Просмотр содержимого документа
«А. Алексин "Первый день"»
ТЕМА. А.Алексин. «Первый день»
ЦЕЛЬ.
Развитие умения пересказывать нужные фрагменты текста;
Формирование внимания к внутреннему состоянию персонажей, умения объяснять причины их поступков, соотнести пословицу с содержанием произведения;
Воспитывать бережное, внимательное отношение к мамам, умения контактировать друг с другом, сопереживать и радоваться успехам других;
Развитие умений сбора необходимой информации из разных источников, в том числе интерактивных:
Ход урока
Организационный момент
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Начинаем наш любимый урок.
Проверка домашнего задания
Работа над темой урока
Вводная беседа.
(звучит музыка П.И.Чайковского "Времена года")
-Ребята, о каком времени года звучала замечательное произведение Петра Ильича Чайковского?
Я вам сейчас подскажу (учитель читает отрывки стихотворений А.С.Пушкина "Гонимы вешними лучами", "Уж небо осенью дышало", а в это время звучит музыка П.А.Чайковского "Времена года"):
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга:
С улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречала утро года:
(пауза)
(Дети отвечают - весна)
- А давайте-ка ещё послушаем и отгадаем?
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало:
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась:
Ложился на поля туман:
Гусей крикливых караван тянулся к югу:
Приближалась довольно грустная пора
(пауза)
(Дети отвечают - осень)
- Кто автор этих строк? (Пушкин)
- Действительно, эти строки принадлежат великому русскому поэту А.С.Пушкину (показываю портрет А.С.Пушкина) и говорится в них об осени.
- Писатель А.Г.Алексин назвал свой рассказ "Первый день". Чем знаменателен первый день осени? (Это начало учебного года)
Знакомство с писателем. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
- Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (Дети отвечают)
- Откройте учебник, найдите это произведение. (А.Г.Алексин "Первый день")
-Я начну читать, а вам задание - почувствовать и уловить нужную интонацию. Затем мы будем читать "по-цепочке".
Чтение 1 части рассказа "по-цепочке" учителем и учащимися вслух.
- Что же это был за день? (Дети отвечают)
- Найдите в тексте и прочитайте, каким был этот осенний день? (Дети читают)
- А почему мальчик не хотел, чтобы мама его провожала? (Хотел, чтобы его считали взрослым)
Чтение 2 части рассказа. Работа над текстом.
-Как вы думаете, почему мама шла вслед за сыном? Обсудите это друг с другом. (Дети обсуждают) - И так, почему мама шла вслед за сыном? (Дети отвечают)
-Верно, она за него переживала, потому что он шёл в школу в первый раз. Вспомните, как вы себя чувствовали в прошлом году. Ваши мамы и папы также переживали за вас.
Самостоятельная работа.
- В какой класс попал Шурик? (в 1В)
- Итак, что происходило в классе?
- Кого он увидел за окном? (Маму)
- Прочитайте, как мальчик отнёсся к тому, что увидел?
- Как вы думаете, почему изменилось его отношение к маме? (Дети отвечают: Шурик соскучился по маме; мама стояла под дождём, Шурик начал беспокоиться о маме).
- Возможно, изменилось отношение Шурика к маме и потому, что он действительно повзрослел, стал понимать маму и её состояние. Иногда человек может за короткое время повзрослеть, начинает думать по-другому и лучше понимать других. И это хорошо. Порадуемся за Шурика.
- Как вы думаете, чему учит нас этот рассказ? (Дети отвечают - лучше понимать других)
Соотнесение пословиц с текстом.
(На доске пословицы: "Как вырастишь с мать - всё будешь знать", "Ближе матери друга нет", "Птица рада весне, а дитя - матери")
- Прочитайте пословицы.
- Как вы думаете, какая из них могла бы стать заглавием этого рассказа? (Дети отвечают)
- Какие пословицы о маме знаете вы? (Дети отвечают)
- Мама - это самый дорогой и близкий вам человек на свете. Не зря говорится в поговорке "При солнышке - светло, при матушке - добро". И вы должны не только любить маму, но и беречь её, доставлять ей радость. Общение с мамой не только вам приятно, но и ей. Чем можно порадовать маму?
- Давайте вспомним, какие стихи, песни знаем о маме.
- Кто хочет, выходите к доске и расскажите стихотворение о маме.
",,,нет милее дружка, чем родная матушка!" (Запись на доске)
Итог урока.
- Вернёмся к названию рассказа. Почему он называется "Первым днём"?
- Как вы думаете, запомнится ли этот день Шурику?
- А вы помните свой первый день в школе? Чем вам запомнился ваш первый день?
Домашнее задание.
- Дома вы подготовите рассказ о том, как вы собирались в школу в первый раз или как прошёл первый учебный день.
- А теперь, чтобы вам легче было вспомнить, я покажу вам фотографии, снятые 1 сентября прошлого года.