Здоровьесберегающий потенциал современных образовательных технологий.
Здоровьесберегающий потенциал современных образовательных технологий.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающий потенциал современных образовательных технологий.»
Выступление по теме:
«Здоровьесберегающий потенциал современных образовательных технологий»
Подготовила учитель начальных классов первой квалификационной категории
Тимофеева Н.А.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающее обучение
Направлено на–обеспечение психического здоровья учащихся.
Достигается через –учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
Это американская технология «Критического мышления через чтение и письмо»,, в России она начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математике, окружающего мира, Изобразительного искусства, во внеурочной деятельности.
Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
Фазы урока
Фаза вызова (новый материал)
Фаза осмысления (обмен идеями, обобщение)
Фаза рефлексии (текст, как единое целое).
Фрагмент урока с использованием технологии критического мышления.
Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Глаза - орган зрения»
Сегодня мы будем вести разговор о зрении. С самого раннего детства мы привыкли к тому, что глаза снабжают нас потоком информации, цвете, движении в окружающем мире. Глаза – самый важный орган чувств.
Перед вами текст. Ваша задача: поработать в парах, выделяя на полях условными значками информацию.
V – что известно
- - противоречит представлению
+ - интересно
! – новая информация
? – нужно уточнить
Текст.
Глаза – орган зрения человека. Именно благодаря им мы получаем большую часть информации об окружающем мире.
В древности люди думали, что глаза имеют особые свойства: они могут жить самостоятельной жизнью и влиять на судьбы людей. Удивительные свойства приписывались и цвету глаз. Так Аристотель считал, что у грустных людей (меланхоликов) глаза серые, у спокойных и рассудительных (флегматиков) – голубые, у эмоциональных и взрывных (холериков) – карие или зеленые. Глаза считались амулетами и оберегами, поэтому изображались в случаях, когда могли повлиять на течение судьбы. Например, греки рисовали красивые миндалевидные глаза на носу кораблей, а египтяне изображали на пирамидах всевидящее око бога Ра. Глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. В диаметре глазное яблоко имеет всего 2,5 сантиметра. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается. Если свет слабый, тусклый – расширяется. Оболочка глаза белого цвета – склера. Сквозь нее мы ничего не видим. Ее задача – защищать те части глаза, которые находятся внутри глазного яблока. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она пропускает через себя свет. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и достигает сетчатки.
Человек — единственное существо, имеющее белки глаз! Даже у обезьян глаза совершенно чёрные. Это делает возможность определять по глазам чужие намерения и эмоции исключительно человеческой привилегией. По глазам обезьяны совершенно невозможно понять не только её чувства, но даже и направление её взгляда.
Мы мигаем до 10 миллионов раз в год.
Все дети, когда только родились — дальтоники.
Глаза младенца не вырабатывают слезы, пока он не достигнет возраста от 6 до 8 недель.
Глазное яблоко человека весит 28 граммов.
Глаз человека может различать до 500 оттенков серого.
Люди, как правило, читают текст с экрана компьютера на 25% медленнее, чем с бумажного носителя.
Мужчины способны читать мелкий шрифт лучше, чем женщины.
Для того, чтобы сохранить зрение, нужно соблюдать следующие правила:
Когда умываешься утром или перед сном вечером, тщательно промывай веки. И разумеется, делай это в любое другое время дня, когда чувствуешь, что на веки попала грязь. Если мы содержим веки в чистоте, то тем самым предохраняем от воспаления конъюнктиву – оболочку, выстилающую внутреннюю поверхность века и переднюю часть глазного яблока. Кроме того, кто часто промывает веки чистой водой, имеет меньше шансов заболеть блефаритом – так называется воспаление краев век.
Если у тебя чешутся глаза, скажи об этом маме или папе. Зуд может означать, что начинается воспаление конъюнктивы. Если сразу же начать лечение глазными каплями или мазями, оно пройдет очень быстро – через несколько дней.
Если ты чувствуешь, что что-то попало в глаз, скажи родителям.
Никогда не следует сильно тереть глаза, особенно опасно тереть их грязными руками. На руках находится множество микробов, которые так и норовят забраться на веки, и тогда там может образоваться ячмень, или же в глаза, где они вызовут конъюнктивит. Лучше никогда не трогать глаза грязными руками.
Ни в коем случае не играй и не бегай с ручкой, карандашом, палкой или другим заостренным предметом в руках. Ты можешь поскользнуться и попасть острием прямо в глаз.
Если ты стал хуже видеть, чем раньше, скажи об этом родителям. Может быть, тебе требуются очки. Чтобы узнать, нужно ли тебе носить очки, достаточно пойти к офтальмологу и проверить зрение.
Очень важно читать при хорошем освещении, чтобы не перенапрягать глаза.
Сетчатка, расположенная в задней части глазного яблока, очень чувствительная. Если долго смотреть на солнце, можно нанести ей непоправимый вред. Детям нельзя смотреть на солнце дольше нескольких секунд, даже в солнцезащитных очках.
Каждый, кто собирается провести длительное время на солнце, должен надеть солнцезащитные очки.
Не смотреть без меры телевизор, не работать на компьютере. Перенапряжение глаз может наступить всякий раз, когда человек что-то подолгу рассматривает.
После работы с текстом составляется «кластер» на доске.
Глаза
Орган зрения
Строение глаза интересные факты правила
Подводится итог работы со значками.
Что известно?
Какая информация оказалась интересной?
О чем захотелось узнать больше?
- А теперь давайте проверим, как вы выполняете эти правила.
Индивидуальная работа с карточками: “Как я забочусь о своих глазах”
1. Всегда читаю сидя. 2. Делаю перерывы во время чтения. 3. Слежу за посадкой при письме. 4. Делаю уроки при хорошем освещении. 5. Делаю гимнастику для глаз. 6. Часто бываю на свежем воздухе. 7. Употребляю в пищу растительные продукты. 8. Смотрю только детские передачи по телевизору. 9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел. 10. Каждый год проверяю свое зрение у врача.
ДА ДА ДА ДА ДА ДА ДА ДА ДА ДА
НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ
– Подсчитайте количество “нет”, чем их больше, тем хуже вы заботитесь о своих глазах.
Таким образом, применение технологии критического мышления в начальной школе способствует развитию у школьников не только познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, но и сохранению здоровья.