В данном проекте представлены сочинения учащихся, стихи дальневосточных писателей и русских писателей о зиме, стихи учащихся, личные наблюдения, загадки о зиме и зимних явлениях, зимний словарь, рисунки о зиме, иллюстрации зимней природы, педагогическая мастерская «Зима в сердце и крае моём».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель: В. Б. Оксенюк – учитель начальных классов.
В данном проекте представлены сочинения учащихся, стихи дальневосточных писателей и русских писателей о зиме, стихи учащихся, личные наблюдения, загадки о зиме и зимних явлениях, зимний словарь, рисунки о зиме, иллюстрации зимней природы, педагогическая мастерская «Зима в сердце и крае моём».
,
Зима
Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
Декабрь – начало зимы, последний месяц года; январь – середина зимы, первый месяц года; февраль – конец зимы.
Зимой становится холоднее, солнце светит, но уже не греет. Небо хмурое, словно затянуто лёгкой дымкой. Дни всё короче и короче, и всё длиннее ночи. Падает снег на крыши, на деревья, зима будто покрывается белым ковром. Когда бывают снежные метели, образуются большие сугробы. В морозную погоду снег сухой, рассыпчатый, покрывается твёрдой коркой – настом. В солнечную погоду он влажный, блестящий, искристый, липкий. Из такого снега хорошо лепить снеговиков, можно играть в снежки.
Вся природа словно замирает. Кругом голые деревья и кусты. Нигде не видно зелени. Река и озёра покрыты льдом. Можно кататься на коньках, но лучше ходить на специальный каток, так как лёд на реках образуется неравномерно, можно провалиться в полынью. Когда бывает потепление, снег подтаивает, на крышах появляются сосульки.
Перелётные птицы ещё осенью улетают в тёплые края. Зимующим бывает холодно и голодно зимой. Люди их подкармливают:
Люди зимой носят тёплую одежду: шубы, тёплые шапки, шарфы, сапоги, варежки, перчатки.
План рассказа о зиме.
1. Название месяцев.
2. Состояние погоды, солнца, неба.
3. Продолжительность дней и ночей.
4. Состояние окружающей природы.
5. Занятия взрослых и детей.
6. Жизнь птиц.
7. Жизнь домашних и диких животных.
8. Одежда людей.
Зима Приамурская.
В каждой области нашей России сроки наступления зимы различны.
В большинстве районов нашего края первые заморозки и первый снег отмечаются уже в октябре. Но первые морозы и первый снег ещё нельзя считать началом зимы. Учёные определяют настоящий приход зимы по устойчивому снегу и замерзанию водоёмов. У нас такие явления наблюдаются в ноябре. В это время во всех районах края уже лежит снег и даже на Амуре устанавливается ледостав. Приходит настоящая зима…
Солнце бросает косые лучи на землю, и она нагревается слабо. День короткий. Не успеет солнышко подняться над горизонтом и тут же начинает клониться к западу. Рано темнеет.
Зимой в нашем крае часты ветреные погоды, особенно по морскому побережью и в долине Амура. Люди так обычно и говорят: «Ветры дуют с Амура».
В этом году у нас очень морозная зима. Намело много снега. Таких сугробов я ещё не видел. Чтобы пойти в школу мы с мамой всё утро откапывали крыльцо и дорожку до калитки .Большому снегу мы с ребятами рады, но переживаем за лесных жителей, ведь им очень тяжело пробираться по глубокому снегу в поисках корма.
Птиц мы стараемся подкормить. У нас около школы много кормушек и мы ежедневно насыпаем корм, а потом наблюдаем, как к кормушкам прилетают воробушки поклевать зёрна. Многие мальчики нашего класса развесили кормушки около своих домов.
Сил нужно много людям, животным и птицам, чтобы пережить суровую зиму, а у нас она долгая…
Как можно не любить зиму? Зимой так здорово! Мы с друзьями играем в снежки, лепим снежную бабу. С родителями можно поехать на каток. Зимой приходит самый любимый и долгожданный праздник – это Новый год. Я заранее пишу письмо Деду Морозу и жду от него подарок.
А как красиво на улице зимой! Всё покрыто белым пушистым снегом. Все деревья уснули в зимнем убранстве до самой весны. Но жизнь в лесу не прекратилась, а идёт по своим зимним законам. А когда ты идёшь по выпавшему снегу, он скрипит у тебя под ногами.
Зинченко Никита.
Я люблю зиму за то, что зимой можно покататься на лыжах, коньках, поиграть в снежки. Зимой на окошках красивые узоры. Мне это очень нравится.
Зима великолепное время года. Я люблю зиму за её сказочные деревья и ёлочки, когда они одеты в белые шапочки. Это очень красиво. Я люблю зиму за её снег, когда он идет в новогоднюю ночь и на небе светят звёзды, это просто прекрасно.
И ещё люблю зиму за её прекрасные праздники Новый год, Рождество, Крещение. Я в зиме люблю всё.
Мельникова Анастасия.
Зима – это самое моё любимое время года. Зиму я люблю за то, что можно покататься на санках, на лыжах, можно съездить на лыжную базу «Холдоми» Зимой можно поваляться в снегу, поиграть в снежки с друзьями. Можно сделать снеговиков, снегурочек, всякие снежные фигуры, и конечно можно сделать горку.
А ещё я люблю наблюдать за тем, как падает снег. Мне очень нравится снег, потому что он переливается на солнце, он очень красивый серебристый и белоснежный. Эту волшебную красоту невозможно не любить.
Тухватулина Анастасия
Зимние фантазии.
Метель.
Проснулся рано утром. Дома темно, прохладно, за окном воет ветер, поднимает в воздух снежинки и бросает их в стекло окна, на улице метель. Вставать с тёплой постели не хочется. Опять закрыл глаза. Тот же шум, вой треск. И кажется, что марсиане прилетели из космоса на своих боевых кораблях, шум турбин и вой двигателя глушат уши. Они, что берут наш дом на штурм? Они в блестящих костюмах с ярко жёлтыми глазами.
Прошло несколько часов, в окно заглянуло золотистое солнышко. Настроение сразу улучшилось, захотелось выглянуть на улицу. Под окном лежит сугроб в виде горы, ветер гоняет пушистые снежинки вокруг снежной горы. Если присмотреться и представить, что на снежной площадке выстроились миллионы танцующих пар снежинок с каждым порывом ветра, они начинают кружиться в вихре танца. Получается красивый, чудесный, сказочный непредсказуемый танец. Когда стихнут звуки музыки, пары остановятся кто где: кто у края забора, кто у стены дома, а кто на снежной площадке. Всё же метель сказочно красива.
Минченко Павел.
Как-то раз в одну долгую зимнюю ночь я долго не мог заснуть. И тогда я начал фантазировать. Я представил на несколько минут, что оказался в чудесном мире, где царило доброта и щедрость. Там никогда не было зла. Но вот в этот мир, непонятно каким образом проникло зло. И начался ужасный хаос. Этот сказочный мир превратился в тёмный и мрачный мир. Это зло нёс злой и жадный колдун. Это зло его и погубило. Добро всегда побеждает зло. Проснувшись, я долго вспоминал свой фантастический мир из сна. В моих воспоминаниях остался заснеженный лес с заколдованными деревьями, сугробы, напоминающие логово необычного зверя, и неповторимые звуки леса. И мне захотелось наяву попасть в этот райский уголок природы.
Мискевич Евгений.
Проба пера четвёртого «А»
Мискевич Евгений.
Пришла зима
И с ней вернулась стужа,
Природа замерла
Как будто погрузилась в сон.
Поля и реки под пуховым.
Белым покрывалом задремали
В ожиданье тёплых дней.
Лес с грустью наблюдает
В морозный зимний день.
А воробьев, клестов, синиц
Морозы не пугают,
Ведь добывая корм
Они активность не теряют.
Мельникова Анастасия
Ты красавица зима
Просто чудо - хороша.
Снег твой просто волшебство,
А когда пойдет снежок
Так красиво и свежо.
Выпал снег
Кругом бело
Всюду снега намело
Стало тихо и светло.
Пришла зима суровая
Трещит мороз кругом.
Но не страшны морозы нам
Мы гуляем по дворам.
Вьюга воет и ревёт
И морозы к нам зовет.
Но друзья не расслабляйтесь
В школу дружно собирайтесь.
Минченко Павел, Михальков Николай,
Сытникова Аня, Коваленко Таня.
Загадки о зиме.
1. Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет
Когда это бывает.
(зимой)
2. Кто поляны белым белит и на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины, разукрасил все витрины.
(зима)
3. Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила.
(зима)
4. С неба звёзды падают, ложатся на поля,
Пусть под ними скроется черная земля.
(снежинки)
5. Бежит по снегу, а следа нету.
(позёмка)
6. На всех садится, никого не боится.
(снег)
7. Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь.
(снег)
8. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.
(снег)
9. Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит
И стоять не велит. (снег).
10. Хоть сама и снег, и лёд, а уходит – слёзы льёт.
(зима)
11. С неба звездой, в ладошку водой.
(снежинки)
12. Одеяло белое не руками сделано
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(снег)
13. Вился, вился белый рой, сел на землю, стал горой.
Про наш край говорят, что лето у нас кавказское, а зима сибирская.
Наши зимы холоднее, чем в европейской части России, на 10 – 20 градусов.
Самый холодный и суровый месяц у нас – январь.
Январю название дано по имени бога Януса, который считался у древних римлян покровителем всякого «начала и конца, входа и выхода» Римляне решили, что только именем этого божества, без ведома которого ничто не начинается, и следует назвать месяц, открывающий календарный год.
Педагогическая мастерская
«Зима в крае и сердце моём»
Педагогическая мастерская – форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.
Мастерская – всегда процесс исследования, добыча знаний, совершенствование маленьких и больших открытий.
Цель данной педагогической технологии – совместный поиск новых знаний.
Выполнение заданий погружает учащихся в себя, захватывает каждого ученика, рождает в нём качественно новое отношение к себе и миру.
Ход урока
(Звучит песня о природе родного края)
Учитель: Мы начинаем нашу мастерскую «Зима в крае и сердце моем»
Какое время года наступило?
Сегодня мы будем стремиться понять смысл слова зима.
У каждого человека с этим словом связаны ощущения красоты, холода, радости, покоя, смирения.
Происходит замирание природы на длительный срок
Попытаемся, свои ощущения порывы нашей души, мыслей, чувств, которые могут появиться в ходе нашего занятия, перенести на лист бумаги в виде стихотворных строк или просто слов, которые польются сами собой…
Для успеха нашей работы попробуйте дать волю своим мыслям, довертесь своим чувствам, когда будите писать…
Ваша рука – очень умный инструмент, она сама чётко, ясно изложит ваши мысли.
Помните, что тайна писательства в кончиках ваших пальцев
Учитель: Начало урока мы посвятим работе со словами, поэтому всё, что вы услышите и посчитаете для себя важным и нужным, постарайтесь записать.
(Звучит спокойная музыка о природе в зимнее время года)
Мысленно разделите лист на 2 части - в левом углу нарисуйте солнышко и выпишите те слова, которые близки состоянию вашей души т. е. «тёплые» слова. В правом углу нарисуйте снежинку и выпишите «холодные» слова.
(Цель задания :ученики обдумывают слово, запоминают его написание, у них рождаются ассоциации, включается в работу подсознание.)
2. Учитель читает стихи дальневосточного писателя о зиме
(Стихи на экране, звучит музыка)
Учитель: А сейчас мы совершим поэтическое путешествие по нашей дальневосточной земле…
Мыс вами живем на этой прекрасной земле и каждый год с особым замиранием сердца встречаем нашу длинную, морозную зиму, любим её, потому что она приносит нам зимние забавы.
Когда наступают морозы и всё покрыто пушистым снегом, это значит, что к нам пришла Зима!
Послушайте отрывки из стихотворений Евгения Кохана.
Я буду читать, а вы выбирайте те слова, которые вам понравились, и записывайте их .
Тайна
В том лесу, где прячутся метели,
Где мороз ткёт снежныё ковры,
Справили синички новоселье
И гостинцев ждут от детворы.
Там вокруг прозрачно и хрустально,
Там о чём-то шепчет тишина.
И стоит волшебный лес, как тайна:
Куст раздвинешь –
Откроется она.
Зимняя сказка.
Намолола вьюга-мельница
Снежных хлопьев закрома.
Сани есть, конь-вихрь имеется,
И – поехала зима.
В тёплой шубе, белых валенках,
Лисья шапка, как в огне.
Ни больших она, ни маленьких
Не оставит в стороне.
Ущипнёшь рукой загадочной
Так, что ухо три да три.
И подарит терем сказочный
С русской печкою внутри.
***
Чистописание.
Снег засыпал склоны, тропки,
И далёко-далеко
Вижу я, как будто сопки
Держат в блюдцах молоко.
Выйдешь в поле утром ранним,
Так и ахнешь – чудеса:
На снегу чистописаньем
Занимается лиса.
3. ( Обмен листочками с соседом по парте)
- Допишите соседу свои слова, сделайте ему зимний подарок из красивых слов, близких состоянию вашей души.
4. – А сейчас мы заглянем в разные уголки нашей великой Родины –России и услышим, как писали о зиме А. Пушкин, Ф. Тютчева, И. Суриков.
1. Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
(И. Суриков.)
2. Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(А. Пушкин.)
3. Чародейкою Зимою.
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев.)
(Стихи читают заранее подготовленные дети)
Учитель: Выпишите словосочетания из стихотворений русских писателей.
5. Чтение всех слов, которые учащиеся записали на уроке
(Про себя)
Найдите самое «главные» слова, которые заставили сильно биться ваше сердце. Обведите их.
(На экране неоконченные фразы)
Они могут быть началом ваших сочинений.
1. Чудесный вид зимней природы…
2. Лучи солнца осыпали холодным блеском наш край.
3. На Дальний Восток зима приходит…
4. Побежала поземка…
5. Снег посыпал – началась…
6. Под холодным сводом застыли…
7. Ночью ударил сильный…
8. Наша дальневосточная тайга уснула до…
9. Взошло над зимним лесом…
10. Пушистым покрывалом одеты…
Учитель: Запомните, все способны писать. Я верю в вас и знаю, что у вас всё получится.
6. (Написание сочинений учащимися))
7. Чтение сочинений вслух учителем или детьми работы не подписаны, авторы неизвестны.
* * *
Как прекрасен Дальний восток зимой!
Пустыми шапками накрыты леса и сопки. Заискрились ровные луга. От дуновения холодного ветра кедры качаются и шумят. Инеем украсились берёзы и тонкие осины. Ходит по нашим лесам мороз, постукивает по деревьям, которые уснули на длительное время.
Коротки зимние дни. Синий сумрак выползает из леса и повисает над сугробами. Вечером на ясном зимнем небе зажигаются звёзды.
Тихо падает снежок
Голубой и нежный,
Всё на Дальний на Восток
На село Хурбу.
* * *
Снежными сугробами покрыт весь лес. Кажется, деревья уснули в каком-то сказочном царстве. Не слышно птиц, только одинокий дятел постукивает по дереву, добывая себе корм. Если одинокая птичка сядет на ветку, то она даже не дрогнет. Великие труженики муравьи спрятались в своём городе муравейнике, закрыв на зиму все ходы и выходы.
Наша дальневосточная тайга уснула на долгую зиму.
* * *
Забушевала метель и побежала позёмка. Деревья оцепенели в зимнем сне. Под холодным сводом застыли кусты. Трудно животным найти пищу в лесу. Утром на снегу звери и птицы оставляют цепочку следов. Мы с друзьями любим гулять по зимнему лесу и фантазировать. Сугробы снега нам кажутся логовом, каких то необычных животных. Все деревья одеты в снеговые шапки, как стражники смотрят на нас. Блестят снежинки, как крупинки золота и других драгоценных камней.
Очень красива наша дальневосточная тайга.
Никто не дает никакой оценки прочитанному.
8. Обсуждение результатов проделанной работы.
Как рождается текст?
Что было самым трудным при написании сочинения?
Сегодня вы увидели, в чём заключается письменное творчество, убедились, что все умеете писать, и наша мастерская этому способствовала.
Вы все прикоснулись к творчеству, открыли свою душу, поделились своими мыслями…
Итог: У вас на столах лежат снежинки и солнышки. Если вам понравилось заниматься в нашей мастерской, и холодный снег растопил вашу душу, поднимите солнышки, а если ваша душа осталась холодной, и вам было неинтересно, поднимите снежинки.