Дата | 23.04.2021 |
Класс | 2 б |
Предмет | Литературное чтение |
Тема | А.Г. Алексин «Первый день» |
Тип урока | Урок рефлексии. |
Цель | Провести полный анализ рассказа А.Г. Алексина «Первый день» |
Задачи | Образовательные: умение читать произведения разных жанров с листа и по памяти с соблюдением норм литературного произношения. Формировать умение анализировать поступки людей. Учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении. Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас; умение находить нужную информацию, используя словари, выделять существенную информацию из текста. Воспитательные: воспитывать доброе отношение к семье, детям, родителям. |
УУД | Регулятивные: Самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; Выполнять учебные задачи в устной и письменной речи; Высказывать свое предположение на основе работы в устной и письменной речи. Познавательные: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Осознанно строить высказывания в устной и письменной речи; Устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: Воспринимать текст с учетом поставленной задачи; Находить в тексте нужную информацию; Сотрудничать с одноклассниками, аргументировать свою собственную позицию. Личностные: Выражение эмоций, переживаний; Оценка учебной деятельности и выражение положительного отношения к процессу познания; Мотивация своих действий. |
Планируемые результаты | Уметь анализировать прочитанное, эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции, переживания, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания. |
Оборудование | Учебник Э.Э. Кац «Литературное чтение». Рабочая тетрадь по литературному чтению Э.Э.Кац. Творческие блокноты. Презентация. |
Межпредметные связи | Русский язык |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Самоопределение к деятельности. | Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должно лежать: учебник по литературному чтению, тетрадь на печатной основе, творческий дневник. Улыбнитесь те, кто пришел с открытым сердцем и хорошим настроением. Спасибо. - Кивните головой те, кто относится с уважением ко всем присутствующим. Спасибо. - Поднимите руку те, кто готов трудиться. Спасибо. Мама! Самое прекрасное слово на земле, это первое слово, которое произносит человек и звучит оно на всех языках, одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное, чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы тебе ни было лет - пять или пятьдесят - тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь. ( З.Воскресенская) - Ребята, вы догадались, о ком сегодня пойдёт речь? - Откройте творческий блокнот. - Найдите лист №1 и запишите это слово. - Почему именно это слово? - А кто еще является главным героем? | Проверка готовности к уроку. Подготовка класса к работе. Работа с творческими блокнотами. |
Проверка знаний. | Итак, на прошлом уроке мы ознакомиться с произведением Анатолия Георгиевича Алексина «Первый день». - Давайте прочитаем по цепочке. (постановка оценок ). | Чтение произведения. |
Проверка восприятия текста. | - Кто же является главным героем произведения? - Почему его называют Шуриком, а не Сашей или Александром? - Каким вы представляете Шурика? - Каким был осенний день, когда Шурик отправился в школу (подтверди словами из текста) - Что почувствовал Шурик, когда узнал, что мама пойдет его провожать? - Почему мама пошла вслед за сыном? - Что происходило в классе в 1 день? | Дети отвечают на вопросы. Находят ответы в произведении. |
Систематизация знаний. | - Откройте творческий блокнот №2. - Выбери правильный ответ: к какому жанру можно отнести это произведение?. -Почему? Докажите. - Какова тема текста? - Какова основная мысль произведения? - Чем отличается тема текста от основной мысли? - Запишите тему и основную мысль на эту страничку блокнота. | Учащиеся выбирают из предложенных жанров жанр, который соответствует данному произведению. Выделяют тему и основную мысль текста. |
Работа над содержанием. | Деление текста на части и составление плана. - На сколько логических частей можно разделить тест? (опор на действия главных героев, а не на чувства). Творческий блокнот №3: 1. Сборы в школу. 2.Дорога в школу. 3.Шурик в школе. | Деление текста на части и запись плана текста. |
Характеристика внутреннего состояния героев. | А теперь давайте поговорим о внутренних состояниях героев. Страница блокнота №4. - Заполнить таблицу «Что чувствовал Шурик и что чувствовала мама на разных этапах рассказа? - Давайте будем использовать глаголы. Шурик | мама | Стр.126 учебника. Вопрос 2. | злился | заботилась переживала | Стр.126 вопрос 3. | сердился | волновалась | Стр.126 вопрос 5. | жалел переживал волновался | беспокоилась | - Посмотрите на таблицу. - Как изменилось поведение мальчика и почему? | Заполнение таблицы в творческом блокноте. |
Размышление, соответствие. | - Мама – самый верный друг, который не предаст своего ребенка. Поэтому человечеством были оставлены об этом пословицы. - Соберите пословицы! Блокнот № 5 При солнце тепло, а при матери добро. Мать кормит детей, а земля людей. Куда матушка, туда и дитятко. Птица рада весне, а младенец матери. Ребенок без матери, что стол без скатерти. Что материнской рукой дано, то впрок пойдет. Для матери ребёнок – до ста лет детёнок. - Какая пословица больше всего подходит к нашему рассказу? | Дети собирают пословицы, озвучивают их. |
Минутка отдыха. | - Мама, а она какая для каждого из вас и для мальчика Шурика? Удивительным образом устроено человеческое сердце, а особенно сердце матери, которое вмещает в себя столько любви и ласки. - Давайте из маленьких сердечек сложим огромное сердце полное слов, которые подходят к маме. Мама она какая? (по классу разложены сердечки, соберите каждый по одному сердечку и сложите в одно огромное). | Учащиеся бегают по классу, ищут сердечки и прикрепляют к сердцу на доске. |
Творческая работа. | - Почему же для каждого человека мама – это человек, которого нет ближе и лучше на земле? - Кем является мама для любого человека в жизни? Просмотр притчи о маме. - Кем же является мама для каждого из нас? (ангел) - Почему же мама в дождь шла за сыном всю дорогу и стояла под дождем около школы, водила по окнам школы глазами? | Дети смотрят притчу. Высказывают свое мнение. |
Творческий блокнот №6. - Напишите короткое письмо маме. Только то главное, что хотите ей сказать. (вспомните правила написания письма). | Учащиеся пишут короткое письмо маме. |
Рефлексия. | -Да, маму мы любим и очень. Но у мамы каждый день бывает очень много забот. Давайте поможем мамам и часть забот возьмем на себя. (выносят сердце с записанными заботами, ребенок срезает и озвучивает обязанность). - Посмотрите, каким легким становится сердце мамы, благодаря таким хорошим детям! | Оценка деятельности |
Домашнее задание. | - Прочитайте обязательно свои письма мамам. Им будет очень приятно! | |