Рисунок «Что вокруг». Учащимся предлагается назвать изображение, которое находится слева от муравья (справа, сверху, снизу, справа вверху наискосок, слева внизу наискосок, слева вверху наискосок и т.д.), затем обратное задание: где относительно муравья находится гриб (ель, белка, гусеница, заяц, цветок и др.).
«Знаете ли вы, что?..»
Знаете ли вы, что владения муравьев очень большие, но они никогда не теряются в лесу. Как же это им удаётся? Если понаблюдать за муравьями, можно заметить, что они бегают не беспорядочно, а по своим муравьиным тропинкам. Учёные установили, что в каждом муравейнике есть свои хранители тропинок. Каждую весну они ведут муравьиные отряды по окрестностям и показывают, где в прошлом году проходили муравьиные дороги.
Дидактическая игра «Муравьиные тропинки»
На доске открывается изображение муравьиной тропинки, по которой муравью нужно добраться от муравейника до пенька.
Вначале роль «хранителя» выполняет учитель, который «идёт» по тропинке, а класс хором называет направление движения. Затем «прокладывается» новый маршрут движения и роль «хранителя» выполняет ученик. Упражнение повторяется 3-4 раза.
Упражнение «Нарисуй тропинку»
Учитель диктует последовательность направлений, учащиеся в тетрадях изображают муравьиную тропинку. Для проверки на доске открывается образец.
Задание в парах «Хранители тропинок»
Ученики первого варианта получают карточки-схемы муравьиных тропинок, которые они диктуют соседям по парте; соответственно второй вариант изображает тропинку в тетради, которая затем сверяется образцом. Затем роли меняются. Исходя из индивидуальных особенностей класса, учитель может предложить другие изображения тропинок.
Переменка 1
Дидактическая игра на внимание «Руки-ноги»: один хлопок — команда для рук («верхних лапок»): если подняты — нужно опустить, если опущены — нужно поднять; два хлопка — команда для ног («нижних лапок»): если «муравьишка» стоит — нужно присесть, если сидит — нужно встать. Хлопки чередуются в произвольном порядке.
Упражнение «Где узор?»
Учитель сообщает, что кроме «простых» тропинок, муравьи прокладывают «узорные». В тропинке-узоре есть обязательно часть, которая несколько раз повторяется.
На доске предлагается несколько тропинок, среди которых нужно выбрать узоры (тропинки с узорами образуют слово «ура»). В процессе выполнения желательно обсуждать с учащимися, почему тропинку можно или нельзя отнести к узорам (показывать случаи повторения фрагментов узора или нарушения последовательности).
Тест «Выбери продолжение узора»
На доске предлагается несколько тропинок, необходимо выбрать, как должен быть продолжен узор. Задание может выполняться коллективно или индивидуально в тетрадях (указывается номер и буква). Во время проверки учитель демонстрирует ошибочность неправильных ответов. Ключ: 1. Т; 2. Р; 3. О; 4. П; 5. А.
Переменка 2
Рекомендуется проведение зрительной гимнастики.
Дидактическая игра «Муравьиная эстафета»
Класс делится на две (три) команды с одинаковым количеством игроков. Для каждой команды в разных местах доски на клетчатом поле изображается часть узора, который необходимо продолжить (узоры могут быть одинаковыми или различными, по выбору учителя).
Творческое задание «Моя муравьиная дорожка»
Придумать и нарисовать в тетради муравьиные тропинки (в виде узоров с повторяющимися фрагментами). В конце занятия можно организовать выставку творческих работ.