Просмотр содержимого документа
«Презентация к выступлению на ШМО Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения»
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения
Маратканова Т.М.
учитель начальных классов
МБОУ «НОШ № 7»
Компетентностный подход
Компетентностный подходвыдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу: ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Компетенция
Компетенция–это набор знакомых знаний, умений и навыков, акомпетентность– это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.
Компетенции:
ключевые— относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
общепредметные—относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
предметные— частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, формируемые в рамках учебных предметов.
Главная задача педагога: учить детей умению учиться .
6.Сочинение сказок, стихотворений, рассказов по опорным словам.
Коммуникативные компетенции:
•уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
•уметь представлять свой класс, школу, страну;
•владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
•владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
•владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; • иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Задания, используемые на уроках:
Задания на основе образца или подражательные, предполагающие усвоение правильно построенных конструкций: по образцу из двух предложений составь одно. Правильно поставь запятую. Образец:
Я не пойду в школу, потому что болею.
На улице дождь.
Я не пойду гулять.Ко мне пришли гости.
Скоро будет мультфильм по телевизору.
Задания, используемые на уроках:
Конструктивные задания.
Творческие задания.
Дифференцированные задания.
Задания, используемые на уроках:
Спишите, разделяя текст на предложения. Озаглавьте.
На Севере рано наступает зима замёрзли моря не пройти пароходам через ледяные поля на помощь пришёл ледокол он проложил путь судам.
Дифференцированные задания:
1 уровень:
Запиши ответы на вопросы так, чтобы получился связный текст на тему «В парке осенью». Ты был в парке осенью?Как изменились деревья, кусты, трава?Нравится ли тебе гулять по осеннему парку?Что тебя в нем привлекает?
Дифференцированные задания:
2 уровень:
Составь и запиши связный текст по опорным словам на тему «В парке осенью».
Аллея, золотые и багряные краски, листья берез, шуршать, прохладный ветерок, воздух, настроение.
Дифференцированные задания:
3 уровень:
Составь текст-описание на тему:«В парке осенью».
Социальные компетенции:
•владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
•определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени; • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
•владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя. Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «метапредметных» областях. Чтобы перейти к формированию ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме.
Информационные компетенции
Информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации (телевиденье, видео-, аудиозаписи);
пользоваться компьютерными источниками информации, Интернет.
Современные технологии:
технология проблемного и проектного обучения;
развития критического мышления;
когнитивного обучения;
обучения в глобальном информационном сообществе.
Приёмы формирования ключевых компетенций
Компетенции
Приёмы
Учебно-познавательные
Многоступенчатый выбор»
«Метод пяти пальцев»
«Огонёк общения»
«Кто больше»
игра «Волшебная палочка»
«Соседи»
«Да или нет»
«Волшебная корзинка» идей, понятий, имён …
«Мозговой штурм»
Приёмы формирования ключевых компетенций
Компетенции
Приёмы
Коммуникативные
«Огонёк общения»,«Словесный мяч»,«Биография слов»
игра «Лото», «Дальние коммуникации», «Синквейн»,
«Сочини сказку по ключевым словам»
«Вопрос – ответ», «Если бы я был…», «Снежный ком»
Приёмы формирования ключевых компетенций
Компетенции
Приёмы
Информационные
«Вопросы для любознательных», «Интересные факты»
«Вопросы для умников и умниц», «Это интересно»
«Схематическое конспектирование», «Правда ли это?»
«Толстые и тонкие вопросы», «Кластеры», «Пометки наполях»
Приёмы формирования ключевых компетенций
Компетенции
Приёмы
Социальные
Выбор партнёра», «Я умею, а мой …»
«Если можешь, покажи. «Если понял, расскажи» «Что было бы, если бы…»,«Акция – проект», «Тренинг»
«Копилка хороших поступков»
Приложение
Виды заданий:
Основа основ – работа с текстом!
Задания направленные на систематизацию и обобщение
Работа в парах и группах
Проекты, исследования
Работа со словарями
Словарь синонимов, антонимов и омонимов
Словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством слов, но и наличием слов, близких по значению, противоположных по значению, огромным количеством устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок.
Словарь иностранных слов
Помогает понять смысл иностранных слов и правильно их употреблять в речи.
Словарь фразеологизмов.
Словарь синонимов, антонимов и омонимов
Словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством слов, но и наличием слов, близких по значению, противоположных по значению, огромным количеством устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок.
Словарь иностранных слов
Помогает понять смысл иностранных слов и правильно их употреблять в речи.
Словарь фразеологизмов.
Этимологический словарь.
Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этмос– «истина»).
Работа со словарными словами.
Этимологический анализ слов
Этапы работы:
Подготовительный этап (корова)
Ориентировочный этап ( «кор» с древнерусского «рог»)
Этап контроля и самоконтроля (корова)
2. Ассоциативный образимеет в своем написании не вызывающую сомнения букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Распределительные упражнения
Заполни таблицу, выбрав из текста нужные слова с орфограммой в корне(гласные после шипящих, чередующиеся, проверяемые, непроверяемые)
Закончи предложение:
Простыми называются предложения в которых…, а сложными…
Все части речи делятся на…
Безударные окончания прилагательных проверяются по …
Задания с ловушкой:
Состав слова:
Пальто, дом, день, столы, парта.
Найди слова, в которых нет ни одной трудности в написании гласных звуков:
сосна, волны, дрова.
Игра «Словесный мячик»:Один из учащихся «кидает» слово другой «бросает» проверочное.
Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
Приёмы : прогноз по названию, прогноз по ключевым словам, мозговой штурм, ориентация предвосхищения, батарея вопросов…
II этап. Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста.
Перечитывание текста.
Анализ текста
Беседа по содержанию текста.
Выразительное чтение.
Приёмы:чтение с пометками (ИНСЕРТ), чтение со СТОПом, ЧТЕНИЕ- СУММИРОВАНИЕ В ПАРАХ, чтение про себя с вопросами. Комментированное чтение,диалог с автором, выделение ключевых слов, ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК…
III этап. Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Знакомство с писателем.
Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания
Приёмы:беседа, СИНКВЕЙН, проверочный лист, КЛАСТЕР, различные виды таблиц, проекты, тесты…
Прогнозирование темы урока
Прогнозирование темы урока
Прогнозирование темы урока
Прогнозирование темы урока
Анкета для самоанализа
1 .На уроке я работал (а) 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно/с интересом
доволен / не доволен коротким / длинным не устал(а) / устал(а) стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно