До тринадцати лет мальчик учился дома и получил хорошее образование, овладев тремя языками. Затем по желанию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, переехав в Петербург. Утратив интерес к военной службе, Плещеев в 1843 году покинул школу гвардейских прапорщиков и поступил в Петербургский университет по разряду восточных языков. Здесь начал складываться круг знакомств Плещеева.

Постепенно у Плещеева появились знакомства в литературных кругах. Свою самую первую подборку стихотворений Плещеев направил Плетнёву, ректору Петербургского университета и издателю журнала «Современник».

Важное место в творчестве Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература. Успех имели его сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни». Поэт принимал активное участие в издательском деле, именно в русле развития детской литературы. В 1861 году совместно с Ф. Н. Бергом он издал сборник-хрестоматию «Детская книжка», в 1873 (с Н. А. Александровым) — сборник произведений для детского чтения «На праздник».

Для детских стихов Плещеева характерны стремление к жизненности и простоте; они наполнены свободными разговорными интонациями и реальной образностью, сохраняя при этом общие настроения социального недовольства («Я у матушки выросла в холе…», «Скучная картина», «Нищие», «Дети», «Родное», «Старики», «Весна», «Детство», «Старик», «Бабушка и внучек»).

Алексей Плещев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря при большом стечении молодежи.

- Рассмотрите портрет. -Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд? (Добрый, внимательный)

 -Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

- Стихотворение, которое мы будем читать, называется «Бабушка и внучек.»

- А какими делами занимается бабушка? (печет пироги, читает сказки, вяжет) Наши мнения разделились. Возникло затруднение.

6. Выявление причины затруднения. Построение проекта выхода из него.

-Что нам поможет решить эту проблему? Построим план.

ПЛАН

1. Прочитать произведение.

2. Рассказать о героях и их действиях.

3. Выявить отношение автора к героям.

7. Реализация проекта.

А) Знакомство с произведением.

- Возьмите в руки листочки с произведением .

- Прочитайте название произведения, предположите, какой жанр этого произведения.

- Сочленённое чтение.

- Какой момент вас больше всего взволновал?

- Каков жанр этого произведения?

Б) Кто главные герои? (внучек, бабушка)

-Кого мы видим в начале произведения?(бабушку)

-Чем занималась бабушка? (вязала чулок)

- Каким сидел мальчик? (задумчивый)

-Какими словами автор передает задумчивость мальчика. Найдите в тексте эти слова.( «на лице его забота»)

-Что предложила бабушка внучку?(покопать в саду грядки,поиграть в лошадки)

-Как вы думаете воспитанным ли был мальчик?

-Что значит «воспитанный»? (Словарь:

воспитанный – получивший хорошее воспитание, умеющий себя вести;

воспитание – навыки поведения, привитые школой, семьёй и  проявляющиеся в     общественной и личной жизни)

- Какой была бабушка? (добрая, ласковая, нежная, заботливая, отзывчивая)

- Каким вы представляете мальчика? (добрый, грустный, находчивый)

-Что имела ввиду бабушка,когда сказала, что «дни такие стали редки» и близится осень.

-Пошел ли мальчик гулять и играть с сестренкой?

-А что сделал мальчик?

-О чем догадалась бабушка,когда мальчик подошел к ней?

-Угадала ли бабушка почему внук такой грустный?

-Что пообещала она,чтобы развеселить хоть немного внука?

-Какое желание у мальчика было на самом деле?

-Удивилась ли этому бабушка?

-О чем рассказывал учитель,когда мальчик проходил мимо.Найдите эти слова в тексте.

-Чем занимались дети в школе?

-Поощрил ли учитель интерес мальчика к школе?Что он ему сказал?

-Что сделала бабушка,выслушав рассказ мальчика?

-Разрешила ли бабушка мальчику посещать в школу?

- Что помогло мальчику, чтобы его желание исполнилось?

- От кого зависело исполнение желания? Какой вывод можем сделать?

-Что в тексте говорит о том, каким может быть увлекательным получение знаний?


В) Как вы думаете, как автор относится к героям?

- Какие средства художественной выразительности он использует?

Словарь:

Сравнение – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-то общему для них признаку.

- Какие звуковые средства языка использует автор для передачи настроения и характера героев?

Словарь:

Интонация – звуковые средства  языка, которые организуют речь, деля её по смыслу на фразы и связные отрезки, выражают различные эмоции.

8.Прослушивание видеозаписи с чтением произведения.

9.Физкультминутка.

Хорошо, что солнце светит! (изображают солнце)

 Хорошо, что дует ветер! (изображают ветер)

Хорошо идти с друзьями! (шагают) 

Хорошо прижаться к маме! (обнимают себя)

Хорошо в краю родном! (разводят руки в стороны) 

Хорошо там, где наш дом! (изображают дом)

Хорошо кружиться в танце! (кружатся) Хорошо быть домочадцем! (выставляют большие пальцы).



10.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Попробуем поставить мини-спектакль по отрывку из сказки.

- Люди каких профессий создают спектакль?

Режиссёр – распределяет роли, объясняет актёрам, как произносить реплики, показывать переживания героев, какие жесты и движения использовать.

Актёры – играют роль, выражая характер героя голосом, мимикой, жестами.

Художники – делают костюмы и декорации.

Бланк оценивания:

№ п/п

Критерии

Оценка работы своей группы

Оценка работы другой группы

Оценка учителя

1.

Грамотно произносить слова, выделяя голосом ключевые слова.

 

 

 

2.

Чувствовать и передавать настроение героя.

 

 

 

3.

Мимика и жесты.

 

 

 

- Какой вывод вы для себя сделаете после того, как изучили это произведение?

11. Включение в систему знаний и повторение.

- Я прошу вас написать мальчику записочку, в которой выскажите своё отношение к его поступку, можно высказать свои пожелания, ведь он еще совсем не знает что такое школа. Что хотели бы ему сказать? Что интересного для вас в школе?

На карточке:

Дорогой мальчик! Пишет тебе __________________________________________


12. Рефлексия деятельности на уроке.

– Ребята, когда автор нам рассказал свою историю, ему захотелось узнать: есть ли в нашей школе детки, похожие на мальчика, которые когда-то тоже очень хотели пойти в школу. А чтобы мальчик быстрее об этом узнал, я предлагаю вам нарисовать ему рисунки и отправить их по почте в сказочный город. В этом вам помогут вопросы, которые интересовали мальчика.

А вопросы такие:

1. Твоя бабушка часто гладит тебя по головке, прижимает к себе или она этого не делает совсем? Если часто, то нарисуй солнышко, если редко – нарисуй ёлочку, а если только ругает – нарисуй тучку.

2. Тебе хочется, чтобы бабушка чаще называла тебя ласково и нежно? Если да – нарисуй солнышко, если тебе всё равно – нарисуй ёлочку, а если тебе это не нравится – нарисуй тучку.

3. Бывают случаи, когда человека все раздражает вокруг, все ему не нравится. Если с тобой это происходит часто – нарисуй тучку, если редко – нарисуй елочку, ну а если тебе всегда с людьми легко и никто тебя не раздражает – нарисуй солнышко.

5. Когда ты приходишь в школу, в свой класс ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече с ребятами или нет? Если тебе приятно видеть всех ребят – нарисуй солнышко, если приятно видеть только некоторых детей – нарисуй елочку, ну а если тебе не хочется никого видеть, не хочется ни с кем общаться – нарисуй тучку.


13. Подведение итога:

Сегодня, мы с вами говорили о том, что самые старшие и уважаемые в семье - это бабушка , о ней нужно заботиться и оберегать, Познакомились с новым произведением А.Н.Плещеева.

- Что вам особенно понравилось на уроке?

Вы – молодцы! Хорошо работали, отвечали, все молодцы! Похвалите себя, погладьте по головке, скажите: «Я – молодец!», «Я-умница!» Урок окончен, вы свободны.

14.Домашнее задание

Выразительно прочитать произведение « Бабушка и внучек».





















































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А.Н. Плещеев «Бабушка и внучек»

Автор: Стрельцова Оксана Викторовна

Дата: 17.12.2019

Номер свидетельства: 532307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "классный час "Мы славим седину" "
    ["seo_title"] => string(31) "klassnyi-chas-my-slavim-siedinu"
    ["file_id"] => string(6) "140343"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417943796"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Упражнения по развитию речи на уроках русского языка в 1 классе"
    ["seo_title"] => string(73) "uprazhnieniia_po_razvitiiu_riechi_na_urokakh_russkogho_iazyka_v_1_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "446588"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1514221870"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства