Просмотр содержимого документа
«Диагностика уровня сформированности вычислительных умений у младших школьников»
Диагностика уровня сформированности вычислительных умений
у младших школьников
Введение алгоритмов арифметических действийв начальном курсе математики является подготовительной ступенью для изучения других приемов в курсе математики средней школы и применения полученных знаний на практике.
Этим обусловлена необходимость проведения опытно-экспериментальной работы по формированию умений выполнять арифметические действия над числами у младших школьников.
Мы провели проверочную работу с целью выявления уровня сформированности умений выполнять действия по алгоритму.
Проверочная работа
Задание 1. Выполни деление в столбик:
25305 : 5 27090 : 86 296380 : 146 410763 : 807
Задание 2. Дополни алгоритм нахождения значения выражения. Найдите значение выражения 9522 : 6
Вычту 42 из 42, получу остаток 0;
Делю тысячи, первое неполное делимое 9, значит, в частном будет четыре цифры;
Вычту 35 из 30, получу остаток 5;
Умножаю 1 на 6, получу 6 тысяч;
Вычту из 9 число 6, получу остаток 3;
Он меньше делителя;
Получилось второе неполное делимое 35, разделю 35 на 6, получу 5 сотен в частном;
9 делю на 6 получается 1 – столько тысяч будет в частном;
Умножу 5 на 6, получу 30 сотен;
Деление окончено;
Сравню остаток с делителем: 5 меньше 6;
Образовалось третье неполное делимое 52, разделю 52 на 6, получу 8 десятков в частном;
Умножу 8 на 6, получу 48 десятков;
Вычту 52 из 48, получу остаток 4, он меньше делителя;
Образовалось четвертое неполное делимое 42, разделю его на 6, получу 7 единиц в частном;
Умножу 7 на 6, получу 42 единицы.
Предполагаемый ответ обучающихся:
1. Делю тысячи, первое неполное делимое 9, значит, в частном будет четыре цифры;
2. 9 делю на 6 получается 1 – столько тысяч будет в частном;
3. Умножаю 1 на 6, получу 6 тысяч;
4. Вычту из 9 число 6, получу остаток 3;
5. Он меньше делителя;
6. Получилось второе неполное делимое 35, разделю 35 на 6, получу 5 сотен в частном;
7. Умножу 5 на 6, получу 30 сотен;
8. Вычту 35 из 30, получу остаток 5;
9. Сравню остаток с делителем: 5 меньше 6;
10. Образовалось третье неполное делимое 52, разделю 52 на 6, получу 8 десятков в частном;
11. Умножу 8 на 6, получу 48 десятков;
12. Вычту 52 из 48, получу остаток 4, он меньше делителя;
13. Образовалось четвертое неполное делимое 42, разделю его на 6, получу 7 единиц в частном;
14. Умножу 7 на 6, получу 42 единицы.
15. Вычту 42 из 42, получу остаток 0;
16. Деление окончено.
Задание 3. Найди ошибку.
8346 2
8 4293
3
2
14
14
6
6
0
Задание 4. Выбери запись, где деление выполнено без ошибок (см. рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 Числовые выражения к упражнению 4
Задание 5. Найди ошибку. Выполни вычисление.
2344 5684 8109
1268 2351 7603
1086 1234 157012
8976
70
628320
Задание 6. Вставь пропущенные цифры.
75. + 4.3 + 2.01.4 99.23
.24 .2. .5.26. . 27.5
535 759 1029395 7508
Нами были определены критерии диагностики уровня сформированности алгоритмов арифметических действий у младших школьников:
качество сформированных алгоритмов арифметических действий (осознанность выполнения операций, правильность).
На основе данных критериев нами были выведены следующие уровни сформированности алгоритмов арифметических действий у младших школьников.
Высокий уровень («5»). Ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами; осознает, на основе каких знаний выбраны операции, может объяснить решение примера. Количество усвоенных приемов – 5-6.
Средний уровень (оценки «3», «4»). Ребенок иногда допускает ошибки в промежуточных операциях; осознает, на основе каких знаний выбраны операции, но не может самостоятельно объяснить, почему решал так, а не иначе; количество усвоенных приемов – 3-4.
Низкий уровень (оценка «2»). Ученик часто неверно находит результат арифметических действий, неправильно выбирает и выполняет операции; ребенок не осознает порядок выполнения операций; количество усвоенных приемов – менее трех.