kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

Реализация ЗОТ –  это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)»

Современным ученикам начальной школы, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий, нужна повышенная готовность для их восприятия. Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных процессах. Цель современной школы – подготовка детей к жизни. К жизни в мире, полном огромного объема информации.

Уроки отличаются большой интенсивностью и требуют от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому учитель должен всегда помнить о здоровье школьников, о создании таких условий, которые бы обеспечили детям высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволили бы им избежать переутомления.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

Реализация ЗОТ –  это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. 

  1. Законодательство в области организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Основным документом в области организации обучения в общеобразовательных учреждениях является:
САНПИН 2.4.2.2821-10. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 

С 1 сентября 2011 года вступило в силу постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы – компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.

Допустимая продолжительность видео, аудиовизуальных и интерактивных ЭОР для обучающихся I - II классов составляет 7 – 15 мин.

Расстояние от центра экрана до пола должно составлять в кабинетах начальных классов — 1,1-1,5 м.

Непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой не должна превышать в 1-4 кл. 15 мин.

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее (доски) освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Это требование является действительно очень важным, именно наличие пятен повышенной яркости вредно и мешает восприятию информации с экрана или доски.

  1. Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.

Здоровье человека зависит:

  1. На 50%-от образа жизни;

  2. На 25%-от состояния окружающей среды;

  3. На 15%-от наследственной программы;

  4. На10%- от возможностей медицины.

Здоровье ученика в норме если:

  1. В физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;

  2. В социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

  3. В эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

  4. В интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

  5. В нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

Основные направления инновационной деятельности.

  • Формирование современно образованного, нравственного, активного человека, с развитым чувством ответственности за судьбу страны.                                                                                              

  • Дальнейшее развитие профильного образования.

  • Последовательное создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием здоровьесберегающих технологий.

  • Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования.

  • Развитие духовного начала, воспитание гражданского самосознания через систему художественно-гуманитарного образования.        

  • Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных информационных технологий, для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребенка.

  • Создание новой модели методической службы в школе.

  • Развитие системы воспитательной работы на принципах добровольности, свободы выбора и творчества.

  • Проведение комплекса мер по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий.

  1. Отсутствие назидательности и авторитарности;

  2. Элементы индивидуализации обучения;

  3. Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;

  4. Интерес к учебе, желание идти в школу;

  5. Наличие физкультминуток;

  6. Наличие гигиенического контроля.

Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий.

  1. Учет возрастно-половых особенностей;

  2. Учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

  3. Структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;

  4. Использование здоровьесберегающих действий.

Какие же здоровьесберегающие технологии мы используем в своей работе?
1. Технологии личностных отношений (индивидуальный подход, педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология)
2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности (например: проблемное обучение)
3. Технологии на основе эффективности  организации и управления процессом обучения (групповые и коллективные способы обучения, перспективно-опережающее обучение и т.д.)
4.  Технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования  учебного материала (технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б.Воловича)

Способы достижения (сохранения) здоровья учеников:

  1. Правильная посадка, положение  рук, головы;

  2. Гимнастика для глаз;

  3. Пальчиковая гимнастика;

  4. Физкультурные минутки;

  5. Дыхательная гимнастика;

  6. Точечный массаж;

  7. Релаксация;

  8. Бассейн

4. Гимнастика как обязательный элемент здоровьесберегающей технологии.

Пальчиковая гимнастика.

Задачи:
1.   Стимуляция развития речи;
2.   Профилактика нарушений зрения;
3.   Расширить пространственную активность глаз.

Зрительная гимнастика.

Цели:

Профилактика возникновения и развития близорукости.
Расширение пространственной активности  глаз в ходе занятий.

38-52% детей к окончанию начальной школы имеют снижение остроты зрения. Согласно разным теориям  одним из фактором  возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные  нагрузки. Существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей  и общепринятыми технологиями обучения, способствуют массовому возникновению зрительных  расстройств.

Помогает:

  1. Снять физическую и психоэмоциональную напряжённость;

  2. Тренировать вестибулярный аппарат;

  3. Развить зрительную координацию;

  4. Укреплять глазные мышцы;

  5. Развить зоркость и внимательность;

  6. Улучшить зрение.

Физкультурные минутки помогают:

  1. Снять усталость, напряжение;

  2. Ослабить утомление на уроке;

  3. Проводить профилактику нарушения осанки;

  4. Поддержание работоспособности, активного внимания.

Релаксация на уроках:

  1. Помогает снять стресс;

  2. Расслабление мышц;

  3. Снятие усталости; Восстановление работоспособности.

Дыхательная гимнастика:

  1. Укрепление дыхательной мускулатуры;

  2. Уменьшение заболеваний дыхательной системы;

  3. Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние.

Экологическая обстановка в классе:

  1. Проветривание помещений;

  2. Наличие живого уголка;

  3. Озеленение кабинета;

  4. Освещение кабинета.

  1. Особенности здоровьесберегающей технологии

по методике В. Ф. Базарного.

Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ,  имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом.

6.1 Режим динамической смены поз:

  • Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут.

  • «Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше.

  • Обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно- моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.

  • Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

6.2 Упражнения на зрительную координацию.

  • «Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.

  • В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения.

  • Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из  природы, из жизни животных.

  • Все вместе картины составляют единый сюжет.

  • Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.

  • Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.

  • Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных  зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).

  • на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:

  • наружный овал – красный, внутренний – зеленый,

  • крест коричнево-золотистый,

  • восьмерка  - ярко-голубым цветом.

6.3 Методика работы с офтальмотренажёром:

  • Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.  

  • Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.

  • Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

  • Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

6.4 Упражнения на мышечно-телесную координацию:

  • Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса.

  • Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.

  • Например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит  от учеников,  тренируя тем самым мышцы глаза.

Для двигательной активности на уроке используются «сенсорные кресты».

«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

  1. Заключение

«Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее».

       Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Для учителей предложен тест «Моё здоровье». Тест включает в себя 10 утверждений. Если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да»; если это случается с вами редко, то нужно отвечать «нет».
Этот тест позволит каждому поразмышлять над своими привычками, которые ухудшают состояние здоровья, и понять, что же нужно делать, каких правил придерживаться, чтобы сохранить своё здоровье в полном  порядке на долгие годы.
Ключ к тесту. За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.
Итак, тест «Моё здоровье».


1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.
6. Последнее время несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.


Определение результата и его интерпретация
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.
3 - 6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе...




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)

Автор: Аникеева Ирина Геннадьевна

Дата: 25.05.2025

Номер свидетельства: 670484

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Здоровьесберегающие  образовательные технологии "
    ["seo_title"] => string(60) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "137141"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417275163"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Презентация "Здоровьесберегающие образовательные технологии""
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchiie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "262206"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449293792"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Здоровьесберегающие технологии в детском саду. "
    ["seo_title"] => string(58) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "239018"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444679666"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"
    ["seo_title"] => string(67) "zdorovesberegaiushchie_tekhnologii_na_urokakh_fizicheskoi_kultury_1"
    ["file_id"] => string(6) "506739"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1554953197"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(65) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie-2"
    ["file_id"] => string(6) "152766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420901914"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства