КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Задание 1
Кочеток-золотой гребешок и жерновцы
Жили да были себе старик со старухою, бедные-бедные! Хлеба-то у них не было; вот они поехали в лес, набрали желудей, привезли домой и начали есть. Долго ли, коротко ли они ели, только старуха уронила один желудь в подполье. Пустил желудь росток и в небольшое время дорос до полу. Старуха заприметила и говорит:
– Старик! Надобно пол-то прорубить; пускай дуб растет выше; как вырастет, не станем в лес за желудями ездить, станем в избе рвать.
Старик прорубил пол; деревцо росло, росло и выросло до потолка. Старик разобрал и потолок, а после и крышу снял. Деревцо все растет да растет и доросло до самого неба. Не стало у старика со старухой желудей, взял он мешок и полез на дуб.
Лез-лез и взобрался на небо. Ходил, ходил по небу, увидал: сидит кочеток – золотой гребешок, маслена головка, и стоят жерновцы. Старик долго не думал, захватил с собою и кочетка, и жерновцы и спустился в избу. Спустился и говорит:
– Как нам, старуха, быть, что нам есть?
– Постой, – молвила старуха, – я попробую жерновцы.
Взяла жерновцы и стала молоть; ан блин да пирог, блин да пирог! Что ни повернет – все блин да пирог!. И накормила старика. Ехал мимо какой-то боярин и заехал к старику со старушкой в хату.
– Нет ли, – спрашивает, – чего-нибудь поесть?
Старуха говорит:
– Чего тебе, родимый, дать поесть, разве блинков?
Взяла жерновцы и намолола: нападали блинки да пирожки.
Приезжий поел и говорит:
– Продай мне, бабушка, твои жерновцы.
– Нет, – говорит старушка, – продать нельзя.
Он взял да и украл у ней жерновцы. Как увидали старик со старухою, что украдены жерновцы, стали горе горевать.
– Постой, – говорит кочеток – золотой гребешок, – я полечу догоню!
1. Прочитай фрагмент сказки вслух вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.
3. Дочитай текст до конца.
4. Какие характерные черты волшебной сказки ты можешь отметить в этом отрывке (включая название сказки):
а) наличие волшебного числа;
б) присутствие тотемного дерева;
в) наличие тотемного зверя или птицы;
г) обращение к помощи волшебного предмета;
д) мотив ухода главного героя из дома.
Обведи нужные буквы.
5. Подчеркни в тексте одной чертой те фрагменты, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.
Задание 2
Тучка
Лежит на небе туча,
Вздыхает и ворчит,
А маленькая тучка
Копытцами стучит.
По луже,
По дорожке,
По зонтику груздя
Стучит, как олененок,
Копытцами
Дождя!
(Т.Белозеров)
1. Прочитай стихотворение вслух вполголоса.
2. Подчеркни одной чертой слова, при помощи которых поэт оживляет образ тучи.
3. Двумя чертами подчеркни слова, из которых видно, что маленькая тучка для поэта тоже живая.
4. Найди в стихотворении сравнение и подчеркни его волнистой линией.
5. Выбери и обведи слова, которые передают характер маленькой тучки:
озорная спокойная
Задание 3
Жук и муравей
В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные животные живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к Муравью и попросил еды. А тот ему сказал: «О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, а не смеялся надо мной, не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме».
Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.
- Прочитай произведение вслух вполголоса.
- Определи жанр текста. Обведи правильный ответ:
а) народная сказка;
б) рассказ;
в) басня;
г) авторская сказка.
3. Жук в данном произведении олицетворяет:
а) злобу и хитрость;
б) зависть;
в) лень и беспечность.
4. Автор призывает читателя:
а) Правильно веди себя в жаркое время года!
б) Прочитай забавный случай из повседневной жизни и улыбнись.
в) Не ленись, думай не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем.
5. Подчеркни самые главные строчки в тексте.
6. Как ты думаешь, кто является автором произведения:
а) Эзоп;
б) И.А. Крылов;
в) это народное произведение;