сберегающие технологии на уроках в коррекционной школе.
Проблема сохранения здоровья ребенка становится все более актуальной в современном образовательном процессе. Не секрет, как важно использования здоровье сберегающих технологий при работе с детьми с нарушением интеллекта. Дети коррекционных школ сильно утомляются, поэтому необходимо в планирование урока включать технологии здоровье сбережения: пальчиковую гимнастику, динамические паузы, дыхательно - координационную разминку, артикуляционную гимнастику. Пальчиковая гимнастика и развитие мелкой моторики рук.
Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого урока и по возможности должно предшествовать речевой активности детей. Эти упражнения развивают движение пальцев рук, их взаимодействие, способствует развитию артикуляционной моторики. Упражнения на уроках проводится на музыкальном материале и под речевое сопровождение. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Существует огромное количество игр и упражнений на развитие мелкой моторики, предлагаю вам некоторые из них.
1. «Теремок» Стоит в поле теремок, на дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? Покрутили, повертели, постучали еле-еле, Потянули и открыли.
2.«Мальчик - пальчик» Мальчик - пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел – от того и растолстел.
3. «Встреча друзей» Встретились два котенка и поздоровались: «Мяу – мяу!» Встретились две собачки и поздоровались: «Гав – гав!» Встретились две лошадки и поздоровались: «И – го – го!» Встретились два тигренка и поздоровались: «Рр – рр – рр!» Встретились два быка и поздоровались: «Му – у – у!» - Смотри, какие рога, забодаю, забодаю!
4. Один, два, три, четыре, пять – можно пальцы сосчитать. На другой руке опять – можно пальцы сосчитать. Десять пальцев, пара рук – вот мое хозяйство друг. Да еще глаза и уши, ты сиди и тихо слушай.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«здоровье зберегающие технологии »
Здоровье
сберегающие технологии на уроках в коррекционной школе.
Проблема сохранения здоровья ребенка становится все более актуальной в современном образовательном процессе. Не секрет, как важно использования здоровье сберегающих технологий при работе с детьми с нарушением интеллекта. Дети коррекционных школ сильно утомляются, поэтому необходимо в планирование урока включать технологии здоровье сбережения: пальчиковую гимнастику, динамические паузы, дыхательно - координационную разминку, артикуляционную гимнастику. Пальчиковая гимнастика и развитие мелкой моторики рук.
Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого урока и по возможности должно предшествовать речевой активности детей. Эти упражнения развивают движение пальцев рук, их взаимодействие, способствует развитию артикуляционной моторики. Упражнения на уроках проводится на музыкальном материале и под речевое сопровождение. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Существует огромное количество игр и упражнений на развитие мелкой моторики, предлагаю вам некоторые из них.
1. «Теремок» Стоит в поле теремок, на дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? Покрутили, повертели, постучали еле-еле, Потянули и открыли.
2.«Мальчик - пальчик» Мальчик - пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел – от того и растолстел.
3. «Встреча друзей» Встретились два котенка и поздоровались: «Мяу – мяу!» Встретились две собачки и поздоровались: «Гав – гав!» Встретились две лошадки и поздоровались: «И – го – го!» Встретились два тигренка и поздоровались: «Рр – рр – рр!» Встретились два быка и поздоровались: «Му – у – у!» - Смотри, какие рога, забодаю, забодаю!
4. Один, два, три, четыре, пять – можно пальцы сосчитать. На другой руке опять – можно пальцы сосчитать. Десять пальцев, пара рук – вот мое хозяйство друг. Да еще глаза и уши, ты сиди и тихо слушай.
5. «Резвые лошадки»
Вот помощники мои, их как хочешь назови. По дороге белой, гладкой Скачут пальцы как лошадки. Чок – чок – чок – скачет резвый табунок.
6. «Ладошки»
Ладошки на столе. Упражнения выполняются под текст: «Ладошки вниз, ладошки вверх, ладошки на бочок и сжаты в кулачок».
Динамические паузы и физминутки.
Интересно отметить, что для закрепления мысли человек необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических движениях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукиванием карандашом по столу и т. д. на двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие программы. Вот почему надо помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе коррекционной работы широко применяются динамические паузы и физминутки, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм. В помощь педагогам предлагаю динамические паузы, используемые на уроках в начальных классах.
1. Вдох и выдох, раз – присели, два - привстали. Чтоб задержки никакой, три - нагнулись и достали до носка одной рукой.
2. Мы присядем столько раз, сколько бабочек у нас. Сколько зайчиков у нас, столько мы нагнемся раз. Сколько клеток до черты, столько раз подпрыгни ты.
3. Это – правая рука, это - левая рука. Справа шумная дубрава, слева быстрая река. Обернулись мы и вот, стало все наоборот. Слева – шумная дубрава, справа быстрая река. Неужели стала правой моя левая рука?
4. Вот помощники мои. Их как хочешь поверни. 1,2,3,4,5 – не сидится им опять. Постучали, повертели и работать захотели. По дороге Петя шел, земляничку нашел. Ах, какая ягодка! 1,2,3,4,5 – стал в корзину собирать.
5. Две ладошки прижму и по морю поплыву. Две ладошки, друзья, это лодочка моя. Паруса подниму, синим морем поплыву. А по бурным волнам плывут лодки тут и там.
6. Мы сейчас бревно распилим, пилим, пилим, пилим, пилим. Раз - два, раз – два - будут на зиму дрова. Мы пилим доску, с утра у нас дела. Стальные зубы остры, легко идет пила
7. Аист, аист длинноногий, покажи домой дорогу. Аист отвечает: - Топай левой ногой, топай правой ногой. Снова левой ногой, снова правой ногой. Вот тогда придешь домой.
8. Хома, Хома, Хомячок, Хома серенький бочек. Хома с солнышком встает, Моет шейку, щечки трет. Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять – Хомка хочет сильным стать.
Дыхательно – координационная разминка.
Известно, что у детей . имеющих речевые нарушения, отмечается ряд особенностей процесса дыхания. Прежде всего, это поверхностное (ключичное0 дыхание. Которое на жизненной емкости легких. Следствием этого является односложность и стандартность построения фраз. Кроме этого такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования. По этой причине школьникам с речевой патологией необходимо развивать объем легких, формировать грудобрюшной тип дыхания. На уроках в коррекционных школах необходимо использовать игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха.
«Певец» Глубокий вдох. Руки при этом поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе. Выдох с открытым сильным звуком а-а-а. руки медленно опускаются. Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком о-о-о, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь. Медленный глубокий вдох, руки при этом поднять до уровня груди. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком у-у-у, руки при этом опускаются вниз. Глова на грудь.
«Рисуем квадраты» Сделайте медленный глубокий вдох через нос, поднимая вверх до уровня груди выпрямленные в локтях руки ладонями вперед, пальцы собраны и прижаты друг к другу. Задержите дыхание. Затем медленно выдыхайте, рисуя ладонями перед собой квадраты.
«Ракета» Сделайте глубокий вдох через нос. Медленно поднимаясь на носки – руки через стороны вверх, ладони сомкнуть. Задержите дыхание, потянитесь с силой в небо, поднимаясь на носки и удерживая равновесие – подготовка ракеты к старту. Медленно выдохните с открытым свободным длительным звуком ааааа, опуская при этом руки через стороны вниз, одновременно опускаясь на полную ступню. Затем снова сделайте глубокий вдох через нос, также потянитесь ии задержите дыхание, а выдохните с силой, резко и кратко а.
«Чайка» Сделайте глубокий медленный вдох через нос. Поднимите руки до уровня плеч. Задержите дыхание. Подожмите правую ногу. Закройте глаза и постарайтесь удержать равновесие. Сделайте медленный выдох через нос, опустите при этом руки через стороны вниз, станьте на обе ноги и откройте глаза. Снова глубоко медленно вдохните через нос, подняв руки в стороны до уровня плеч, задержите дыхание, закройте глаза и подожмите левую ногу. Не открывая глаз, медленно с силой выдохните через нос. Опустите руки вниз и станьте на обе ноги. Откройте глаза.
«Веточка»
Медленно поднимите руки вверх, сделайте при этом вдох через нос. Потянитесь вверх к солнцу – задержите дыхание. Медленно выдохните через рот, наклоняясь вправо, руки прямые над головой. Задержите дыхание. Медленный вдох через нос. Выпрямитесь. Задержите дыхание. Медленно выдохните через рот, наклоняясь вправо. Снова задержите дыхание.
«Дровосек»
Руки опущены вниз и сцеплены в замок. Медленный вдох через нос, руки, сцепленные в замок, поднимите над головой. Задержка дыхания. Резкий выдох через рот со звуком ууууу – руки резко опускаются вниз, имитируя движения топора.
«Насос» Руки опущены вниз вдоль туловища. Медленный вдох через нос – руки при этом скользят вдоль туловища вверх к плечам, сгибаясь в локтях. Задержка дыхания. Руки согнуты в локтях, кисти рук под мышками. Медленный выдох через рот со звуком ууууу, руки скользят вдоль туловища вниз.