kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к выступлению на ШМО Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация состоит из 48 слайдов, включая анкету для самоанализа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к выступлению на ШМО Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения»

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения  Маратканова Т.М. учитель начальных классов МБОУ «НОШ № 7»

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения

Маратканова Т.М.

учитель начальных классов

МБОУ «НОШ № 7»

Компетентностный подход  Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу: ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Компетентностный подход

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу: ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Компетенция

Компетенция

  • Компетенция это набор знакомых знаний, умений и навыков, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.
Компетенции:

Компетенции:

  • ключевые — относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
  • общепредметные относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
  • предметные — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, формируемые в рамках учебных предметов.
Главная задача педагога:   учить детей умению учиться .

Главная задача педагога: учить детей умению учиться .

Виды компетенций:

Виды компетенций:

  • Учебно-познавательные компетенции
Задания, используемые на уроках:  1. Исправь ошибки и запиши предложение. Шил-пыл у папужке зеренький гослик.  2. Найди лишнее слово в каждой строке.

Задания, используемые на уроках:

1. Исправь ошибки и запиши предложение.

  • Шил-пыл у папужке зеренький гослик.

2. Найди лишнее слово в каждой строке.

  • Поле, полевой, полочка.
  • Отрезать, оттаять, отцовский, открытый.
Задания, используемые на уроках:  3. Найди неверно употребленные словосочетания. Запиши верный ответ . Дружеский коллектив, дружная улыбка, цветастый фильм, цветной сарафан, дружелюбные ребята.  4. Замени каждый фразеологизм глаголом-синонимом.

Задания, используемые на уроках:

3. Найди неверно употребленные словосочетания. Запиши верный ответ .

  • Дружеский коллектив, дружная улыбка, цветастый фильм, цветной сарафан, дружелюбные ребята.

4. Замени каждый фразеологизм глаголом-синонимом.

  • Водить за нос, прикусить язык.
Задания, используемые на уроках:  5.Переставь буквы так, чтобы получились названия учебных принадлежностей. Уникеб, традеть, зинрека, каруч, нейлика, фельторп.  6.Сочинение сказок, стихотворений, рассказов по опорным словам.

Задания, используемые на уроках:

5.Переставь буквы так, чтобы получились названия учебных принадлежностей.

  • Уникеб, традеть, зинрека, каруч, нейлика, фельторп.

6.Сочинение сказок, стихотворений, рассказов по опорным словам.

Коммуникативные компетенции: • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление; • уметь представлять свой класс, школу, страну; • владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; • иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Коммуникативные компетенции:

уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;

уметь представлять свой класс, школу, страну;

владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; • иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Задания, используемые на уроках: Задания на основе образца или подражательные,  предполагающие усвоение правильно построенных конструкций: по образцу из двух предложений составь одно. Правильно поставь запятую. Образец:    Я не пойду в школу, потому что болею.     На улице дождь.   Я не пойду гулять. Ко мне пришли гости.   Скоро будет мультфильм по телевизору.

Задания, используемые на уроках:

  • Задания на основе образца или подражательные,  предполагающие усвоение правильно построенных конструкций: по образцу из двух предложений составь одно. Правильно поставь запятую. Образец:  

Я не пойду в школу, потому что болею. 

На улице дождь.

Я не пойду гулять. Ко мне пришли гости.

Скоро будет мультфильм по телевизору.

Задания, используемые на уроках:

Задания, используемые на уроках:

  • Конструктивные задания.
  • Творческие задания. 
  • Дифференцированные задания .
Задания, используемые на уроках:  Спишите, разделяя текст на предложения. Озаглавьте.

Задания, используемые на уроках:

Спишите, разделяя текст на предложения. Озаглавьте.

  • На Севере рано наступает зима замёрзли моря не пройти пароходам через ледяные поля на помощь пришёл ледокол он проложил путь судам. 
Дифференцированные задания:  1 уровень:  Запиши ответы на вопросы так, чтобы получился связный текст на тему «В парке осенью».   Ты был в парке осенью?  Как изменились деревья, кусты, трава?  Нравится ли тебе гулять по осеннему парку?  Что тебя в нем привлекает?

Дифференцированные задания:

1 уровень:

Запиши ответы на вопросы так, чтобы получился связный текст на тему «В парке осенью».  Ты был в парке осенью? Как изменились деревья, кусты, трава? Нравится ли тебе гулять по осеннему парку? Что тебя в нем привлекает?

Дифференцированные задания:  2 уровень:  Составь и запиши связный текст по опорным словам на тему «В парке осенью».   Аллея, золотые и багряные краски, листья берез, шуршать, прохладный ветерок, воздух, настроение.

Дифференцированные задания:

2 уровень:

Составь и запиши связный текст по опорным словам на тему «В парке осенью». 

Аллея, золотые и багряные краски, листья берез, шуршать, прохладный ветерок, воздух, настроение.

Дифференцированные задания:  3 уровень:  Составь текст-описание на тему:   «В парке осенью».  

Дифференцированные задания:

3 уровень:

Составь текст-описание на тему:   «В парке осенью».  

Социальные компетенции:   • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени; • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя. Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «метапредметных» областях. Чтобы перейти к формированию ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме.

Социальные компетенции:

владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени; • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;

владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя. Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «метапредметных» областях. Чтобы перейти к формированию ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме.

Информационные компетенции

Информационные компетенции

  • Информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
Информационные компетенции предполагают умения:

Информационные компетенции предполагают умения:

  • работать с устным и письменным текстом;
  • составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, цитаты, доклад;
  • составлять на основании текста таблицы, схемы, графики;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками, оглавлениями, атласами, определителями;
  • пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации (телевиденье, видео-, аудиозаписи);
  • пользоваться компьютерными источниками информации, Интернет.
Современные технологии:

Современные технологии:

  • технология проблемного и проектного обучения;
  • развития критического мышления;
  • когнитивного обучения;
  • обучения в глобальном информационном сообществе.
Приёмы формирования ключевых компетенций   Компетенции  Приёмы Учебно-познавательные Многоступенчатый выбор» «Метод пяти пальцев»  «Огонёк общения»  «Кто больше»  игра «Волшебная палочка»  «Соседи»  «Да или нет» «Волшебная корзинка» идей, понятий, имён …  «Мозговой штурм»

Приёмы формирования ключевых компетенций

Компетенции

Приёмы

Учебно-познавательные

Многоступенчатый выбор»

«Метод пяти пальцев»

«Огонёк общения»

«Кто больше»

игра «Волшебная палочка»

«Соседи»

«Да или нет»

«Волшебная корзинка» идей, понятий, имён …

«Мозговой штурм»

Приёмы формирования ключевых компетенций   Компетенции  Приёмы Коммуникативные «Огонёк общения»,«Словесный мяч»,«Биография слов» игра «Лото», «Дальние коммуникации», «Синквейн», «Сочини сказку по ключевым словам»  «Вопрос – ответ», «Если бы я был…», «Снежный ком»

Приёмы формирования ключевых компетенций

Компетенции

Приёмы

Коммуникативные

«Огонёк общения»,«Словесный мяч»,«Биография слов»

игра «Лото», «Дальние коммуникации», «Синквейн»,

«Сочини сказку по ключевым словам»

«Вопрос – ответ», «Если бы я был…», «Снежный ком»

Приёмы формирования ключевых компетенций   Компетенции  Приёмы Информационные «Вопросы для любознательных», «Интересные факты»  «Вопросы для умников и умниц», «Это интересно»  «Схематическое конспектирование», «Правда ли это?» «Толстые и тонкие вопросы», «Кластеры», «Пометки на полях»

Приёмы формирования ключевых компетенций

Компетенции

Приёмы

Информационные

«Вопросы для любознательных», «Интересные факты»

«Вопросы для умников и умниц», «Это интересно»

«Схематическое конспектирование», «Правда ли это?»

«Толстые и тонкие вопросы», «Кластеры», «Пометки на полях»

Приёмы формирования ключевых компетенций   Компетенции  Приёмы Социальные Выбор партнёра», «Я умею, а мой …»  «Если можешь, покажи. «Если понял, расскажи» «Что было бы, если бы…»,«Акция – проект», «Тренинг» «Копилка хороших поступков»

Приёмы формирования ключевых компетенций

Компетенции

Приёмы

Социальные

Выбор партнёра», «Я умею, а мой …»

«Если можешь, покажи. «Если понял, расскажи» «Что было бы, если бы…»,«Акция – проект», «Тренинг»

«Копилка хороших поступков»

Приложение
  • Приложение
Виды заданий:

Виды заданий:

  • Основа основ – работа с текстом!
  • Задания направленные на систематизацию и обобщение
  • Работа в парах и группах
  • Проекты, исследования
Работа со словарями Словарь синонимов, антонимов и омонимов Словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством слов, но и наличием слов, близких по значению, противоположных по значению, огромным количеством устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок.  Словарь иностранных слов Помогает понять смысл иностранных слов и правильно их употреблять в речи. Словарь фразеологизмов.

Работа со словарями

Словарь синонимов, антонимов и омонимов

  • Словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством слов, но и наличием слов, близких по значению, противоположных по значению, огромным количеством устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок.

Словарь иностранных слов

  • Помогает понять смысл иностранных слов и правильно их употреблять в речи.

Словарь фразеологизмов.

Словарь синонимов, антонимов и омонимов Словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством слов, но и наличием слов, близких по значению, противоположных по значению, огромным количеством устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок. Словарь иностранных слов Помогает понять смысл иностранных слов и правильно их употреблять в речи. Словарь фразеологизмов.

Словарь синонимов, антонимов и омонимов

Словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством слов, но и наличием слов, близких по значению, противоположных по значению, огромным количеством устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок.

Словарь иностранных слов

Помогает понять смысл иностранных слов и правильно их употреблять в речи.

Словарь фразеологизмов.

Этимологический словарь.  Этимология  – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении ( этмос – «истина»). Работа со словарными словами. Этимологический анализ слов Этапы работы: Подготовительный этап (корова) Ориентировочный этап ( «кор» с древнерусского «рог») Этап контроля и самоконтроля (корова) 2 . Ассоциативный образ имеет в своем написании не вызывающую сомнения букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Этимологический словарь.

Этимологияэто наука о происхождении слова, его первоначальном значении ( этмос – «истина»).

Работа со словарными словами.

  • Этимологический анализ слов

Этапы работы:

  • Подготовительный этап (корова)
  • Ориентировочный этап ( «кор» с древнерусского «рог»)
  • Этап контроля и самоконтроля (корова)

2 . Ассоциативный образ имеет в своем написании не вызывающую сомнения букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Распределительные упражнения

Распределительные упражнения

  • Заполни таблицу, выбрав из текста нужные слова с орфограммой в корне(гласные после шипящих, чередующиеся, проверяемые, непроверяемые)
Закончи предложение:

Закончи предложение:

  • Простыми называются предложения в которых…, а сложными…
  • Все части речи делятся на…
  • Безударные окончания прилагательных проверяются по …
Задания с ловушкой:

Задания с ловушкой:

  • Состав слова:
  • Пальто, дом, день, столы, парта.
  • Найди слова, в которых нет ни одной трудности в написании гласных звуков:
  • сосна, волны, дрова.
Игра «Словесный мячик»:  Один из учащихся «кидает» слово другой «бросает» проверочное.   Игра « Орфографическая дуэль». Диктант в парах.

Игра «Словесный мячик»: Один из учащихся «кидает» слово другой «бросает» проверочное.

Игра « Орфографическая дуэль».

Диктант в парах.

Методы и приёмы обучения Доклады о писателях

Методы и приёмы обучения

Доклады о писателях

Методы и приёмы обучения Литературные газеты

Методы и приёмы обучения

Литературные газеты

Синквейн      1 строка-  1 существительное  2 строка- 2 прилагательных ( Какой?)  3 строка-  3 глагола (Что он делает? )  4 строка- предложение  5 строка- 1 слово-резюме  (Одно значимое слово)

Синквейн

  • 1 строка- 1 существительное
  • 2 строка- 2 прилагательных ( Какой?)
  • 3 строка- 3 глагола (Что он делает? )
  • 4 строка- предложение
  • 5 строка- 1 слово-резюме

(Одно значимое слово)

В. М. Гаршин «Лягушка путешественница»                                                 Лягушка                                       Лупоглазая, толстая.                Соображает, болтает, хвастает. Изобретает необыкновенный способ передвижения.                                        Путешественница.

В. М. Гаршин «Лягушка путешественница»

                                              Лягушка

                                     Лупоглазая, толстая.

               Соображает, болтает, хвастает.

Изобретает необыкновенный способ передвижения.

                                       Путешественница.

Этапы работы с текстом:

Этапы работы с текстом:

  • Работа с текстом до чтения.
  • Работа с текстом во время чтения.
  • Работа с текстом после чтения.
Работа с текстом до чтения:  I этап . Антиципация  (предвосхищение, предугадывание, прогнозирование предстоящего чтения).  Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.   Приёмы :  прогноз по названию, прогноз по ключевым словам, мозговой штурм, ориентация предвосхищения, батарея вопросов…

Работа с текстом до чтения:

I этап .

  • Антиципация (предвосхищение, предугадывание, прогнозирование предстоящего чтения).

  • Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

Приёмы : прогноз по названию, прогноз по ключевым словам, мозговой штурм, ориентация предвосхищения, батарея вопросов…

II этап . Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Перечитывание текста. Анализ текста Беседа по содержанию текста. Выразительное чтение. Приёмы:  чтение с пометками (ИНСЕРТ), чтение со СТОПом, ЧТЕНИЕ- СУММИРОВАНИЕ В ПАРАХ, чтение про себя с вопросами. Комментированное чтение,диалог с автором, выделение ключевых слов, ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК…

II этап . Работа с текстом во время чтения

  • Первичное чтение текста.
  • Перечитывание текста.
  • Анализ текста
  • Беседа по содержанию текста.
  • Выразительное чтение.

Приёмы: чтение с пометками (ИНСЕРТ), чтение со СТОПом, ЧТЕНИЕ- СУММИРОВАНИЕ В ПАРАХ, чтение про себя с вопросами. Комментированное чтение,диалог с автором, выделение ключевых слов, ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК…

III этап. Работа с текстом после чтения  Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Знакомство с писателем. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания  Приёмы:  беседа, СИНКВЕЙН, проверочный лист, КЛАСТЕР, различные виды таблиц, проекты, тесты…

III этап. Работа с текстом после чтения

  • Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
  • Знакомство с писателем.
  • Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  • Творческие задания

Приёмы: беседа, СИНКВЕЙН, проверочный лист, КЛАСТЕР, различные виды таблиц, проекты, тесты…

Прогнозирование темы урока

Прогнозирование темы урока

Прогнозирование темы урока

Прогнозирование темы урока

Прогнозирование темы урока

Прогнозирование темы урока

Прогнозирование темы урока

Прогнозирование темы урока

Анкета для самоанализа   1 .На уроке я работал (а)  2. Своей работой на уроке я  3. Урок для меня показался  4. За урок я  5. Мое настроение  6. Материал урока мне был    7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно/с интересом доволен / не доволен  коротким / длинным  не устал(а) / устал(а)  стало лучше / стало хуже  понятен / не понятен  полезен / бесполезен  интересен / скучен  легким / трудным  интересно / не интересно

Анкета для самоанализа

1 .На уроке я работал (а) 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно/с интересом

доволен / не доволен коротким / длинным не устал(а) / устал(а) стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маратканова Татьяна Михайловна

Дата: 15.06.2019

Номер свидетельства: 514894


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства