Воспитательный потенциал уроков литературного чтения в формировании нравственной позиции младших школьников
Воспитательный потенциал уроков литературного чтения в формировании нравственной позиции младших школьников
На уроках литературного чтения воспитание нравственности реализуется через удачный подбор авторских произведений.В учебники включены лучшие произведения выдающихся поэтов и писателей. Важной особенностью подбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательный потенциал уроков литературного чтения в формировании нравственной позиции младших школьников»
Спиридонова О.В.
Воспитательный потенциал уроков литературного чтения в формировании нравственной позиции младших школьников
Воспитание ребенка через литературу - это один из самых эффективных способов решения данной проблемы, так как в этой ситуации необходимы нравственные опоры и чистые источники духовного богатства.
Воспитание – это внутреннее принятие личностью норм и правил, а результат его – это превращение этих норм в «личные». Данный процесс длительный, и система убеждений складывается в юности, но представления и понятия формируются с самого раннего детства, прежде всего, конечно в семье, а затем в школе. В практике школьной жизни маленький человек утверждается в правильности или, наоборот, в неправильности того, чему учили его в семье. И тогда, меняются прежние взгляды под влиянием воспитания.
Трудно переоценить в решении поставленных задач роль литературы, потому что по сути своей она является частью культуры, видом искусства. Как известно, произведения искусства воздействуют на личность в целом, а не только на отдельные стороны. Никакая другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний мир человека в его динамике, как художественная литература. Цель уроков чтения заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основ теории литературы.
Дети в младшем школьном возрасте живут не одну, а несколько жизней сразу: свою и героев литературных произведений. Главная возрастная особенность: стремление к подражанию, к максимально полному проживанию событий.
В настоящее время разработано много новых программ литературного образования младших школьников, направленных на развитие личности ребенка, формирование коммуникативных умений, позволяющих организовать творческую деятельность в детском коллективе.
В плане возможностей нравственного развития школьников выступает программа «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, УМК «Школа России».Главной своей целью авторы учебников и учебных пособий считают, что «Школа России» должна стать школой духовно-нравственного развития.
Опираясь на произведения, подобранные в учебниках для литературного чтения, учитель воспитывает в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества.
На уроках литературного чтения воспитание нравственности реализуется через удачный подбор авторских произведений и произведений устного народного творчества. В учебники включены лучшие произведения выдающихся поэтов и писателей. Важной особенностью подбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, смелость, настойчивость и ответственность, способность сопереживать, готовность помогать другому. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добро воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй». А к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Знакомясь со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.
Огромную роль на уроках играют русские народные пословицы. Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события. Интересный вид работы-сбор пословиц и поговорок о добре и зле, о дружбе, вежливости. Учащиеся сами подбирают эти пословицы дома. На уроке школьники их разбирали, объясняли, как они их понимают и проводили аналогию с конкретными ситуациями. Дети оценивали свое поведение. Всегда ли они поступают правильно.Например, опираясь на содержание сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», учитель развивает у детей представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, тактичность и т.д. Автор начинает сказку с пословицы: «Нам даром, без труда ничего не дается, - недаром исстари пословица ведется…». Это начало помогает детям понять смысл произведения.
С идеями дружной крепкой семьи, теплых родственных отношений без которых немыслима духовная личность, дети знакомятся на таких произведениях, как: «Еще мама», «Моя родня». Ребята приходят к очень важному выводу: родители, родные – самое дорогое, что есть на свете, с ними нужно дружить и ценить их дружбу.
Изучая произведения Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского учитель развивает такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей. Что дает дружба и чего она требует от человека, как надо и как не надо общаться с друзьями, как проявлять чуткость к другу и как важно быть вежливым и тактичным?
Очень важным является воспитание детей, через искусство, через литературу. Если ребенок видит, замечает, понимает прекрасное он будет вести себя иначе. Например, стихи Пушкина, Тютчева, Никитина, Фета и других поэтов-классиков позволяют детям яснее услышать первый звон капели, острее почувствовать благоухание, свежесть летнего утра, ощутить резкое дыхание метели.Изучение стихотворений в школе составляет основную часть воспитательного процесса. Ведь это тот род литературы, который формирует духовный мир, тонко и глубоко влияя на человека. Тексты, выученные в начальной школе, он помнит прекрасно. И зимнее утро, и зимний вечер, и зимняя дорога, и речка, одетая льдом, все живет в душе. Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства, формирует идеалы.
Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.
Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе.
Опираясь на имеющийся у детей опыт и знания, приобретенные на уроках чтения, уже во II классе важно приучить детей размышлять над книгой; вырабатывать свой взгляд на события, формировать чувство личной ответственности за происходящее. В III классе на базе полученной общей читательской подготовки учащиеся способны к выделению и обсуждению уже не только отдельных эпизодов, а общей нравственной идеи, вытекающей из анализа ряда разных источников. Для уроков чтения в III-IV классах характерны беседы – дискуссии.Важно использовать методы и приемы обучения, которые пробуждают у детей нравственные чувства, наполняя ими прочитанные слова, предложения, абзацы, части текста и целые произведения. Наиболее эффективны:
1) анализ прочитанного произведения методом чтения - рассматривания;
2)выразительное чтение;
3) чтение в лицах;
4) инсценирование.
Представляя, как выглядел герой, учащиеся в той или иной мере перевоплощаются в определенного героя, проникаются тем или иным «авторским» чувством, учатся эти чувства переживать, а не просто называть.
Чтобы воспринимать эстетические и нравственные ценности нужно, чтобы дети на уроке:
-думали над прочитанным;
-сопереживали героям;
-оценивали их поступки;
-осмысливали их проблемы;
-соотносили их жизнь со своей жизнью;
-старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Задача учителя - организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль. Другими словами - сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:
-умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;
-умение сопереживать героям и автору;
-умение понять главную мысль произведения, его идею;
-осознать свою позицию и передать ее в форме устной и письменной речи.
Доминирующими методами на уроках являются эвристические методы:
-решение познавательных задач;
-выполнение творческих заданий;
-проблемное изложение;
-эвристическая беседа и т.д.
Итак, в младшем школьном возрасте дети особенно сензитивны к усвоению норм нравственности. Во-первых, это обусловлено интенсивным развитием познавательной активности. Развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью, что приводит детей к усвоению материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий. Во-вторых, произвольность психических процессов, формирование волевых усилий, новый уровень потребностномотивационной сферы ребенка не только позволяют ему действовать под влиянием непосредственных импульсов, но и руководствоваться сознательно поставленными целями нравственными требованиями и чувствами. В-третьих, у младших школьников формируется способность к сознательному руководству собственным поведением. Возникают относительно устойчивые формы поведения и деятельности.Таким образом, в процессе работы над литературными произведениями по нравственным представлениям систематичность позволяет повышать уровень младших школьников, формировать у них доброту, справедливость, отзывчивость, ответственности.Эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими школьниками литературно-художественного произведения. А систематическая работа по нравственному воспитанию на уроках литературного чтения позволяет повышать уровень нравственного воспитания младших школьников, воспитывать в них доброту, честность, чувство долга, формировать чувство патриотизма, учить уважать людей в « мире людей».