Современный этап развития народного образования в нашей стране характеризуется усилением внимания к проблемам неуспеваемости детей в общеобразовательной средней школе. Особенно острой является проблема недостаточного владения учащимися нормами грамотной устной и письменной русской речи. Работая с детьми по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи,основное внимание, следует уделять овладению анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими, работа проводится в следующей последовательности:
1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
2. Вычленение звука в начале и в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук; последний звук; определить место звука в слове.
3. Определение последовательности, количества, места звуков по отношению к другим звукам.
Эта работа проводится с помощью различных упражнений и заданий, как на уроке, так и в домашних условиях.
Вашему вниманию предоставляются:
тестовые задания
«Закрепление правильных речевых навыков»
Тест «Звуки и буквы».
1. Назовите что изображено на этих картинках. Если в названии есть звук (ш), тогда отложи картинку в сторону.
2. Дети обводят в кружок только гласные звуки ( звуки называет учитель ( а, н, с, о, ы, п, ).
3. Отметьте только те слова, в которых есть звук (а). Слова читает учитель: стол, арбуз, ручка, класс, дуб, снег. Поставьте в них ударение.
4. Определить количество звуков в слове (школа).
5. Сколько гласных звуков и согласных в слове (корова)
-согл. гласн.
«Тест Слоги»
1. Определить количество слогов в словах: КУРЫ, ГОЛУБИ, СТОЛ.
1 2 3 1 2 3 1 2 3
2.Подчеркнуть слоги, образованные буквой «а»: ЗИМА, РАНО, ПЕНА.
3. Определить количество звуков в словах:
ПАРТА АЗБУКА
3 5 7 5 6 8
Обведите нужную цифру в кружок .
4. Подчеркни букву «а» в тексте.
ОЛЬГА СИДИТ ДОМА. ОНА СМОТРИТ В ОКНО. ДЕТИ ЛЕПЯТ КУКЛУ ИЗ СНЕГА. ГЛАЗА У КУКЛЫ – УГОЛЬКИ. НОС – МОРКОВКА.
Тест «Слоги».
1. Подчеркнуть только слоги-слияния: НА, ИН, КЫ, ОС, СУ.
2. Подчеркнуть в словах только первый слог: УТКА, САНИ, ЛИСА, ОСЛИК.
3. Подчеркнуть слоги, которые начинаются с буквы «с»: ТА, СА, НУ, ОС, СИ, КИ,СЫ.
4. Разделить слова черточками на слоги: НОСОК, СЫНОК, ОСИНА.
Тест «Буквы».
1. Замени печатные буквы письменными а, ы, у, и, о.
2. Записать под диктовку буквы названные учителем.
3. Записать первую букву, с которой начинается каждое предложение.
ОДНАЖДЫ НА УЗКОЙ ДОСКЕ ВСТРЕТИЛИСЬ ДВЕ УПРЯМЫЕ КОЗЫ. УЗКАЯ ДОСКА БЫЛА ПЕРЕКИНУТА ЧЕРЕЗ ГЛУБОКУЮ РЕКУ. ВДВОЕМ ПО ДОСКЕ НЕ РАЗОЙТИСЬ. КОМУ-ТО НАДО УСТУПАТЬ. УПРЯМЫЕ КОЗЫ НАЧАЛИ СПОРИТЬ.
А ПОТОМ БОДАТЬСЯ. СТОЛКНУЛИСЬ ЛБАМИ И ОБЕ УПАЛИ В РЕКУ.
4.Соотнеси слова со схемами. Поставьте в них ударение.
5. Подчеркните в предложение все гласные красным цветом, все согласные черным.
Скромность - всякому к лицу.
Тест «Буквы»
1.Начертите схемы слов: ЛЕЙКА, ДОЙКА, ПОСТОЙ.
2. Выберите буквы, которые обозначают всегда мягкий звук: Л, З, Ч, П, Й, К.
3. Соотнесите слова со схемами: ЛЕЙКА, ТРАМВАЙ, ПОЙ.
4. Составьте слово, в котором есть мягкий знак.
5. Допишите глухие парные согласные: Б Г Д З Ж
Тест « Слово»
- Подобрать гласные буквы так, чтобы получилось слово
С __ Н (а, ы, у, и, о)
2. Дописать согласную букву, чтобы получилось слово
СЫ___, КО___, ЛУ___, РА___.
3.Подобрать к схемам слова
4. Написать слово, в котором звуков больше, чем букв.
5. Распределить слова в два столбика: 1 столбик с мягким звуком в, 2 столбик с твёрдым звуком в. Вова, викторина, ворота, Слава, лови, век, вилы.
Тест «Звуки»
- Подчеркни буквы, которые обозначают всегда твёрдый звук: Ч, В, Л, Ш, М, Ж.
- Соотнесите слова со схемами.
ЛУЖИ, ЛАНДЫШИ, СИМА.
- Подчеркни слова, где буква ё обозначает 1 звук, слово, где буква ё обозначает 2 звука.
- Напишите слово, где буква ё обозначает 1 звук, слово, где ё обозначает 2 звука.
- Подчеркни слова, в которых ударение падает на второй слог: СТОЛ, ОКНО, ПАРТА, ТЕТРАДЬ, РУКА, ЗЕМЛЯ.
Тест « Звуки»
- Дописать слова: РА__, Зо___, ТВО___.
- Подчеркнуть слова, в которых звуков больше, чем букв: ЯГОДА, ЗЕМЛЯ, ДЕНЬ.
- Найдите слова: ДЕНЬЕЛЬТЕНЬ.
- Подчеркните слово, в котором букв больше, чем звуков: ПЕНЬ, ЛЬЁТСЯ, ВЕСНА.
- Подчеркните ту букву, которая обозначает всегда мягкий звук: З, В, Б, Й, Г, Ч.
Тест « Слово».
- Поставь ударение в словах: НИТКИ, СТЕНА, КАРТИНА.
- Подчеркните слоги, в которых гласные служат для обозначения мягкости согласных: ЛИНА, АНТОН, НИКИТА.
- Записать первую букву каждого предложения.
Утка на пруду ныряет и купается. Клювом она перебирает свои пёрышки. Пёрышко к пёрышку укладывает, чтобы ровно лежали. Вот она почистила, поглядела в воду как в зеркало и закрякала.
- Дописать слоги, чтобы получились имена.
Ри , Во , , Ни .