2.Актуализация знаний | Коммуникативные: умение анализировать, сравнивать, строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: умение определять тему и цель деятельности на уроке. Познавательные: актуализировать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала. | - Ребята как вы думаете без чего не может обойтись человек? - Правильно, одним из важнейших веществ на планете является вода. - Так для чего же нужна вода на Земле? Прежде чем мы начнем наши опыты, вспомните свойства воды. | - Ответы детей. - Вода без цвета, без запаха, прозрачна, вода-растворитель, но не все вещества в ней растворяются, при нагревании вода расширяется при охлаждении сужается. |
3.Изучение нового материала. Проведение опытов. | Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам. Регулятивные: формирование умения концентрировать внимание; формирование умения контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты. Познавательные: формирование умения работать с демонстрационным материалом, проводить опыты; формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы. | - Сегодня мы будем работать с вами в роли ученых, а в конце урока и в роли волшебников. Опыт №1 «цветы лотоса». Делаем цветки из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. - Ребята, скажите, почему так происходит? Опыт №2 со свечкой. Понадобится 2 шарика: один надутый, второй шарик с водой. Подносим обычный шарик к огню -как только пламя его коснется он лопнет. А теперь подносим шарик с водой. Огонь будет касаться шара, но ничего не произойдет! Почему? Данный опыт демонстрирует «теплопроводность», секрет в том, что вода, находящаяся в шарике, «отбирает» все тепло свечи на себя, поэтому поверхность шарика не нагревается до опасной температуры. Опыт №3 с маслом и водой: Ребята, самое главное, что вам нужно знать о растительном масле –это то, что масло не смешивается с водой! Теперь когда вы знаете, что масло и вода просто не смешиваются, давайте проведем опыт с ними. Наполняем до краев один стакан маслом, а второй водой. На стакан с маслом кладем карточку, а стакан с водой аккуратно переворачиваем вверх тормашками и ставим на карточку. Осторожно вынимает карточку, и что вы наблюдаете? - Почему так происходит? (Масло плавает на поверхности воды, потому что вода тяжелее масла). А теперь мы с вами можем сделать из масла и воды лаву, для этого налейте пол стакана воды и пол стакана масла. Добавьте капельки красителя. Что происходит с нашими капельками? Почему, кто знает? Опыт №4 с бутылкой и воронкой. Вставьте воронку в горлышко бутылки. Замажьте пластилином щель между воронкой и горлышком бутылки. Налейте воду в воронку. Обратите внимание на то, что происходит? Теперь аккуратно уберите пластилин, придерживая воронку. - Почему? «Пустая» бутылка заполнена воздухом. Чтобы наполнить ее водой, необходимо освободить путь для выхода воздуха. Пластилин не позволяет пройти воздуху между воронкой и горлышком бутылки, когда пластилин убираем, воздух свободно утекает, освобождая место для воды. Опыт №5 «Ньютоновская жидкость» Возьмите пол стакана воды, стакан крахмала и смешайте их в вашей емкости. Медленно размешиваем (если надо подсыпьте еще крахмала).Добавьте краситель. Теперь быстро похлопайте по получившемуся веществу пальчиками или кулачком. Что вы наблюдаете? А теперь медленно потрогайте ее. Каким теперь становится наше вещество? Данное вещество называется «ньютоновской жидкостью», в честь ученого Исаака Ньютона. Чем быстрее происходит воздействие на жидкость, тем тверже она становится. В спокойном состоянии эта жидкость текучая. | - Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки цветка начинают распускаться. - Предположения детей. - Масло и вода меняются местами. - Они не сразу растворяются в воде. - Ответы детей. - Вода остается в воронке не попадая в бутылку. -Когда пластилин убрали, вода свободно стекла в бутылку. -Ответы детей. - Вещество становится твердой. - Жидким. |
4. Рефлексия | Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение анализировать, сравнивать, строить речевые высказывания. | -А теперь представьте себе, я волшебник. Хотите я научу вас держать воду в руках? Протяните руку, я вам насыплю волшебной пыльцы, а вы аккуратно размажьте ее по ладошке. Теперь наберите в пипетку капельки воды и выдавите их себе на ладошку. Что произошло? Благодаря волшебной пыльце капелька не растеклась по руке, а превратилась в водяной шарик. Понравилось быть волшебником? -Молодцы. -Давайте подведем итоги, что нового вы узнали из сегодняшних опытов? - Молодцы. | -Ответы детей. -Ответы детей. |