kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на ШМО Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обмен опытом по формированию ключевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения»

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения

Маратканова Т.М. (Слайд 1)

Школа – тот краеугольный камень, на котором строится будущее страны. В обществе, как в зеркале, отражаются проблемы школы.

Давайте бросим мысленный взор на нашу школу, на современное общество. Что же видим? Мы художники жизни, но картины жизни, созданные нами, возмущают нас самих - они безликие, размытые.

Мы воспитываем детей, но невоспитанных людей становится все больше.

Мы любим детей, но дети недолюбливают нас, а в обществе любовь не умножается.

Мы даем уроки, но от них не получаем удовлетворения.

Мы дарим детям знания, а они не радуются.

Мы несем обществу благо, а общество не благодарно нам.

Мы причастны к качеству жизни, а жизнь становится все хуже, в ней всё чаще торжествует бездуховность и безнравственность...

В последнее время в педагогической литературе появился вполне современный и перспективный «компетентностный подход», основная цель которого заключается в смещении учебного процесса от передачи обучающимся определенной суммы знаний к овладению ими способностями к активному действию. Слайд 2

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу: ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Слайд 3

Компетенция – это набор знакомых знаний, умений и навыков, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент. Если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными, которые учитель формирует в начальной школе, являются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные,

Компетенции: Слайд 4

  • ключевые — относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

  • общепредметные — относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;

  • предметные — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, формируемые в рамках учебных предметов


Слайд 5 (учить учиться)

Учебно-познавательные компетенции: Слайд 6

• ставить цель и организовывать еѐ достижение, уметь пояснить свою цель;

• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;

• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;

• иметь опыт восприятия картины мира. Информационные компетенции:

• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернетом;

• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

• овладеть навыками использования информационных устройств; • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.


Формируются эти компетенции на уроках русского языка и литературного чтения. Я люблю открывать знания вместе с детьми. Деликатно, направляемые мной, ученики открывают новый материал сами, сами выводят правило, сравнивая его с учебником, составляют опорную схему. Ученики в ходе выполнения упражнений анализируют, сопоставляют, классифицируют, сравнивают, делают выводы. Моя роль заключается в правильном подборе методов обучения, видов деятельности и упражнений. Знания, которые открыли ученики, надолго остаются в памяти, а это влияет на качество обучения. Значит, ученики сумеют открытые знания применить в практической деятельности. Я стараюсь создать ситуацию успеха на уроке, вселить уверенность, дать почувствовать значимость, определить свою самоцель, достичь максимального результата в общем развитии.


Приведу примеры заданий, используемых на уроках русского языка.

Слайды 7,8.9

1. Исправь ошибки и запиши предложение.

Шил-пыл у папужке зеренький гослик.

2. Найди лишнее слово в каждой строке.

Поле, полевой, полочка.

Отрезать, оттаять, отцовский, открытый.

3. Найди неверно употребленные словосочетания. Запиши верный ответ.

Дружеский коллектив, дружная улыбка, цветастый фильм, цветной сарафан, дружелюбные ребята.

4. Замени каждый фразеологизм глаголом-синонимом.

Водить за нос, прикусить язык.

5.Переставь буквы так, чтобы получились названия учебных принадлежностей.

Уникеб, традеть, зинрека, каруч, нейлика, фельторп.

6.Сочинение сказок, стихотворений, рассказов по опорным словам.

Такие формы работы помогают мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение,

Результаты моей деятельности позволяют сделать вывод о том, что задача формирования учебно-познавательной компетенции учащихся мною решается. Учащиеся показывают стабильные знания, подтверждённые итоговыми контрольными работами, результатами участия в районной предметной олимпиаде по русскому языку (победитель олимпиады). Мои ученики – творческие, активные, коммуникабельны, умеют вести диалог, учатся отстаивать свою точку зрения.

Слайд 10

Коммуникативные компетенции:

• уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;

• уметь представлять свой класс, школу, страну;

• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; • иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Вот примеры таких заданий.

- Задания на основе образца или подражательные, предполагающие усвоение правильно построенных конструкций: по образцу из двух предложений составь одно. Правильно поставь запятую. Образец: Я не пойду в школу, потому что болею. 



Я не пойду гулять.


На улице дождь.

Скоро будет мультфильм по телевизору.

Ко мне пришли гости;

Конструктивные задания - это построение предложений на основе усвоенных закономерностей, с помощью этих заданий школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретическими сведениями, расширять их, объединять: 

Составь и запиши с данными словами (долго, болел, отстал, приходил, помог, настоящий) три-четыре предложения на тему «Мой друг».
Творческие задания - не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Строя предложения, школьники опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности:

Слайд 12

Спишите, разделяя текст на предложения. Подбери заглавие.

На Севере рано наступает зима замёрзли моря не пройти пароходам через ледяные поля на помощь пришёл ледокол он проложил путь судам. 

Дифференцированные речевые задания: Слайды 14-16

1 умение - понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу ее раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства.
Например, задание 1 уровня.

Запиши ответы на вопросы так, чтобы получился связный текст на тему «В парке осенью». 
Ты был в парке осенью?
Как изменились деревья, кусты, трава?
Нравится ли тебе гулять по осеннему парку?
Что тебя в нем привлекает?
Задание 2 уровня. Составь и запиши связный текст по опорным словам на тему «В парке осенью». 
Аллея, золотые и багряные краски, листья берез, шуршать, прохладный ветерок, воздух, настроение.
Задание 3 уровня. Составь текст-описание на тему: «В парке осенью». 

Социальные компетенции: Слайд 17

• владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

• определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;

• иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;

• владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя. Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «метапредметных» областях. Чтобы перейти к формированию ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме.

На уроке литературного чтения моя цель не только научить читать, но и научить грамотно выражать свои мысли, уметь высказать свою точку зрения после чтения произведений, ответить на вопрос: «Какие уроки можно извлечь из прочитанного? Какие мудрые мысли ты сумел «прочитать между строк» в произведении?». Составление характеристики героев, составление отзыва о прочитанных произведениях.

Информационные компетенции. Слайды 18-19

Информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

Информационные компетенции предполагают умения:

  • работать с устным и письменным текстом;

  • составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, цитаты, доклад;

  • составлять на основании текста таблицы, схемы, графики;

  • пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками, оглавлениями, атласами, определителями;

  • пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации (телевиденье, видео-, аудиозаписи);

  • пользоваться компьютерными источниками информации, Интернет.


Современные технологии: Слайд 20

Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; когнитивного обучения; обучения в глобальном информационном сообществе.

Слайды 21-24

Приёмы формирования ключевых образовательных компетенций

Компетенции


Приёмы

Учебно-познавательные

«Многоступенчатый выбор»

«Метод пяти пальцев»

«Огонёк общения»

«Кто больше»

игра «Волшебная палочка»

«Соседи»

«Да или нет»

«Волшебная корзинка» идей, понятий, имён …

«Мозговой штурм»

Социальные

«Выбор партнёра», «Я умею, а мой …»

«Если можешь, покажи. «Если понял, расскажи» «Что было бы, если бы…»,«Акция – проект», «Тренинг»

«Копилка хороших поступков»

Коммуникативные

«Огонёк общения»,«Словесный мяч»,«Биография слов»

игра «Лото», «Дальние коммуникации», «Синквейн»,

«Сочини сказку по ключевым словам»

«Вопрос – ответ», «Если бы я был…», «Снежный ком»

Информационные

«Вопросы для любознательных», «Интересные факты»

«Вопросы для умников и умниц», «Это интересно»

«Схематическое конспектирование», «Правда ли это?»

«Толстые и тонкие вопросы», «Кластеры», «Пометки на полях»



При формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования руководствуюсь тем, что:

1. Главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую формируем.

2. На воспитание активности не жалейть ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества

3. Помогать ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно- познавательной деятельности, учить учиться.

4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

5. Помнить, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике.

6. Приучать учеников думать и действовать самостоятельно.

10. В процессе обучения обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

12. Поощрять исследовательскую работу учеников.

13. Учить так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.


Компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни. Моя задача, как учителя, сформировать у детей ключевые образовательные компетенции для их успешного будущего.


Приложения



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маратканова Татьяна Михайловна

Дата: 15.06.2019

Номер свидетельства: 514893

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Презентация к выступлению на ШМО Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_vystupleniiu_na_shmo_formirovanie_kliuchevykh_kompetentsii_na_ur"
    ["file_id"] => string(6) "514894"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1560613053"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства