Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО.
Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО.
Тема: Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные). Развитие коммуникативных умений происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО.»
Тема: Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные). Развитие коммуникативных умений происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося. В ситуациях коллективного взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения. Дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми. Этому способствуют и инсценировки, когда ученики представляют, переживают самые разные ситуации. В учебниках для 1– 4 классов, составленных на основе текстов, представлены тексты всех стилей и жанров, произведения устного народного творчества во всем их богатстве; тексты русских и зарубежных авторов. Много текстов юмористических, шутливых. Авторы учебников пытаются разбудить в ребенке добрые чувства, сопереживание, научить внимательному отношению друг к другу. Ученики размышляют, что им нравится в людях и что не нравится. В учебниках по русскому языку и литературе предусмотрены задания, обучающие работе с чужим текстом: анализ текста по типу, стилю или жанру; определение темы, идеи текста, придумывание заголовка; анализ структуры текста, составление его плана; анализ средств связи между частями текста, между предложениями; сжатие и расширение текста; преобразование (редактирование); написание ответов на вопросы, составление текстов малых жанров и сочинений на предложенные темы, связанные с изучаемым материалом. Каждый выпускник начальной школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Но как показывает практика, большинство выпускников начальной школы имеют низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи. Поэтому на каждом уроке особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Главная идея обучения взаимодействия ( сотрудничества) - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Учитель в своей практике может разнообразить и эти варианты своим творчеством, применительно к своим ученикам, но при одном непременном условии - при четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве:
1)группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости детей;
2)в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся), девочки и мальчики; 3)если группа на протяжении ряда уроков работает слаженно, дружно, нет необходимости менять их состав (это, так называемые, базовые группы); 4) если работа по каким-то причинам не очень клеится, состав группы можно менять от урока к уроку;
5)группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распреде-ляются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации); 5) оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу);
6) важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»); в ряде случаев можно предоставить учащимся самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда;
7) учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание (это бывает слабый ученик), если он может обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, так как цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы. Когда работа закончена, учитель просит любого ученика из любой группы показать результаты работы и обязательно пояснить, почему выполнено именно так, а не иначе. Таким образом, любой ученик группы должен быть всегда готов отвечать грамотно и аргументировано по результатам совместной деятельности группы. Задания могут быть на проверку домашнего задания, работа над текстом для чтения, анализ характеристики героя, подготовка к тесту или контрольной работе, совместная работа по проекту и другие виды заданий. Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Известное изречение мудрецов гласит: "Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!"
Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. Но совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для личностного развития, познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Учитель может уделить значительно больше внимания отдельным ученикам, поскольку все заняты делом. Педагог, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных компетенций учащихся, должен хорошо представлять себе какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроке литературного чтения. Основные формы учебной коммуникации.
Монологические формы речевой коммуникации: - выступать с готовой заранее речью; - выступать с неподготовленной речью; - рассказывать; - пересказывать; - спрашивать и задавать вопросы - сообщать; - докладывать; - отвечать на вопросы; - аргументировать; - ассоциировать; - критиковать; - доказывать и опровергать; - защищать и доказывать своё мнение. 2) Диалогические формы речевой коммуникации. - учебная беседа учителя и ученика; - учебная беседа в парах; - учебная беседа в группах; - дискуссия; - дебаты;
- переговоры; - ответы на вопросы; - ролевая игра; - театрализация; - блиц-турнир; - учебный ринг; - заседание клуба; - защита проекта. Развитие коммуникативной компетенции может иметь следующие этапы:
Этапы Умения, отрабатываемые под руководством учителя 1 этап готовность учащихся участвовать в урочном общении отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой комментировать вопросы и ответы делать сообщения рассказывать логично и последовательно
2 этап простота и чёткость речевого высказывания отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку, умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко умение использовать примеры, подтверждающие высказывание умение использовать риторические вопросы умение вступать в контакт с партнёром и собеседником умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания
3 этап умение вести беседу в паре, в группе умение поддерживать беседу умение вести конструктивный диалог умение построить дискуссию и вести её умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.
Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:
игровые приёмы;
задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:
«Рассказ от первого лица»; рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля; повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки». «Комплимент»:
сказать комплимент сказочному, литературному герою ("похвали"). «Сказка в заданном ключе»: введение в название сказки нового объекта, например, «Колобок и воздушный шарик», сочинить новую сказку. «Изменение сказочной развязки»: придумать другое окончание сказки, рассказа. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога: - любое мнение ценно;
- ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
- повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,
- хочешь говорить – подними руку;
- дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;
- обращение начинается с имени;
- критика должна быть тактичной;
- отсутствие результата – тоже результат;
- голос – твой божественный дар, умей им владеть.
Ещё один из приёмов, о котором хотелось сказать более подробно — это «диалог с автором». Для организации диалога с автором художественного произведения необходима организация читательской деятельности, которая включает: 1) эмоциональное вслушивание; 2) вычитывание; 3)выразительное чтение; 4) сочинения, рисование, инсценировки. Результатом организации чтения, как диалога с автором и освоения ребёнком позиции настоящего читателя считается:
1.Владение детьми способами понимания художественного произведения. 2. Умения выразительно читать.
3. Стремление выразить и грамотно оформить свои суждения о произведении в устной речи.
4. Расширение читательского кругозора.
5. Развитие «чувства языка» и литературного вкуса. 6. Формирование личностных компетенций и коммуникативных способностей.
Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения:
- ролевое чтение;
- ролевые диалоги;
- работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения, "разговор героев произведения по телефону", инсценирование произведения: сказки, рассказа, басни и т.д.). Хочу выделить также игры с конкретной целью – формирования коммуникативных компетенций через организацию коммуникативной деятельности (лексические, грамматические, фонетические, разговорные, творческие):
игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры: «Цветик – семицветик», «Испорченный телефон», «Что? Где? Когда?», "Экскурсовод» и другие;
игры учебного характера: «Авторская сказка», «Угадай, кто я?», «Фраза по кругу», «От первого лица», «Цепочка».
В процессе литературных игр развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется их кругозор. Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, можно отметить, что использование в системе вопросно–ответной формы урока является ещё одним средством формирования коммуникативных компетенций учащихся. Наиболее эффективными считаются следующие виды вопросов: Тренинговые вопросы. Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач. Конструктивные вопросы. Требуют поиска ответа с опорой на имеющий уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.
Альтернативные вопросы. Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его. Наводящий вопрос Вопрос – подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ. Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогают такое упражнение как «Книжная ярмарка» (используется в самом начале изучения учебной темы), проведение «Недели литературного чтения». Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, участвуют в школьной олимпиаде по предмету, в викторинах, КВН. К концу 4 класса дети формулируют свои мысли сложными синтаксическими конструкциями в виде текста, не боятся выступать публично, корректно оценивают выступления одноклассников. Формирование универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных, значительно повышает качество образования.