kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое пособие для учителей начальных классов "Тестовые задания по познанию мира. 2-4 классы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемое пособие подготовлено в соответствиис требованиями государственного образовательного мтандарта для начального образования. Тестовые задания ориентированы на проверку, контроль и оценку школьников по основным разделам учебного предмета "Познание мира". Сборник предназначен для учащихся 2-4 классов начальной школы, преподавателей и родителей. Данные тесты могут быть выборочно использованы для промежуточной оценки достижений учащихся по предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для учителей начальных классов "Тестовые задания по познанию мира. 2-4 классы" »



Негодина Лариса Яковлевна

Учитель начальных классов

Методическое пособие



Предлагаемое пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для начальной школы.
Тестовые задания ориентированы на проверку, контроль и оценку знаний младших школьников по основным разделам учебного предмета "Познание мира".

Сборник предназначен для учащихся 2-4-х классов начальной школы, преподавателей и родителей. Данные тесты также могут быть выборочно использованы для промежуточной оценки достижений учащихся по предмету.



 ВВЕДЕНИЕ


Школы Казахстана стоят на пороге перехода к 12-летнему образованию. Важнейшей целью модернизации является кардинальное изменение начальной ступени школы. Переход от обучения к самообразованию – главная цель, которая стоит перед учителем начальной школы в рамках 12-летнего образования. Начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления.

На уроках познания мира школьники главным образом получают общее пред­ставление о богатстве и разнообразии, некоторых законо­мерностях развития природы и жизни людей, расширяют свой кругозор.

Специфика познания мира такова, что наиболее при­емлемой и эффективной формой проверки, как пока­зала практика, являются тесты. Они носят не только обуча­ющий характер, но и дополняют другие формы проверки.

Для определения уровня знаний по предметам естествен­ного цикла, развития мыслительных операций и выявле­ния пробелов в знаниях учащихся были разработаны и апробированы тестовые задания по познанию мира для учащихся 2-4 классов.

Пособие «Тестовые задания по познанию мира для учащихся 2-4 классов» позволяют проверить уровень усвоения материала учащимися более эффективно.

Материал сборника составлен по основным разделам учебной программы.

Актуальность данного пособия обусловлена необходимостью создания эффективной дидактико-методической базы, обеспечивающей формирование предметных знаний и ключевых компетенций школьников в условиях модернизации образования.

Объем и глубина представленного материала полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования и уровню подготовки учащихся по учебному предмету «Познание мира» в школах с русским языком обучения.

Цель данного пособия: оказание помощи учителю в проведении проверки знаний учащихся по основным разделам учебного материала.

Пособие дополняет соответствующий раздел основного курса методики преподавания познания мира в начальных классах.

Новизна данного пособия заключается в том, что в нем собран основной материал, необходимый для проверки знаний. Учителю не нужно будет при составлении поурочного плана обращаться к нескольким источникам.

Практическую ценность пособия подчеркивает тот факт, что оно может быть использовано для эффективности предметного обучения.


ВОЗДУХ

1. Воздух - это ...

а) жидкое вещество;

б) твердое вещество;

в) газообразное вещество.

2. Выбери верное выражение:

а) воздух - смесь газов;

б) воздух - смесь жидкостей;

в) воздух - смесь твердых веществ.

3. Среди данных свойств воздуха подчеркни верные:

а) прозрачный, бесцветный;

б) имеет запах, не имеет запаха;

в) сжимаем и упруг;

г) имеет вес, занимает место;

д) поддерживает горение, не поддерживает горение;

е) в воде нет воздуха, воздух растворен в воде;

ж) воздух заполняет все промежутки.

4. По описанию определи, о каком свойстве воздуха идёт речь. Запиши название этого свойства.

а) Резиновым мячом ударили о землю. Он долго прыгает в воздухе. Воздух______________________.

б) Зажгли свечу и накрыли её стаканом. Свеча быстро погасла.

Воздух___________________________________.

в) Кусочек сахара положили в стакан с водой. Из него выходят пузырьки.

Воздух___________________________________.

5. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы, потому что:

а) при нагревании воздух расширяется;

б) при охлаждении воздух сжимается;

в) воздух плохо проводит тепло.

6. Обведи ответ, с которым согласен. Ученик в своём сочинении: «Воздух нужен Земле и человеку!» написал: «Если не будет воздуха, то:

а) лучи солнца сожгут все живое;

б) исчезнут некоторые виды растений и животных;

в) не смогут дышать живые организмы;

г) нечем будет накачивать шины автомобилей;

д) планета будет безжизненным небесным телом ».

7. Подчеркни, что может навредить воздуху.

Сажа, пыль, дым, аэрозоли, водяные пары, выхлопные газы, кислород.

8. Выдели источники загрязнения воздуха.

а) пожары и горящие костры

б) игра с куклами

в) выхлопные газы автомашин

г) работающие заводы и фабрики

д) чтение книг

9. Чтобы защитить воздух от загрязнения необходимо:

а) остановить все фабрики и заводы;

б) запретить пользоваться автотранспортом;

в) на трубах заводов и фабрик, на автомашинах устанавливать специальные фильтры.

ВОДА

1. Вода-это...

а) твердое вещество;

б) жидкое вещество;

в) газообразное вещество.

2. Допиши предложения.

Вода в твердом состоянии - это__________________.

Вода в газообразном состоянии - это______________.

3. Выбери и обведи верное утверждение.

а) Чем выше температура воды, тем испарение идёт быстрее.

б) Чем выше температура воды, тем испарение идёт медленнее.

в) Чем ниже температура воды, тем испарение идёт медленнее.

4. Вода превращается в лед:

а) при температуре +5° и выше;

б) при температуре 0°и ниже;

в) при температуре от 0 до +5 .

5. Вычеркни неверные свойства чистой воды. Вместо вычеркнутых свойств запиши верные.

Прозрачная, кислая, текучая, имеет форму шара, не имеет запаха, имеет температуру, белого цвета..._____________

6. По описанию определи, о каком свойстве воды идёт речь. Запиши название этого свойства.

а) Из чашки на стол пролилась вода. Вода растеклась по столу. Вода_______________.

б) В чайнике долго кипела вода. Вскоре в чайнике воды не стало. Вода________________.

в) В стакан.с водой положили сахар. Вскоре сахар растворился. Вода________________.

г) В стакан с водой опустили ложку. Ложка хорошо видна. Вода_________________.

7. Подчеркни вещества, которые растворяются в воде.

Сахар, глина, кислород, сода, мука, нефть, соль, песок.

8. Чтобы очистить воду от грязи нужно:

а) перелить воду в чистую посуду;

б) дать воде отстояться;

в) воду профильтровать.

9. Нельзя пить воду из реки, озера, пруда, потому что:

а) в ней могут быть растворены минеральные вещества;

б) в ней могут быть растворённые газы, проникающие с глубины земли;

в) в ней могут быть вредные вещества и болезнетворные микробы.

10. Вода нужна людям:

а) прозрачная;

б) чистая;

в) солёная.

11. Укажи причину загрязнения воды в реках и озёрах.

а) использование воды в быту;

б) слив сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм;

в) использование воды на производстве.

12. На заводах и фабриках для очистки воды используют:

а) фильтры;

б) кислоты;

в) пластиковые трубы.

ПОЧВА

1. Почва- это ...

а) верхний слой земли;

б) верхний плодородный слой земли;

в) чёрное или серое вещество.

2. Почва состоит:

а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей; «

в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, из остатков растений и мелких животных.

3. Основным свойством почвы является:

а) тёмный цвет;

б) плодородие;

в) сыпучесть;

г) на ней растут растения.

4. Плодородная почва имеет:

а) коричневый цвет;

б) жёлтый цвет;

в) чёрный цвет.

5. На плодородие почвы влияет:

а) наличие в почве перегноя;

б) наличие в почве воды;

в) наличие в почве песка и глины.

6. Перегной в почве образуется:

а) из песка и глины;

б) из воды и воздуха;

в) из остатков растений и животных.

7. При опускании почвы в воду, выделяются пузырьки воздуха. Это говорит о том, что:

а) в почве есть воздух, который вытеснила вода;

б) в воде есть воздух, который вытеснила почва;

в) воздуху захотелось показаться человеку.

8. Выбери ряд, в котором названы составные части почвы, обеспечивающие жизнь растений.

а) Вода, воздух, минеральные соли.

б) Черви, мыши, личинки насекомых.

в) Камни, песок, глина.

9. Выбери ряд, в котором перечислены живые существа, обитающие в почве.

а) Муравьи, мухи, тараканы.

б) Бабочки, жуки, мыши.

в) Дождевые черви, кроты, медведки.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

1. Для роста и развития растения необходимы:

а) тепло, вода, воздух, свет, питательные вещества;

б) вода, тепло, песок, кислород;

в) воздух, вода, питательные вещества, холод, темнота.

2. Укажи правильную последовательность жизни растения. Поставь номера от 1 до 4.

созревание увядание (смерть)

старение появление всходов

3. Растения получают из почвы:

а) перегной, песок, глину;

б) воздух, воду, соли;

в) остатки растений и животных.

4. Запиши к каждой группе по 2 названия растений.

Однолетние:

Двулетние:

Многолетние:

5. Семена растений обычно хранят в пакетиках. При этом семена не прорастают, потому что:

а) нет перегноя;

б) нет воды;

в) нет света.

6. Соедини линией органы растения, которые относятся к подземным или надземным частям.

«усы»

корневище

клубень

подземные черенок надземные

листок

луковица

семя

7. Установи соответствие между названием растения и способом его размножения.

смородина луковица

земляника клубень

ландыш «усы»

огурец листок

тюльпан корневище

крыжовник черенок

фиалка отводок

картофель семя

8. Отметь корнеплоды знаком « +», а плоды знаком « -».

свекла морковь тыква

огурец вишня редис

кабачок репа

9. Главный признак плода растения:

а) круглый;

б) имеет семена;

в) съедобный;

г) полезный.

10. Подчеркни названия односемянных плодов.

Огурец, вишня, слива, арбуз, помидор, яблоко, абрикос, дыня, кабачок, персик.


ЖИЗНЬ РАСТЕНИИ

1. Укажи последовательность развития растения из семени. Поставь номера от I до 4.

корень листья

семя стебель

2. Семенам для прорастания, необходимы:

а) тепло, вода, воздух;

б) перегной, глина и песок;

в) свет, вода и углекислый газ.

3. Допиши название части растения.

а) Дышит, ловит солнечные лучи ________________________.

б) Удерживает растение в почве.__________________

в) Доставляет питательные вещества от корня растения к другим его органам _________.

4. Часть растения, в которой образуется сахар и крахмал:

а) корень;

б) лист;

в) стебель.

5. Чтобы образовать сахар и крахмал растению требуется:

а) наличие воды и углекислого газа;

б) наличие почвы и воздуха;

в) наличие света, воды и углекислого газа.

6. Важное вещество, образующееся в листе вместе с питательными веществами:

а) кислород;

б) углекислый газ;

в) азот.

7. Листья растений трудятся с восходом до заката солнца больше всего:

а) весной;

б) летом;

в) осенью.

8. Зелёный цвет листьям придаёт вещество под названием:

а) крахмал;

б) хлорофилл;

в) углекислый газ.

9. Осенью цвет листьев многих растений изменяется, потому что:

а) солнце светит ярче и растение получает большое количество тепла;

б) за лето в листьях накопилось большое количество минеральных солей, сахара и крахмала;

в) без тепла питание растения замедляется и листья прекращают вырабатывать хлорофилл.

1 0. На месте цветков после опыления образуются:

а) листья;

б) плоды с семенами.

в) стебли •

11. Укажи группу, в которой все насекомые являются опылителями.

а) Пчёлы, шмели, бабочки.

б) Пауки, улитки, клещи.

в) Гусеницы, стрекозы, бабочки.

РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

1. Наука о растениях называется:

а) биология;

б) зоология;

в) география;

г) ботаника.

2. Соедини линией слова, написанные в левом столбике с понятиями правого столбика.

одуванчик деревья

сирень

клён кустарники

тюльпан

берёза травянистые

ель растения

малина

3. Укажи группу растений, к которой относятся только лиственные деревья.

а) Осина, тополь, липа.

б) Берёза, лиственница, дуб.

в) Клён, ель, ольха.

4. Укажи группу растений, к которой относятся только хвойные деревья.

а) Яблоня, берёза, кипарис.

б) Сосна, пихта, лиственница.

в) Тополь, кедр, осина.

5. Растения, которые человек специально выращивает, называются:

а) дикорастущие;

б) благородные;

в) культурные;

г) садовые.

6. К дикорастущим растениям относятся:

а) яблоня, малина, груша;

б) рябина, мох, слива;

в) дуб, ива, папоротник.

7. К культурным растениям относятся:

а) смородина, крыжовник, яблоня;

б) пихта, малина, облепиха;

в) ольха, сосна, кедр.

8. Многие растения ... , они применяются в медицине. Выбери пропущенное слово.

а) красивые;

б) лекарственные;

в) высокие.

9. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся:

а) в заповедниках;

б) на приусадебном участке;

в) на бульварах и скверах.

РАСТЕНИЯ

Вариант 1

1. Растения - это часть

A) окружающей среды.

Б) живой природы.

B) неживой природы.

2. Все растения можно разделить на ________ группы (наличие стебля).

A) 2.

Б) 3.

B) 4.

3. Соедини стрелкой.

Мягкие сочные стебли деревья

Несколько деревянистых стеблей травы

Толстый, крепкий один стебель (ствол) кусты

4. Подпиши части растений.

5. Может ли быть одновременно на ветке цветок и плод?

A) Да, потому что_______________________

Б) Нет, потому что____________________________

B) Не знаю.

6. При помощи этого органа растения дышат, не перегреваются, вырабатывают крахмал и сахар.

А) Цветок.

Б) Стебель.

В) Листья.

7. Основа жизни растения:

A) семя.

Б) плод.

B) корень.

8. Способность растения оставлять себе подобное поколение, это ___________________________________.

9. Перечисли надземные части растений, при помощи которых растения могут размножаться:

_________________________________________________________________________

10. Корневища, клубни, луковицы – это

_________________________________________________________________________________

11. Подпиши, где корень, где корневище, корнеплод (рисунки).



12. У каких растений в пищу употребляют корнеплод (подчеркни):

Капуста, баклажан, брюква, морковь, тыква, слива, редис, огурцы, редька.

13. Самые простые по строению растения, у которых нет ни одного известного органа:

А) водоросли.

Б) папоротник.

В) мхи.

14. Раздели растения на группы. Назови каждую группу. Предложи несколько вариантов.

Клен, клевер, василек, смородина, кедр, карагач, малина, иван-чай, можжевельник, кипарис, кедр.

15. Все растения на планете делятся на

_________________________и_______________________.


16. Растения собираются в__________________________и

расселяются по____________________________.

A) Сообщества. А) Районам.

Б) Группы. Б) Природными зонами.

B) Союзы. В) Тенистым лесам.

17. Пшеница, ячмень, овес - это:

A) теневыносливые.

Б) морозоустойчивые.

B) засухоустойчивые.

18. Светолюбивое травянистое растение, постоянно поворачивается «лицом» к солнцу.

A) Хлопок.

Б) Кукуруза.

B) Подсолнечник.

19. Листья высоких деревьев образуют - ________________;

Более низкие деревья - ___________________________;

Кустарники образуют - ____________________________;

Травы, мхи образуют - __________________________;

20. Растения, прорастающие из зерна (семени), в течение года дают семена и прекращают свое существование, называют:

A) однодневными.

Б) однолетними.

B) односезонными.


Вариант 2


1. Растения - это ...

A) цветы, деревья.

Б) живой организм.

B) украшение Земли.

2. Наука, изучающая жизнь растений, - это

A) ботаника.

Б) биология.

B) биография.

3. Орган, при помощи которого растение получает питательные вещества и удерживает растение в почве:

A) листья.

Б) корневище.

B) корень.

4. Орган воспроизведения растений:

A) плод.

Б) семя.

B) цветок.

5. Стебли мягкие, сочные у

A) деревьев.

Б) кустарников.

B) травянистых растений.

6. Если у кустарника срезать все веточки, кроме одной станет ли деревом?

A) Да, потому что_______________________________,

Б) Нет, потому что_______________________________

B) Не знаю.

7. Необходимые условия для жизни растений:

A) свет, почва, тепло, вода.

Б) тепло, свет, вода, воздух, питательные вещества.

B) почва, воздух, вода, тепло.

8. Раздели растения на группы. Назови каждую группу. Предложи несколько вариантов:

клен, мак, ромашка, смородина, кедр, карагач, лютик едкий, сосна, лиственница.



9. Размножение растений подземными частями.



10. Соедини стрелкой:

• утолщенная часть стебля корнеплод

• утолщенная часть корня кочан

• растения с плотными клубень, луковица

листьями образуют

11. Раздели растения на группы. Напиши названия каждой группы. Укажите несколько вариантов.

Шиповник, сосна, пихта, рябина, тополь, кедр, ель.

12. Кукуруза относится к____________________растениям.

А) дикорастущим

Б) культурным

13. Смена природных зон идет с____________________на_________________________(укажите стороны горизонта).

14. Из-за условий произрастания растения делятся на группы. Напишите, назовите эти группы._______________________________________________________________________________


15. Клевер, шалфей имеют недлинные корни, в виде тонких корешков, листья - широкие.

Это_______________________________________растения.


16. Особенно много в этой природной зоне произрастает злаков:

A) лес.

Б) луг.

B) степь.

17. Подчеркни названия ядовитых растений:

Розмарин, шалфей, белена черная, осока, дурман обыкновенный лапчатка, паслен сладко-горький, чина.

18. Сухолюбивое и светолюбивое дерево. Высокие ствол этих деревьев раньше использовались для корабельной мачты. Из ровных и без сучков стволов получают доски.

A) ель.

Б) пихта.

B) сосна.

19. Почему в еловых лесах в основном травы имеют белые цветы (например, кислица)?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Растения, у которых нет плодов, но есть семена. Где классификация проведена правильно?

1) Шиповник, жасмин, сирень, береза.

2) Ель, сосна, пихта, кедр.

3) Ель, сосна, клен, пихта.

Почему?_______________________________________________________________________________


Вариант 3

  1. Необходимые условия для жизни растений:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Разделите на 3 группы. Напиши названия группы. Липа, шиповник, одуванчик, клевер, дуб, сосна, можжевельник, боярышник.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Орган растения, который доставляет воду, питательные вещества к листьям, цветку, плодам с семенами.

A) Корень.

Б) Стебель.

B) Веточки.

4. Плод образуется на месте:

A) цветка.

Б) листьев.

B) побегов.

5. Размножение - это способность

A) растения жить.

Б) каждого растения оставлять себе подобное поколение.

B) растения рождать себе подобных.

6. Семя - это_________________________________


7. Дайте названия каждой группы плодов:

Черешня Пшеница Миндаль Огурцы

Абрикос Фасоль Грецкий орех Малина

Слива Рожь Дыня


8. Размножаются (соедини стрелкой)

Ландыш луковица

Картофель клубни

Гладиолус корневища

9. Эта группа растений имеет корни, стебли, листья:

А) хвойные.

Б) папоротник.

В) грибы.

10. Растения собираются в сообщества и расселяются по природным зонам. Главное для этого условие:

A) количество осадков.

Б) распределение тепла.

B) много минеральных веществ в почве.

11. Влияет на рост растений в определенной среде:

A) влага, питательные вещества

Б) растения-соседи

B) влага, тепло, свет

12. Теплолюбивые растения Холодостойкие растения

____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ________ ____________________________________________________ ____________________________________________________________


Светолюбивые растения Теневыносливые растения­­­­­­­____________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_­­­­­­­­­­­­­­­­­ ___________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________________________________________________­­­­­­­­


13. Морковь, свекла, капуста - растения

A) однолетние.

Б) многолетние.

B) двулетние.

14. Раздели на две группы, подпиши:

Гречиха, полынь, ива садовая вишня, помидоры, сирень.

_____________________________________________________________ ­­­­­­­­­­­­ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­


15. Ковыль, пырей, овсянка, полынь - это растения

A) пустынь.

Б) степей.

B) лесов.

16. Почему ели сначала растут под ветвями березы?





17. Растение имеет короткий и разветвленный корень, влагу хранит в толстых, мясистых листьях, растет в степи - ________________. Это______________________растение.


18. Самые распространенные растения на Земле – это ___________________. (название группы по наличию органов).


19. Цветов (плодов с семенами) не бывает у

__________________________, ____________________________,

__________________________, ____________________________.


20. Почему листья деревьев меняют окраску осенью?

A) Становится холодней.

Б) Часто идут дожди.

B) Меньше света.

Что происходит по этой причине?




Вариант 4


  1. Многолетние растения с одним стволом -____________


2. Многолетнее растение, у которого несколько

деревянистых стеблей -______________________________


3.Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василек травой?

__________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Возраст деревьев неодинаков.

Липа живет до 800 лет, ель - до 350 лет, ива - до 60, тополь и осина - 100 лет, береза - до 150 лет, сосна - до 450 лет, дуб - до 1000 лет. Но всех превзошла секвойя, названная в честь индейца Секвойя - изобретателя индейской письменности. Это дерево живет до 3 600 лет.

A) Постройте ряд деревьев по долговечности.

Б) Разделите деревья на 2 группы - хвойные и лиственные. Запишите в два столбика.

B) Какие деревья из списка живут в нашей местности?

Подчеркни.

_____________________________________ ___________________________________

_____________________________________ ___________________________________

_____________________________________ ___________________________________


5. Растения многообразны, многие из них имеют такие органы:____________________,______________________,_____________________, ______________,_______________________.

6. Необходимые условия для развития семени. Подчеркни: тепло, свет, вода, воздух, питательные вещества.

7. Орган размножения многих растений -

A) цветок.

Б) черенок.

B) семя.

8. Соедини стрелкой:

Сочные плоды яблоко

рожь

Сухие плоды

орех

смородина

9. На зиму откладывают запасы питательных веществ в клубнях_______________________, в луковицах______________, корневищах___________________.

10. Что человек у этих растений употребляет в пищу:

Укроп _____________ Яблоко ______________

Помидор _____________ Редис______________

Мак ______________ Капуста______________

Свекла _____________ Репа ______________

Орех_____________

11. Эти растения любят влажные почвы, невысокую температуру, не имеют корней, цветов.

A) Водоросли.

Б) Мхи, лишайник.

B) Камыш.

12. Местообитание растений зависит от количества_________________________, а также от количества:

A) минеральных веществ в почве.

Б) микроорганизмов в почве.

B) осадков.

13. По месту обитания эти растения: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Луговой шалфей Лотос Саксаул Верблюжья колючка Желтая кубышка Песчаная

Иван-чай Элодея акация

Клевер Кувшинки


Ива

14. В лесу_____ яруса


A) 4.

Б) 3.

B) 2.


15. Растения-долгожители -это__________________________________________ растения.


16. Виды лесов: ________________________________________________________________________

17. Хлопок дает хороший урожай тогда, когда достаточно___________________и__________________, потому что хлопок это_______________________________растение.

18. Какие лекарственные растения ты знаешь?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Значение растений для жизни. Перечисли.

1)__________________________________

2)__________________________________

3)__________________________________

4)__________________________________

5)__________________________________

6)__________________________________

7)__________________________________

20. Какие растения, занесенные в Красную книгу, ты знаешь?

1)__________________________________________

2)__________________________________________

3)__________________________________________

4)__________________________________________

5)__________________________________________


Вариант 5


1. Фасоль, пшеница, томат -

A) многолетние растения

Б) однолетние растения

B) двулетние растения

2. Многолетние деревянистые растения, имеющие несколько разных стеблей - это

A) деревья

Б) кустарники

B) травы

3. Эти растения приспособились накапливать влагу в листьях, стеблях, корнях:

A) засухоустойчивые растения

Б) теплолюбивые растения

B) влаголюбивые растения

4. Продолжительность жизни дуба

A) 10-15 лет

Б) 100-150 лет

B) 1000-1500 лет

5. Зверобой, тимофеевка, мята, клевер - это растения

A) степи

Б) луга

B) пустыни

6. Однолетнее растение:

A) пшеница

Б) земляника.

B) щавель.

7. Участки земной поверхности, на которых растут травянистые, влаголюбивые растения.

A) Луга

Б) Степи

B) Горы

8. Найдите холодостойкое растение:

A) хлопчатник.

Б) чеснок.

B) кукуруза.

9. Ядовитые растения -

A) мать-и-мачеха, овес

Б) белена черная, дурман

B) люцерна, незабудка

10. Однолетние растения:

A) земляника, ландыш, одуванчик

Б) капуста, морковь, свекла

B) пшеница, кукуруза, подсолнечник

11. Теневыносливое растение:

A) хлопок

Б) саксаул

B) вороний глаз

12. Двулетние растения

A) пшеница, кукуруза, подсолнечник

Б) земляника, ландыш, одуванчик

B) капуста, морковь, свекла

13. Растениям нужен стебель, чтобы

A) питательные вещества по нему поступали от корня к другим его органам

Б) на нем были расположены листья

B) быть ближе к солнцу

14. К цветковым растениям не относится

A) папоротник

Б) шиповник

B) картофель

15. Светолюбивые растения -

A) кислица, лапчатка, чина

Б) хлопчатник, пшеница, подорожник

B) клевер, одуванчик, саксаул


ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

1. Сад — это участок земли, где человек:

а) выращивает пшеницу и овощи;

б) выращивает плодовые и ягодные растения;

в) разводит домашних животных.

2. Подчеркни растения, которые люди выращивают в садах:

вишня, свекла, груша, урюк, картофель, смородина, яблоня, рожь, слива, малина.

3. Соедини линией названия плодов, которые относятся к культурным деревьям или кустарникам.

вишня

малина

кустарники крыжовник деревья

груша

смородина

яблоко

абрикос

4. Люди разводят плодовые деревья и кустарники, потому что:

а) они являются кормом для некоторых домашних животных;

б) они украшают сады;

в) они содержат много полезных веществ, необходи­мые организму человека.

5. Отрасль хозяйства по выращиванию растений в садах называется:

а) садоводство;

б) огородничество;

в) полеводство.

6. Людей, занятых в садоводстве называют:

а) полеводы;

б) животноводы;

в) садоводы;

г) огородники.

7. Распространёнными плодовыми культурами в нашей стране являются:

а) ананас, банан, апельсин;

б) киви, абрикос, лимон;

в) яблоко, груша, малина.

8. Осенью люди белят стволы плодовых деревьев:

а) для сохранения тепла и влаги;

б) для защиты коры деревьев от солнечных ожогов, грызунов и проникновения под неё насекомых;

в) для красоты.

9. Большое развитие бахчевое хозяйство и рисоводство получило в

а) Кокшетауской области

б) Кзылординской области

в) Акмолинской области

10. Масло, ткань, вату получают из

а) кукурузы

б) риса

в) хлопка.

11. Крахмал вырабатывают из

а) хлопка

б) риса

в) винограда

12. Ценное масло, муку, крупу, крахмал, силос получают из

а) арбузов

б) пшеницы

в) кукурузы

13. Дыни, арбузы, тыкву, кабачки выращивают

а) на бахчах

б) в садах

в) на полях

14. Рис, хлопок, виноград, кукурузу, дыни, арбузы выращивают в

а) центральном Казахстане

б) северном Казахстане

в) южном Казахстане


ПОЛЕВОДСТВО


1. Поле это участок земли, где человек:

а) выращивает зерновые и овощные растения;

б) выращивает травянистые растения;

в) строит дома и дороги.

2. Подчеркни названия растений, которые люди выращивают на полях.

Пшеница, кукуруза, яблоня, свёкла, подсолнечник, малина, рис, картофель, абрикос, хлопчатник, морковь.

3. Основной продукт питания:

а) молоко;

б) масло;

в) хлеб.

4. Отметь значком «х» главную зерновую культуру.

рожь пшеница

овес ячмень

5. Допиши время года.

Яровую пшеницу сеют _________

Озимую пшеницу сеют ________

6. По своей важности на втором месте из продуктов питания стоит:

а) свёкла;

б) картофель;

в) томат.

7. Из клубней картофеля получают:

а) муку;

б) крупу;

в) крахмал.

8. «Белым золотом» люди называют:

а) соль;

б)сахар;

в) хлеб;

г) хлопчатник.

9. Допиши предложения.

Волокна хлопчатника идут на изготовление__

Из семян хлопчатника делают_____________

10. На полях люди ведут борьбу с сорняками. Они:

а) пропалывают посевы;

б) вытаптывают сорняки;

в) поливают сорняки.

11. Отрасль хозяйства по выращиванию растений на полях называют:

а) садоводство;

б) огородничество;

в) животноводство;

г) полеводство.

12. Людей, занятых в полеводстве называют:

а) садоводы;

б) полеводы;

в) животноводы;

г) огородники.


САДОВОДСТВО


1. Сад — это участок земли, где человек:

а) выращивает пшеницу и овощи;

б) выращивает плодовые и ягодные растения;

в) разводит домашних животных.

2. Подчеркни растения, которые люди выращивают в садах:

Вишня, свекла, груша, урюк, картофель, смородина, яблоня, рожь, слива, малина.

3. Соедини линией названия плодов, которые относятся к культурным деревьям или кустарникам.

вишня

малина

крыжовник

деревья груша кустарники

смородина

яблоко

абрикос

4. Люди разводят плодовые деревья и кустарники, потому что:

а) они являются кормом для некоторых домашних животных;

б) они украшают сады;

в) они содержат много полезных веществ, необходи­мые организму человека.

5. Отрасль хозяйства по выращиванию растений в садах называется:

а) садоводство;

б) огородничество;

в) полеводство.

6. Людей, занятых в садоводстве называют:

а) полеводы;

б) животноводы;

в) садоводы;

г) огородники.

7. Распространёнными плодовыми культурами в нашей стране являются:

а) ананас, банан, апельсин;

б) киви, абрикос, лимон;

в) яблоко, груша, малина.

8. Осенью люди белят стволы плодовых деревьев:

а) для сохранения тепла и влаги;

б) для защиты коры деревьев от солнечных ожогов, грызунов и проникновения под неё насекомых;

в) для красоты.


ЖИВОТНЫЕ

Вариант 1


1. Чем отличаются животные от растений?

A) Растения - часть неживой природы, а животные -живая природа.

Б) Растения берут питательные вещества из неживой природы, а животные - из живой природы.

B) Ничем не отличаются, это части живой природы.

2. На какие группы делятся животные по характеру питания? Напиши.

_____________________ , __________________________ , _____________________ .

3. Парнокопытные - это

A) зерноядные.

Б) травоядные.

B) насекомоядные.

4. Тело этих животных состоит из головы, груди, брюшка и шести ног.

A) Черви.

Б) Пауки.

B) Насекомые.

5. Группы птиц по способу питания. Укажи стрелкой.

Глухарь, овсянка, перепел насекомоядные

Ворона, галка, сорока хищники

Стриж, ласточка, мухоловка зерноядные

Филин, орел, камышовый лунь всеядные

6. Разделите земноводных на 2 группы и каждую группу подпишите: Тритоны, жабы, лягушки, саламандры

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Рыба движется вперед с помощью __________________________.

Удерживает равновесие, тормозит ______________________.

Дышит рыба_____________________

Позволяет плавать на любой глубине ________________________ .

Особый орган чувств_____________________________ .

8. Какие это птицы?

Дрозд Воробей

Утки Голубь

Лебеди Снегирь

Скворцы Сорока

___________________ птицы __________________ птицы

9. Почему у птиц - цапель, кур, уток, различаются нижние конечности? Это зависит от:

A) сообщества.

Б) среды обитания.

B) взаимоотношений живых организмов одного вида.

10. Сколько видов птиц прилетело к кормушке:

Поползень обыкновенный, две большие синицы, три воробья?

_______________________

11. Беспозвоночные Позвоночные

___________________ __________________

___________________ __________________

___________________ __________________


12. Взаимоотношения между растениями и животными. Напиши.



13. Территория, на которой запрещена всякая человеческая деятельность, запрещено передвижение.

A) Национальный парк.

Б) Музей.

B) Заповедник.

14. Как приспособились для выживания:

Лань, зайцы ________________________________.

Суслики ________________________________.

Пчела, оса ________________________________.

Палочник ________________________________.

Божья коровка ________________________________.

15. Много ежей гибнет под колесами машин. Почему?

___________________________________________________________________________________

16. Составь цепь питания:

А — ласка, Б — полевка, В — трава, Г — блохи.

17. Охотники иногда слишком интенсивно ведут отстрел старых особей. Какие последствия для животных это может иметь? (Ответ поясни)

A) Погибнут молодые особи.

Б) Никаких.

B) Не знаю.

18. Вы нашли в лесу детенышей. Ваши действия:

A) взяли их домой.

Б) погладили, подержали их в руках.

B) прошли мимо.

19. У какой птицы птенцы появляются зимой?

A) Снегирь.

Б) Клест.

B) Синица.

14. Как приспособились для выживания:

Лань, зайцы ________________________________.

Суслики ________________________________.

Пчела, оса ________________________________.

Палочник ________________________________.

Божья коровка ________________________________.


Вариант 2


1. На сколько групп можно разделить всех животных?

A) 2.

Б) 3.

B) 4.

Какие:____________________и___________________.

2. Животные, которые вскармливают своих детенышей молоком, называют_________________________________.

По-другому их называют ________________________.

3. Конечности этих животных покрыты перьями – это__________________________ .

4. Животные часть жизни проводят в воде, часть на суше

-это____________________________________________.

5. Животные, имеющие удлиненное и обтекаемое тело, покрытое чешуей, дышащие растворенным в воде кислородом,-__________________.

Кто лишний? (подчеркни):

акула, золотая рыбка, синий кит, щука, пескарь.

Почему?_________

6. Самая большая группа пресмыкающихся - _________________________________ .

7. Самая большая ящерица Казахстана, занесенная в Красную книгу -___________________________________.


8. Почему пресмыкающиеся откладывают больше яиц, чем птицы?

________________________________________________________________________________ .

9. Хищник степей («санитар»), занесенный в Красную книгу -_______________________

Хищник, символ Казахстана (занесен в Красную книгу) - _________________________

10. Почему многие птицы летом прекращают пение? Они ________________________________

11. Дождевой червь, паук-крестовик это________________________________животные.

Жираф, лягушка - это___________________животные.

12. Назови причины уменьшения численности животных

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Как называется питомник, охраняющий редких и исчезающих птиц в Казахстане?

А) «Барс».

Б) «Сокол».

В) «Сункар».

14. Рыба, занесенная в Красную книгу Казахстана:

A) Стерлядь.

Б) Щука.

B) Толстолобик.

15. В каком случае (исключительном) можно взять домой

животное?_________________________________________

16. Кто занесен в Красную книгу животных Казахстана?

A) Улар.

Б) Тетерев.

B) Куропатка.

17. Чтобы сохранить маралов, архаров, горных козлов, барсов в горных местностях организованы заповедники.

Перечисли:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Значение млекопитающих:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Составь цепь питания:

А - щука, Б - зеленая водоросль, В - рачок, Г - форель, Д - рыбак.

20. Заселите организмами эти биомы:

Олень пятнистый, песчаный удавчик, снежный барс, перекати-поле, липа, самшит, кабан, суслик, винторогий козел, эдельвейс, сон-трава, сосна, белка, жаворонок, беркут, ковыль, береза.

Лес____________________________________________

Степь__________________________________________

Горы___________________________________________


Вариант 3

1. Диких животных еще называют__________________

2. Чем отличается жизнь диких и домашних животных?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Кто лишний?

Майский жук, божья коровка, паук, муравей______________________________________

К какой группе относятся эти животные?

4.Птицы, занесенные в Красную книгу. Подчеркни.

Белый аист, синичка, свиристель, фламинго, дрофа, глухарь, беркут, горный аист, мухоловка, реликтовая гайка, дрозд, каменка, степной орел.

5. Животные, большинство которых имеет две пары ног, второе их название амфибии -_______________________.


6. Тритон, встречающийся только в Джунгарском Алатау в верховьях горных рек и занесен в Красную книгу, _____________________________________________________


7. Животные каких групп откладывают яйца?__________________________ , ________________.


8. Почему у ястреба, орла, сокола перья на крыльях жесткие, а у совы, филина - мягкие?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Допиши цепи питания:

А - мелкая птица, Б - гусеница, В - трава, Г - ястреб, Д - пухоед

10. Определенную среду, где животные находят благоприятные для своей жизни условия и постоянно там обитают, называют________________________________________________

11. Для сохранения животных создаются ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


12. Питомник «Сункар» был создан для охраны и разведения этой редкой птицы:

A) Беркута.

Б) Сокола-балабана.

B) Степного орла.

13. Животное, занесенное в Красную книгу, имеет удивительно грациозное тело, очень красивые крепкие ноги:

A) джейран.

Б) косуля.

B) кулан.

14. Количество заповедников в Казахстане:

A) 7

Б) 8

B) 9

15. Живут семьями:

A) мошки.

Б) мухи.

B) пчелы.

16. У всех животных осенью, весной происходит _____________________________________

17. На зиму:

барсук, медведь________________________________.

белка, сойка, мыши, сычи________________________.

заяц, куропатка, ласка___________________________.

18. У каких зверей осенью рождаются детеныши? Их называют «листопаднички».

A) Лис.

Б) Ласок.

B) Зайцев.

19. Какие из птиц улетают на юг позже других?

A) Водоплавающие.

Б) Зерноядные.

B) Насекомоядные.

20. Почему медведь сосет лапу?

A) Холодно.

Б) Хочет есть.

B) Чтобы лучше спать.


Вариант 4


  1. Раздели животных на 4 группы. Назови каждую группу. Предложи несколько вариантов.

Ястреб, овца, волк, гусь, утка, воробей, корова, лиса, собака, верблюд, заяц, сова, петух, касатка, кошка.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Жвачные травоядные животные:

A) кабаны, обезьяны, бурундуки.

Б) коровы, гиппопотамы.

B) бобры, верблюды, мыши.

3. Птицы отличаются от других животных тем, что _______________________________

4. Самая большая группа животных на планете, известных вам:

A) насекомые.

Б) птицы.

B) черви.

5. Животные с чешуйчатой кожей или у некоторых есть панцирь, второе их название - рептилии - _____________________________________________________________

6. Копытное млекопитающее:

A) собака.

Б) олень.

B) морж.

7. Приматы - это:

A) слоны.

Б) хищники.

B) обезьяны.

8. Какая птица раньше в степях Казахстана встречалась часто, сейчас - редко?

A) Лебедь.

Б) Дрофа.

B) Жаворонок.

9. Чтобы пережить благоприятные периоды, животные:

A) приспосабливаются к среде обитания.

Б) замирают в укрытии.

B) засыпают.

10. Как будет изменяться среда обитания мышей в результате увеличения их количества?

А) Никак.

Б) Много выеденной травы или полностью выеденный растительный покров.

К чему приведет изменение среды обитания?

A) Ни к чему.

Б) Мыши покинут среду обитания.

B) Будет уменьшаться численность мышей.

11. Грифы, жуки-могильники, почвенные бактерии, волки — это__________________________________леса.


12. Подчеркни заповедники Казахстана.

Беловежская пуща, Алматинский, Аксу-Жабаглинский, Бургузинский, Барсакельмесский, Коргалжинский, Аскания-Ново, Наурзымский, Устюртский, Западно-Алтайский, Боровской, Алакольский, Маркакольский.

13. Для сохранения этих животных был создан Барсакельмесский заповедник.

A) Олень.

Б) Лань.

B) Кулан.

14. Приведите примеры:

Хищники Травоядные Всеядные

___________ ___________ _____________

___________ ___________ _____________

___________ ___________ _____________


15. Приносит ли вред дятел, когда долбит клювом дерево?

A) Да, потому что______________________________.

Б) Нет, потому что______________________________.

B) Не знаю.

16. У какой птицы больше всего птенцов?

A) Овсянки.

Б) Куропатки.

B) Орла.

17. Насекомое, приносящее растительному миру огромный вред.

A) Саранча.

Б) Кобылка.

B) Тарантул.

18. Определенная среда, где животное находит благоприятные условия для своей жизни и постоянно там обитает, называется

A) родина животного

Б) теплое местечко

B) среда обитания

19. Если эти насекомые есть в лесу, то лесу не страшны насекомые вредители.

Это________________________________.


20. Правильно ли будет уничтожать всех вредителей насекомых?

A) Да, потому что_____________________.

Б) Нет, потому что_____________________.

B) Не знаю.


Вариант 5


1. Осенью ящерицы:

A) запасают корм на зиму.

Б) впадают в спячку.

B) закапываются в почву, под корни растений.

2. К группе пресмыкающихся относятся:

А) ящерицы

Б) рыбы

В) птицы

3. У этих животных удлинённое и обтекаемое тело, покрытое скользкой чешуёй. Это группа...

А) пресмыкающихся.

Б) рыб.

В) земноводных.

4. Животные, которые не откладывают яиц -

A) насекомые

Б) рептилии

B) млекопитающие

5. К пресмыкающимся относятся:

A) крокодил, саламандра, лягушка

Б) черепаха, ящерица, кобра

B) змея, жаба, крокодил

6. Приносит пользу человеку и растениям:

А) клещ

Б) паук-крестовик

В) скорпион

7. Место обитания виноградной улитки - это

A) почва

Б) листья

B) вода

8. Животные пустыни:

A) волк, медведь, лиса

Б) заяц, белка, еж

B) ушастый еж, джейран, сайгак

9. Укажи причину, по которой крупные животные не живут на лугах.

A) Истребили люди

Б) Там им негде укрыться от врагов

B) Ведут, в основном, ночной образ жизни

10. К пресмыкающимся относится:

А) лягушка

Б) черепаха

В) тритон

11. К резкому уменьшению численности животных приводит

A) изменение условий среды обитания

Б) охота на этих животных, создание заповедников

B) технический прогресс, зоопарки

12. Единственным животным, тело которого покрыто перьями является:

А)земноводное

Б) насекомое

В) птица

13. Единственное пресмыкающееся, которое заботится о своем потомстве:

A) кит

Б) крокодил

B) змея

14. Боковая линия у костистых рыб служит для:

A) для определения направления и силы течения воды

Б) определения температуры воды

B) для маскировки

15. Главный враг тли и друг растениям.

A) Божья коровка.

Б) Мотылек.

B) Майский жук.


ЖИВОТНОВОДСТВО


1. Отрасль хозяйства по разведению домашних животных называют:

а) садоводство;

б) полеводство;

в) животноводство;

г) пчеловодство.

2. Напиши, какие отрасли животноводства наиболее развиты в Казахстане.

1. ______________________

2. ______________________

3. ______________________ водство

4. ______________________

5. ______________________

3. Домашние птицы - это ...

а) фазаны, куропатки, страусы;

б) индейки, куры, гуси;

в) павлины, орлы, беркуты.

4. Представителем мелкого рогатого скота являются:

а) свиньи;

б) козы;

в) коровы.

5. Представителем крупного рогатого скота являются:

а) коровы;

б) овцы;

в) верблюды.

6. Корм домашним животным заготавливают:

а) осенью и зимой;

б) весной и летом;

в) летом и осенью.

7. Пчел разводят:

а) на ферме;

б) на пасеке;

в) на птицефабрике.

8. Домашних животных содержат:

а) в ботанических садах;

б) в заповедниках;

в) на фермах.

9. Подчеркни профессии людей, которые трудятся в животноводстве.

Доярка, врач, зоотехник, телятница, машинист, чабан, свинарка, агроном, птичница.

10. Профессию врача, который лечит животных называют:

а) невропатолог;

б) стоматолог;

в) дрессировщик;

г) ветеринар.

11. Животноводство людям даёт:

а) мясо, молоко, пух, кожу;

б) хлопок, лён, кормовые травы;

в) фрукты, овощи, зерновые культуры.

12. Подчеркни продукты питания животного происхождения.

Огурец, сметана, сало, яблоко, лук, сыр, картофель, ряженка, мясо, рис, сахар, апельсин, творог, хлеб, яйцо, сливочное масло, молоко, свёкла, подсолнечное масло, кефир, рыба.


ИТОГОВЫЙ ТЕСТ 2-й класс

1. Природа - это ...

а) человек, растения, животные, солнце, небо, моря и океаны, космические корабли, фабрики и заводы;

б) солнце, земля, воздух, вода, человек, растения и животные, грибы и микробы;

в) карандаши, тетради, парты, здания, дома, города, страны.

2. Соедини линией свойства, которые относятся к воде или воздуху.

бесцветный (ая)

текучий (ая)

прозрачный (ая)

вода упругий (ая) воздух

безвкусный (ая)

без запаха

сжимаемый (ая)

кипит при t° + 100

3. Верхний, рыхлый, плодородный слой земли, на котором растут растения это…

а) перегной;

б) песок ;

в)почва;

г) полезное ископаемое.

4. Подпиши части растения.

а) Напиши, какую роль выполняет корень.

б) Напиши, какую роль выполняют листья.

5. Укажи правильную последовательность развития растения из семени.

а) сначала появляется стебелёк с листочкам и, а потом корешок;

б) сначала появляется корешок, а потом стебелёк;

в) корешок и стебелёк с листочками появляются одновременно.

6. Укажи, что позволяет кузнечику спасаться от врагов на лугу.

а) он выделяет едкую жидкость;

б) у него есть жало;

в) его тело по форме напоминает листья растений;

г) его тело окрашено под цвет травы.

7. Поставь номера от 1 до 4 в той последовательности, в какой развивается лягушка.



8. Установи соответствие между названиями животных и то, чем они питаются.

белка комары, мухи

пчела тля, насекомые - вредители

гусеница мёд, части растений

лягушка нектар

пеликан листья деревьев и кустарников

божья коровка орехи, грибы, семена растений

медведь рыба

9. Выбери правильную цепь питания.

а) сосна - дятел - жук-короед

б) слизни - капуста - жаба

в) рожь - мыши -змеи - орлы

10. Сведения о редких растениях и животных внесены.

а) в Красные книги;

б) в атласы;

в) в контурные карты.

11. Для спасения живой природы люди:

а) создают бульвары и скверы;

б) создают заповедники, ботанические сады;

в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:


  1. И учёба и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

  2. Загадки природы. Твоя первая энциклопедия. Эмили Бомон, Мари-Рене Гийоре. Перевод: О.Бедрицкая. Москва. «Махаон»2012.

  3. Причуды природы. И. Акимушкин. Москва «Мысль». 1981.

  4. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы. Ростов н/Дону. «Феникс», 2003.

  5. Школьные олимпиады для начальных классов / О.А. Ефремушкина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Негодина Лариса Яковлевна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163292

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "156778"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421488455"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства