kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровее и развитее, не только духовно, но и физически. Именно о здоровьесбережении и пойдёт речь в данной статье.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (из опыта работы)»



Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

/ Из опыта работы/

Юркова Елена Ивановна

МОУ-Гимназия№2 г.Клин, Московская область


Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесбергающих технологий.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения:

- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе;

-сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии - регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

- строгая дозировка учебной нагрузки;

- построение урока с учетом работоспособности учащихся;

- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим ,хорошая освещенность, чистота );

- благоприятный эмоциональный настрой;

- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.

Это достигается использованием:

- игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игры);

- подвижными играми на переменах;

- наглядности;

- занимательных упражнений;

- фантазирования;

- творческого характера домашних заданий (составить задачу, например, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).

Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является чередование различных видов учебной деятельности:

* опрос учащихся;

* письмо;

* чтение;

* слушание;

* рассказ;

* рассматривание наглядных пособий;

* ответы на вопросы;

* решение задач.

В норме должно быть 4-6 смен видов деятельности.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хороший результат дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где более слабый ученик чувствует поддержку товарища.

Хорошим антистрессовым моментом на уроке является использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это:

*метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия);

* активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);

* методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка.

Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на уроке. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.

Очень важно развить воображение учащихся. С этой целью выполняется следующее упражнение : после введения нового материала, хорового прочтения нового термина ученикам предлагается представить, что нос вырос как у Буратино, обмакнуть его , как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин. Это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать его перед глазами и постараться запомнить.

Проведение физкультурных минуток:

* расслабление кистей рук;

* массаж пальцев перед письмом;

* дыхательная гимнастика;

* предупреждение утомления глаз

Недостаток двигательной активности - одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьника. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.


Требования:

- они должны быть разнообразны;

- проводятся на начальном этапе утомления;

- предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.


В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

    • упражнения по формированию осанки

Определение осанки из словаря С.Ожегова: «Осанка – внешность, манера держать себя (преимущественно о положении корпуса, складе фигуры)».

Долгие часы сидения за партой портят осанку учеников. С первого же класса надо обучать детей специальным упражнениям и следить, чтобы они их выполняли.


Специальные упражнения на формирование осанки

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ



  1. Ходьба на месте – дыхание равномерное.

  2. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. Разводим руки в стороны, вытягиваем вперед, поднимаем вверх – вдох. Возвращаемся в исходное положение – выдох.

  3. И.п.: cтоя, одну ногу согнуть и поднять колено к животу – выдох, вернуться в исходное положение – вдох. То же с другой ногой.

  4. Присесть – выдох, встать – вдох.
























Предлагаю детям сравнить осанку мальчиков.



– Что вы можете сказать об осанке мальчиков?

– Какое настроение создает правильная осанка?

Далее учитель говорит о том, что, если дети обнаружат в своей осанке какие-либо отклонения, огорчаться не следует. В их возрасте осанку еще можно исправить. Для этого надо делать специальные упражнения, больше играть в подвижные игры на воздухе, заниматься в спортивных секциях.


РАБОТА С КОМПЛЕКСОМ УПРАЖНЕНИЙ



  1. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, опущенными руками держим гимнастическую палку за концы. 1 – поднять руки вверх, 2 – наклон влево, 3 – стать прямо, 4 – руки опустить. То же, наклон вправо.

  2. И.п.: стоя, ноги вместе, держим палку вертикально за спиной (одна рука над головой, другая – на уровне поясницы), затылок и ягодицы касаются палки. 1–2 – присесть, держа спину прямо, 3–4 – вернуться в исходное положение. Поменять руки и повторить упражнение.

  3. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, держим палку вертикально за спиной (одна рука над головой, другая – на уровне поясницы). 1–2 – наклон вправо, 3–4 – наклон влево. Поменять руки и повторить упражнение.

  4. И.п.: лежа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1–3 – руки вытянуть вперед, поднять голову и ноги, прогнуться, 4–5 – зафиксировать позу, 6–8 – медленно вернуться в исходное положение.

  5. И.п.: стоя спиной к стене (удобное расстояние каждый определяет сам), ноги на ширине плеч. 1 – поднять руки вверх, 2–3 – прогнувшись назад, коснуться стены руками, 4 – вернуться в исходное положение.

  6. И.п.: стоя, пятки, ягодицы, лопатки и затылок касаются стенки. Отойти от стенки, сохраняя осанку. Каждое упражнение делать по 10–12 раз.



Как связана осанка с положениями головы (рис.3) и какие занятия способствуют формированию правильной осанки.

Если голову держать прямо, все тело невольно «подтягивается», плечи расправляются, спина выпрямляется, живот поджимается.





РАБОТА С КОМПЛЕКСОМ УПРАЖНЕНИЙ



  1. И.п.: стоя, ноги вместе, держим обруч перед собой в опущенных руках. 1 – отвести правую ногу назад на носок, 2–3 – поднять обруч вверх (руки прямые) и максимально прогнуться назад, 4 – вернуться в исходное положение. Повторить упражнение, поменяв ногу.

  2. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, держим обруч перед собой в опущенных руках. 1–4 – медленно поднять обруч и держать перед собой вертикально, руки на уровне плеч. 5–8 – медленно вернуться в исходное положение.

  3. И.п.: стоя, ноги вместе, прямыми руками держим обруч над головой. Ходить с обручем в течение одной минуты.

  4. И.п.: лежа на спине, руки под головой. Поднять согнутые в коленях ноги и делать «велосипедик» в течение одной минуты.

  5. И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. 1 – вытянуть руки вперед, приподнять руки, плечи и голову от пола и прогнуть спину, 2–7 – удержаться в этом положении, 8 – вернуться в исходное положение.

  6. И.п.: стоя на четвереньках, спина прямая. 1–4 – выгнуть спину дугой («рассерженная кошка»), голова опущена вниз, 5–8 прогнуть спину, голову поднять вверх. Вернуться в исходное положение. Каждое упражнение делать по 10–12 раз.

Ш.Х. Сефферта: «В Древней Греции считали, что чем лучше осанка, тем весомее личность человека».



    • Укрепление зрения

Специальную гимнастику для глаз - она способствует укреплению структур глаза и улучшению зрения, профилактике возникновения и прогрессирования близорукости и дальнозоркости и астенопии (утомляемости глаз).



Упражнения:



    1. Быстро и легко моргать 2 минуты.

Способствует улучшению кровообращения.



    1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 7 раз.

Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаза. Повышает тонус круговой мышцы глаза, тем самым предотвращает и уменьшает морщинки!



    1. Перемещать взгляд в разных направлениях (по кругу, по часовой стрелке, вправо-влево, вверх вниз, восьмеркой).

Укрепляет все мышцы глаза.



    1. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки. Через 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3 раза .

Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.



    1. Стоя возле окна, сосредоточиться на предмете, находящемся близко от глаз (это может быть точка на стекле), а затем переводить взгляд на удаленный объект. Повторить 10 раз.

Снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.



Массаж глаз



Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указательным и средним - в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз.

    • укрепления мышц рук

Упражнение 1



Вращение кистями в правую и левую стороны. Затем, трясем некоторое время руками, как бы отряхивая от воды.



Упражнение 2



Поставьте локти на стол в вертикальном положении. Легко и свободно сгибайте и выпрямляйте кисти рук.



Упражнение 3



Руки положите на стол и выполняйте круговые движения внутрь и наружу.



Упражнение 4



Соедините ладони на уровне плеч. Старайтесь отвести пальцы как можно дальше друг от друга, при этом, ладони должны быть соединены.



Упражнение 5



Сжимайте руку в крепко в кулак и быстро разжимайте, при этом, раздвигая пальцы.



Упражнение 6



Выпрямите ладонь. Начните сгибать пальцы по очереди, начиная с мизинцы. Разгибайте пальцы, начиная с большого пальца.



Упражнение 7



Вращайте большим пальцем сначала одной, потом другой руки в правую и левую стороны (по минуте в день).



Упражнение 8



Аккуратно выгибайте каждый палец, отгибайте ладони назад. Это поможет укрепить гибкость и упругость рук.



Упражнение 9



Выполняйте круги вытянутыми в стороны руками. Следите, чтобы в выполнении упражнения принимали руки только до локтя.





Упражнение 10



Начертите в воздухе вытянутыми руками большую восьмерку. Плечи должны оставаться неподвижными. Сделайте по 10 подходов каждой рукой.



Упражнение 11



Прижмите локти к туловищу, руки сожмите в кулаки. Энергичным движением выбросьте руки вперед, вернитесь в исходное положение и снова повторите выброс рук только в стороны. Количество повторов – 12 раз.



Упражнение 12



Поднимите руки над головой. Тянитесь руками как можно выше, на отрывая ступней от пола. Затем свободно опустите руки вдоль тела, расслабляя мышцы.



Упражнение 13



Расслабьте руки вдоль тела. Свободно потрясите ими, при этом, стараясь не двигаться плечами. Это упражнения поможет снять накопившуюся усталость в руках.

    • отдых позвоночника

  • После 15-20 минут сидения обязательно делать 2-минутный перерыв, в который должны быть включены активное движение и ходьба. Необходимо выполнить 3-4 серии упражнений для туловища - прогибаний, п Упражнения на отдых позвоночника



  • Повороты туловища в разные стороны из положения сидя.

    • упражнения для ног



Для развития мышц ног я использую различные виды приседаний.

    • релаксационные упражнения для мимики лица



      • Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), рассла­биться. Постараться сохранить лоб абсолютно глад­ким хотя бы в течение нескольких секунд.

      • Нахмуриться (сдвинуть брови) — расслабиться.

      • Широко раскрыть глаза — вернуться в исходное состояние.

      • Зажмуриться — расслабить веки.

      • Сузить глаза, прищуриться — расслабиться.

      • Поднять верхнюю губу, сморщить нос — рассла­биться.

      • Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.

      • Оттянуть вниз нижнюю губу — расслабиться.

  • Гигиенический массаж.


Он улучшает крово - и лимфообращение, нормализует обмен веществ, помогает снимать мышечное напряжение на лице, шее, в руках.
Массаж также носит профилактический характер против простудных заболеваний, ангин, катаракты верхних дыхательных путей.
Подушечками указательных пальцев обеих рук проводим под глазами, слегка надавливая, от переносицы до ушей. Повторяем 5 раз.
Тыльными сторонами правой и левой ладоней проведем 7 раз от подбородка в стороны.

Откройте рот, сильно натяните на зубы одновременно верхнюю и нижнюю губу, а затем слегка их прикусите. Повторяем 5 раз.



  • Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом. 

    Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а]. Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек. Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки. Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.



    • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.



      • Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

  • Для правильной ориентации дыхания проводятся двигательные упражнения с названиями: «Задуть свечу», «Поймать комара», «Согреть руки», «Лилия» и др.

  • «Поймать комара»: Разведите руки в стороны. Представьте, что ловите комара. Медленно сводите руки, чтоб его не испугать. При этот беспрерывно произносите звук [з]. Прихлопните комара и быстро разведите руки - получится автоматический вздох.


Анализируя весь материал, я выделила несколько самых важных компонентов здорового образа жизни. Ими являются:


        • Ежедневная двигательная активность учащихся

        • Ежеурочная физическая пауза

        • Рациональное питание.

        • Соблюдение правил личной гигиены.

        • Соблюдение рационального режима суток

        • Отказ от вредных привычек

        • Безопасное поведение на улице, в игре

        • Профилактические упражнения.


Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:

• «Хороший смех дарит здоровье»;

• Мажорность урока;

• Эмоциональная мотивация в начале урока;

• Создание ситуации успеха.

Основное рабочее место ребёнка в школе - парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, затеканию ног. Для избежания таких последствий каждую неделю пересаживаю ребят с одной парты на другую, с ряда на другой ряд. Для гимнастики глаз имеется плакат для ребят, использование которого помогло рассмотреть и выучить движения для расслабления глазных мышц.
Стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей урока. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устаёт рука – устаёт ребёнок.


Пример (урок русского языка )

«Капуста». Движения, имитации действий.

Мы капусту рубим.

Мы капусту трём.

Мы капусту солим.

Мы капусту жмём

.
Задача учителя: научить писать, не напрягая руку, а значит сберечь силы.

Пример:

Массаж пальцев перед письмом.

- протирание ладошек;


«Скалка».

- покатать ручку между ладонями;

- покатать ручку между большим и указательным пальцем;


«Игра на клавишах».

По очереди постукивание определёнными пальцами обеих рук о парту.


Использование скороговорок с движениями руками в такт.


Работа по предупреждению утомления глаз.


Дыхательная гимнастика повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.

Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи.
Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. В озеленении класса помощь оказывают родители. В начале учебного года проводится операция «Цветик – семицветик».

Кроме этого решается воспитательная задача привлечения детей к уходу за растениями, тем самым приучаются бережному отношению к ним, получая основы экологического воспитания.
Ежемесячно на классных часах затрагивалась тема здоровья .Активное участие принимали в Днях здоровья ,акциях, проводимых в школе, рисовали плакаты, составляли кроссворды.

Для массажа стопы планируем сделать с родителями первоклассников самодельные массажные коврики, выполненные по образцу аппликатора Кузнецова из подручного материала: для первых и вторых классов – из нашитых пуговиц, а для третьих и четвертых классов – из пробок от пластиковых бутылок.

Использовать игровую стену «Ладошки» для развития кистей рук. На стене нарисованы детские ладони от пола до стены. Ребенок достает до верхних ладоней встав на цыпочки и вытянув руки максимально вверх. Это корректирует осанку и искривление позвоночника, снимает утомление в мышцах кистей и способствует их развитию.
Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового и нравственного воспитания. Учитываю в работе показания медработников школы, которые ведут разъяснительную работу с родителями по сохранению здоровья ребёнка.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровее и развитее, не только духовно, но и физически.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (из опыта работы)

Автор: Юркова Елена Ивановна

Дата: 11.07.2016

Номер свидетельства: 337258

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Мастер-класс Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(66) "master_klass_zdorovesberegaiushchie_tekhnologii_v_nachalnoi_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "535866"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1579086300"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Обобщение опыта по использованию технологий                                      здоровьесбережения в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(98) "obobshchieniie-opyta-po-ispol-zovaniiu-tiekhnologhii-zdorov-iesbieriezhieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "177154"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424592752"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников."
    ["seo_title"] => string(80) "iz_opyta_raboty_po_sokhranieniiu_i_ukrieplieniiu_zdorov_ia_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "357572"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1478802389"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(142) "povyshieniie-effiektivnosti-urokov-chieriez-primienieniie-i-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "169749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423466696"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства