Методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка»
Цель: изучение желаний младших школьников.
Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание.
Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вооб ще.
2. Методика «Цветик-семицветик»
Цель: диагностика желаний детей.
Оборудование: цветик-семицветик из бумаги.
Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева «Цве тик-семицветик». Возможен просмотр мульт- или диафильма. Каждому вручает ся приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы.
Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материаль ные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ни ми), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сло мать, выбросить и т.п.).
3. Методика «Радости и огорчения»
(методика незаконченных предложений)
Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики:
1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: «Больше всего я раду юсь, когда...», «Больше всего я огорчаюсь, когда...».
2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.
3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной сто роне они пишут о своих радостях, на другой - об огорчениях. По окончании ра боты лепестки собираются в ромашку.
4. Предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?»
При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с соб ственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.). Полу ченные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, домини рующих мотивах поведения и действий.
4. Методика «Кем быть?»
Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора.
Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хо тели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ «Кем я хочу стать и почему?»; в) написать рассказ на тему: «Моя мама (папа) на работе».
Обработка полученных материалов может включать классификацию профес сий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письмен ных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии.
5. Методика «Мой герой»
Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать.
Порядок исследования. Данная методика может проводиться в нескольких вариантах.
1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно):
- на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь?
- есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему?
- на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему?
2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели быть похожими: на папу, ма му, брата, сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа.
3. Сочинение-рассказ (сказка) «Я хочу быть, как...».
Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.