Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – этокомплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.
Реализация ЗОТ – это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)»
Современным ученикам начальной школы, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий, нужна повышенная готовность для их восприятия. Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных процессах. Цель современной школы – подготовка детей к жизни. К жизни в мире, полном огромного объема информации.
Уроки отличаются большой интенсивностью и требуют от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому учитель должен всегда помнить о здоровье школьников, о создании таких условий, которые бы обеспечили детям высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволили бы им избежать переутомления.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – этокомплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.
Реализация ЗОТ – это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.
Законодательство в области организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
Основным документом в области организации обучения в общеобразовательных учреждениях является: САНПИН 2.4.2.2821-10. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
С 1 сентября 2011 года вступило в силу постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы – компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.
Допустимая продолжительность видео, аудиовизуальных и интерактивных ЭОР для обучающихся I - II классов составляет 7 – 15 мин.
Расстояние от центра экрана до пола должно составлять в кабинетах начальных классов — 1,1-1,5 м.
Непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой не должна превышать в 1-4 кл. 15 мин.
Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее (доски) освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Это требование является действительно очень важным, именно наличие пятен повышенной яркости вредно и мешает восприятию информации с экрана или доски.
Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.
Здоровье человека зависит:
На 50%-от образа жизни;
На 25%-от состояния окружающей среды;
На 15%-от наследственной программы;
На10%- от возможностей медицины.
Здоровье ученика в норме если:
В физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
В социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
В эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
В интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
В нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Основные направления инновационной деятельности.
Формирование современно образованного, нравственного, активного человека, с развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Дальнейшее развитие профильного образования.
Последовательное создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием здоровьесберегающих технологий.
Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования.
Развитие духовного начала, воспитание гражданского самосознания через систему художественно-гуманитарного образования.
Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных информационных технологий, для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребенка.
Создание новой модели методической службы в школе.
Развитие системы воспитательной работы на принципах добровольности, свободы выбора и творчества.
Проведение комплекса мер по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий.
Отсутствие назидательности и авторитарности;
Элементы индивидуализации обучения;
Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;
Учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
Структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;
Использование здоровьесберегающих действий.
Какие же здоровьесберегающие технологии мы используем в своей работе? 1. Технологии личностных отношений (индивидуальный подход, педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология) 2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности (например: проблемное обучение) 3. Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения (групповые и коллективные способы обучения, перспективно-опережающее обучение и т.д.) 4. Технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б.Воловича)
Способы достижения (сохранения) здоровья учеников:
Правильная посадка, положение рук, головы;
Гимнастика для глаз;
Пальчиковая гимнастика;
Физкультурные минутки;
Дыхательная гимнастика;
Точечный массаж;
Релаксация;
Бассейн
4. Гимнастика как обязательный элемент здоровьесберегающей технологии.
Профилактика возникновения и развития близорукости. Расширение пространственной активности глаз в ходе занятий.
38-52% детей к окончанию начальной школы имеют снижение остроты зрения. Согласно разным теориям одним из фактором возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. Существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями обучения, способствуют массовому возникновению зрительных расстройств.
Помогает:
Снять физическую и психоэмоциональную напряжённость;
Снятие усталости; Восстановление работоспособности.
Дыхательная гимнастика:
Укрепление дыхательной мускулатуры;
Уменьшение заболеваний дыхательной системы;
Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние.
Экологическая обстановка в классе:
Проветривание помещений;
Наличие живого уголка;
Озеленение кабинета;
Освещение кабинета.
Особенности здоровьесберегающей технологии
по методике В. Ф. Базарного.
Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом.
6.1 Режим динамической смены поз:
Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут.
«Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше.
Обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно- моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.
Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
6.2 Упражнения на зрительную координацию.
«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.
В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения.
Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных.
Все вместе картины составляют единый сюжет.
Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.
Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.
Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.
Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:
наружный овал – красный, внутренний – зеленый,
крест коричнево-золотистый,
восьмерка - ярко-голубым цветом.
6.3 Методика работы с офтальмотренажёром:
Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.
Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.
Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.
Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.
6.4 Упражнения на мышечно-телесную координацию:
Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса.
Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.
Например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от учеников, тренируя тем самым мышцы глаза.
Для двигательной активности на уроке используются «сенсорные кресты».
«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.
Заключение
«Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее».
Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Для учителей предложен тест «Моё здоровье». Тест включает в себя 10 утверждений. Если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да»; если это случается с вами редко, то нужно отвечать «нет». Этот тест позволит каждому поразмышлять над своими привычками, которые ухудшают состояние здоровья, и понять, что же нужно делать, каких правил придерживаться, чтобы сохранить своё здоровье в полном порядке на долгие годы. Ключ к тесту. За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их. Итак, тест «Моё здоровье».
1. У меня часто плохой аппетит. 2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова. 3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым. 4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели. 5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями. 6. Последнее время несколько прибавил в весе. 7. У меня часто кружится голова. 8. В настоящее время я курю. 9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний. 10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
Определение результата и его интерпретация 1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья. 3 - 6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно. 7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе...