kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание сознательной дисциплины и дисциплинированности у школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1917—1929. Время, когда вопрос поддержания дисциплины не стоит из-за практического отсутствия требований. Порядок поддерживается там, где присутствует послереволюционный энтузиазм, а дети понимают главную цель своего нахождения в школе — учебу и получение профессиональных навыков.

1929—1936. Государство систему образования «загоняет в жесткие рамки». (По моим подсчетам, за эти 7 лет издано больше указов, касающихся этой сферы, чем за весь остальной период существования советской власти.) Из общества в школу приходит идея учебных подвигов: движение отличников, движение за стопроцентную успеваемость. Она, на мой взгляд, дает начало формальному отношению к учебе. Закладывается основа, приведшая к краху системы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание сознательной дисциплины и дисциплинированности у школьников.»

Воспитание сознательной дисциплины и дисциплинированности у школьников.

Выступление подготовила СелетковаН.П.,учитель начальных классов.

1917—1929. Время, когда вопрос поддержания дисциплины не стоит из-за практического отсутствия требований. Порядок поддерживается там, где присутствует послереволюционный энтузиазм, а дети понимают главную цель своего нахождения в школе — учебу и получение профессиональных навыков.

1929—1936. Государство систему образования «загоняет в жесткие рамки». (По моим подсчетам, за эти 7 лет издано больше указов, касающихся этой сферы, чем за весь остальной период существования советской власти.) Из общества в школу приходит идея учебных подвигов: движение отличников, движение за стопроцентную успеваемость. Она, на мой взгляд, дает начало формальному отношению к учебе. Закладывается основа, приведшая к краху системы.

1936—1970. Требования к дисциплине оформлены, система сформирована. Школа — слепок общества на фоне складывающегося и функционирующего тоталитарного государства.

Надежды на лучшее, обеспечивавшие успех нововведениям на первых этапах, к концу 60-х уступают место разочарованию. Сознательность заменяется равнодушным исполнением формальных требований. Их неприятие, внутреннее несогласие с ними в открытое сопротивление не выливаются.

1970—1990. Существование по инерции. Учащиеся и педагоги осознают условность и формальность системы. Рождается понимание того, что образовательная сфера требует реформирования. Государство, однако, мер к демократизации школы не принимает, довольствуясь внешними проявлениями благополучия. Развивается такое явление как «двойная мораль». На фоне пассивного неприятия совершаются попытки изменить ситуацию.

1990—2000. Конец старой системы одновременно становится началом новой, приходит понимание, что проще воспитать гражданина, чем перевоспитать его. Учитывая ошибки прошлого, равноценной задачей формирующейся системы провозглашается личностное развитие индивидуальности ребенка. Начинается переход на позиции гуманитарной педагогики, направленной, в том числе, на развитие сознательной дисциплины.

Если я предложу назвать ассоциации, которые возникают у вас в связи со словом «дисциплина»,»дисциплинированность»-что возникает?

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова записано: «Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Соответственно дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.

Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению авторов в «Энциклопедического словаря», то можно прочитать, что дисциплина – это «определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации».

На мой взгляд, интересна и точка зрения американского психиатра Росса Кэмпбелла, который считает, что «в области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребёнка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным конструктивным членом общества».

Что включает в себя дисциплина? Что её формирует? На эти вопросы мы будем находить ответы. Формирование дисциплины у детей начинается задолго до поступления их в школу.В семье, саду ребенок получает первые представления о правилах поведения,приучается к выполнению посильных поручений, умению жить и трудиться в коллективе.

С поступлением ребенка в школу изменяется характер его жизни. Содержание новой для него деятельности требует организованности, самодисциплины,усидчивости и послушания.

Какие возрастные особенности учителю приходится иметь в виду при воспитании сознательной дисциплины младших школьников?

В высшей нервной деятельности младших школьников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому детям легче выполнять указания воспитателей, которые побуждают их к определенным действиям. Период обучения детей в начальных классах является наиболее благоприятным для привития детям положительных навыков и привычек поведения. Учитель до деталей продумывает характер и объем навыков поведения, чтобы четко определить систему методов их формирования и закрепления.

Учитывая неустойчивость произвольного внимания младших школьников, их импульсивность, важно, чтобы требования учителя к поведению детей были немногочисленны, кратко и четко сформулированы и постоянно подкреплялись напоминаниями, разъяснениями, показом, одобрением или осуждением.

Младшие школьники очень подвижны и деятельны. Но они быстро устают от однообразных занятий. Эта их особенность требует от учителя смены видов и форм деятельности, использования разнообразных методов обучения и воспитания. Учащиеся начальных классов, особенно в первый год, не привыкли еще готовить пересказ в уме, безмолвно выполнять упражнения. Поэтому они часто говорят вслух, подкрепляют свои умственные действия некоторыми движениями рук. С этим приходится также считаться при обучении детей умению коллективно работать. Учитывая образность мышления младшего школьника, приходится широко пользоваться в воспитании живыми, близкими детям конкретными примерами, наглядностью и другими средствами.

Большая эмоциональная возбудимость младших школьников требует от учителя более широкого использования метода поощрения, сочетаемого с возрастающей требовательностью к их поведению. Но даже в пределах младшего школьного возраста методика воспитания учащихся существенно меняется. Методы воспитания учащихся I и II классов отличаются от методов работы со школьниками III класса.

При наблюдении за детьми учитель очень скоро обнаруживает, что одни капризны, упрямы, другие застенчивы, рассеянны, медлительны. Чтобы эти недостатки не превратились в постоянные черты характера, учителю важно направлять свои усилия на устранение этих условий. Но сделать это сразу не удается. Да к тому же только устранение условий не обеспечивает исправления недостатков в характере детей. Не следует забывать, что недостатки характера складывались постепенно и являются относительно устойчивыми. Каждый недостаток может быть исправлен определенной системой мер.

В работе с капризными и упрямыми детьми необходим ровный, но настойчивый и требовательный тон. Дети сравнительно быстро привыкают к такому отношению учителя, понимают, что капризничать и упрямиться бесполезно, и подчиняются требованиям педагогов.

Застенчивых детей приходится постепенно включать в жизнь коллектива. Приучение, тренировка — наиболее рациональные приемы работы с медлительными, рассеянными учащимися.

Дисциплинированность является важной чертой характера и тесно связана со всеми другими свойствами личности. Особенно большое значение имеет воспитание выдержки у детей.

Важную роль в воспитании дисциплины играет учет интересов школьников, их использование для вовлечения в полезную и интересную работу, а также внимание к здоровью, состоянию нервной системы. Воспитательная работа требует от учителя большого внимания к детям, учета всех изменений в характере и поведении учащихся. Только тогда учитель безошибочно наметит план действий по отношению к своим воспитанникам.

Используя метод разъяснения учитель терпеливо проводит изучение правил для учащихся, добивается их неукоснительного выполнения. Учителя при разъяснении правил меньше говорят о том, чего нельзя делать, а концентрируют внимание детей на том, как нужно делать или как поступать в том или ином случае.(В некоторых случаях я бы сделала..,а ты подумай как поступишь ты..)

Учебный процесс к концу 4 класса начальной школы обладает большими возможностями для

формирования у школьников понимания сущности дисциплины коллективного труда,

роли дисциплинированности человека в достижении поставленных перед ним целей.

Сознательная дисциплина формируется в конкретных делах учащихся. Многие

школьники учатся не вполную меру своих возможностей, из-за чего “недобирают”

знаний, умений и опыта, которые могли бы приобрести в школе. Важными

причинами этого явления являются – недостаточное осознание школьниками

жизненной значимости знаний, а также недисциплинированность в учении.

Не используя в полную меру данные природой и социальной средой возможности в

приобретении знаний, умений и навыков, ученик не может осуществить и развить

всех своих возможностей.

Дисциплина школьников на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении

учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина учащихся на уроке

характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней

сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого

порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

Одним из ведущих факторов, положительно влияющих на формирование сознательной

дисциплины школьников, является РАЗУМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ урока.

Хорошая дисциплина учащихся на уроке бывает тогда,когда педагог обладает

способностью организовать целенаправленную деятельность учащихся, увлечь их

не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и

знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока,

вовлечь каждого школьника в работу.

Многое зависит от умения учителя организовать себя и свой труд, направленный

на руководство познавательной деятельностью школьников. К.Д.Ушинский в работе

“Избранные педагогические сочинения” писал : “Если мы ввели порядок и

стройность в занятиях не оставляя ни на одну минуту, ни одного дитя без

дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили

детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не

слишком трудными, если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети

могут полюбить нас,- то классная дисциплина в наших руках”.

Изучение широкой школьной практики показало, что основными недостатками

организации уроков в школе являются :

а) слабая занятость всех учащихся учебно-познавательной деятельностью в целом

на уроке и отдельных его этапах.

б) нерациональная занятость учащихся на уроке учебно-познавательной

деятельностью. Недостатки такой организации состоят в том, что хотя все

учащиеся на уроке участвуют в учебной работе, учебные задания по своей

сложности не учитывают реальные возможности школьников. В результате сама

организация учебного процесса на уроке закладывает предпосылки к низкой

учебной продуктивности школьников и создает у них неудовлетворенность своим

трудом, порождает недисциплинированность.

Структура урока не должна бытьшаблонной, она постоянно варьируется в зависимости от дидактических целей,типа урока, содержания изучаемого материала, избранных методов обучения,возрастного состава учащихся.

В коррекционной школе сложились три основные формы учебной работы на

уроке :

фронтальная (общеклассная)

групповая

индивидуальная

Фронтальной работе уделяется в дидактике большое внимание. Необходимость

таких занятий обуславливается едиными учебными программами, обязательными для

изучения всеми учащимися.

При фронтальной работе ученик проявляет себя как личность,демонстрирует свои знания, эрудицию, память, желание и умение трудиться вколлективе. Учитель при этом ставит перед учащимися одну или несколько общих,единых задач. В процессе их решения учитель имеет возможность наблюдать иоценивать общий настрой учащихся в работе, их отношение к изучаемомуматериалу и взаимоотношения друг с другом.

Однако эта форма работы имеет и свои слабые стороны, так как она в

определенной степени усредняет задания по объему и рассчитана на единый темп

работы. Наиболее страдают при этом учащиеся, выполняющие задания значительно

быстрее остальных (остается время), а также те кто работает в замедленном

темпе (у них создается нравственный дискомфорт). Не всегда на пользу

фронтальная работа и учащимся, которые не хотят напрягать свои умственные

усилия и пользуются готовыми, прокомментированными решениями, сделанными

товарищами по классу. Фронтальная работа при неудачной ее организации,

создает видимость коллективного труда хотя и силами части учащихся, а не

всеми учениками класса. Все это показывает, что необходимо сочетание

фронтальной работы с другими формами(индивидуальной и групповой ) на различных

этапах разных типов уроков .

С целью оптимальной занятости учащихся на уроке постоянно используются

индивидуальные формы занятий. При этом каждый ученик получает свое задание,

которое он выполняет независимо от других. Чаще всего это задания –карточки,

где учитель имеет возможность их дифференцировать.

Индивидуальные занятия особенно важны для школьников с негативным отношением

к учебе. Определяя индивидуальные учебные работы для учащихся, потерявших

веру в свои силы, учитель исходит из того, что для них посильно.

Необходимо предварительно убедить ученика в посильности выполнения задания. Когда же задание выполнено учеником, учитель должен заметить это, поднять престиж в глазах класса.

Эффективность применения индивидуальных форм работы в воспитании школьников

во многом определяется тем, насколько хорошо учитель знает личностные качества учащихся, уровень их знаний и умений, мотивы учения, учебные возможности, индивидуальные возможности. При этом необходимо четко определять для себя и учащихся цели конкретного задания, использовать ее не как эпизод,а как продуманную, постоянно включаемую составную часть урока на всех этапах учебного процесса.

Открытость требований, их посильность, возможность повторно ответить неусвоенный материал позволили вовлечь учеников в процесс учебного труда,повысить уверенность в собственных силах.

Групповая работа состоит из нескольких этапов:

а) подготовка учителем групповых заданий

б) инструктирование школьников о работе

в) обсуждение и составление плана выполнения задания

г) распределение заданий, определение способов решений

д) выполнение заданий.

Учащиеся работают самостоятельно, учитель наблюдает, дает необходимый совет,

учащиеся осуществляют в группе взаимопроверку и контроль, докладывают о

результатах работы, идет обсуждение, делаются окончательные выводы, дается

оценка работы групп и всего класса в целом.

При работе группой наиболее подготовленный ученик выступает в роли учителя,

и представляет материал. Такая форма работы используется на разных этапах урока, даже при изучении нового материала. Данная форма работы на уроке также способствует формированию

сознательной дисциплины школьников.

Одним из ведущих средств воспитания учащихся, развития их творческого

мышления является самостоятельная работа школьников. Самостоятельная учебная

часть –это всегда деятельность ученика, протекающая без посторонней помощи,

хотя и под руководством учителя. Самостоятельная работа становится средством

активной познавательной деятельности при определенных условиях, а именно:

а) если четко поставлена цель работы

б) если ученик осознал и принял эту цель

в) если в процессе работы ученик преодолевает интеллектуальные затруднения,

проявляя при этом волевые усилия

г) если в процессе выполнения работы ученик развивает свои нравственные и

физические силы.

Организованная таким образом самостоятельная работа предъявляет к учащемуся

определенные требования, заставляя его мобилизовать внутренние силы,

преодолевая инерцию, проявляя волевые усилия.

Доля самостоятельной работы с возрастом учащихся возрастает.

Одним из признаков недисциплинированного поведения школьников на уроке можно

назвать отсутствие ВНИМАНИЯ.

Действительно, в практике нередко можно наблюдать, что ученик не слышит того,

что происходит в классе. Бывает, что учащиеся сидят на уроке тихо, спокойно,

но настоящего внимания и сосредоточенности все-таки нет: взгляд рассеянный,

движения ленивые, работа делается нехотя. На вопрос школьникам: “Считают ли

они себя внимательными на уроках?” – каждый третий отвечал, что на уроках

бывает недостаточно внимательным. На вопрос: “Почему?” – были ответы: “Трудно

быть внимательным на всех уроках”, “Неинтересно”, “Что-то произошло в семье”, “Работа на уроках не увлекает”, “Сказывается усталость”, “Лень заставить себя” и другие.

Внимательность рассматривается психологами как ведущая черта личности.

Человек с развитым вниманием умеет легко сосредоточиться, способен лучше

воспринимать окружающее, быстрее реагировать на события, глубже их

переживать, переключать внимание.

Задача учителя – целенаправленно формировать у учащихся на уроке, во

внеурочное время такие качества внимания, как активность, направленность,

устойчивость, переключение, широта и др.

Несформированность внимания, бесспорно, является серьезным препятствием в

учении школьника.

В.А. Сухомлинский очень верно подмечал: “Не потерять на уроке ни одной

минуты, ни одного мгновения без активного умственного труда – что может быть

глупее в таком тонком деле, как воспитание человека. Нет, нельзя такой ценой

добиваться внимательности, сосредоточенности, умственной активности ребят.

Умственные силы и нервная энергия учащихся, особенно младшего возраста, - это

не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать».

Сохранять и поддерживать внимание учащихся на уроке позволяет чередование

заданий воспроизводящего и творческого характера, а также четкая постановка

целей и задач урока, разумное включение в урок различых форм учебной

деятельности, предоставление возможности школьникам учиться на уроке

самостоятельно.

Пути формирования социально значимых мотивов учения, мотивов долга и

ответственности школьников в учении следующие:

а) разъяснение школьникам общественной и личной значимости учения и знаний

б) раскрытие учителем роли науки в современном производстве.

г) предъявление требований к качеству учебной работы, к дисциплине учебного

труда на уроке, организация помощи отстающим.(Агапова – Смирнов).

д) объективная оценка знаний, умений и навыков школьника.

е) целенаправленная деятельность педагога по развитию самовоспитания,

формирование объективной оценки, самоанализа и т.д.

Назову пути и способы формирования познавательного интереса:

а) постоянное пробуждение интереса к изучаемому предмету, в результате

применения приемов занимательности, развития любознательности учащихся,

создания положительных эмоций в учебной деятельности и т.д. Использование в

этих целях проблемных ситуаций, познавательных игр, задач,создание ситуаций успеха.

б) включение каждого школьника на уроке в учебно-познавательную деятельность

на всех этапах урока, опора на сильные стороны ученика.

в) использование таких методов стимулирования ученика, как одобрение,

Среди педагогических условий, активно влияющих на воспитание школьников

является единство требований педагогов к учащимся школы.( Совместные заседания МО ).

Большую роль в формировании организованности и дисциплинированности учеников

играет морально-психологическая атмосфера на уроке и во внеурочной деятельности, его микроклимат. (Я своих детей учу…,по-поведению детей замечаю..)

В определении психического климата используются такие оценочные категории, как

здоровый, благоприятный, хороший, деловой и, напротив, нездоровый,неблагоприятный.

Психологическая атмосфера или микроклимат урока – это эмоционально-

психическое состояние учащихся и учителя на уроке. Оно может

характеризоваться как оптимистическое, когда на уроке есть радость общения,

доверия между учителем и учениками, бодрость и взаимопонимание. При этом у

учащихся нет чувства страха, они уверены в себе, им присуща сознательная

дисциплина. Вместе с тем хороший микроклимат урока характеризуется высокой

требовательностью учителя к учащимся, а учащимися друг к другу.

Нездоровый климат на уроке – это неуверенность учащихся, скука, нервозность,

боязнь, что спросят и т.д. Все это создает гнетущую атмосферу на уроке, что

может вызвать психический стресс,влекущий за собой грубое нарушение

дисциплины. Знание преподаваемого предмета и владение методами обучения,

понимание, в каком направлении надо воспитывать детей, - все это, конечно,

необходимо учителю для воспитания сознательной дисциплины учащихся.

И закончить эту часть ,которую можно назвать дисциплинированность учащихся во время учебного процесса, выступления можно рекомендациями симпозиума ЮНЕСКО , проходящего в вг.Будапеште в 1963 году, и я считаю актуальными в наши дни:

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН:

1. Опираться на природнуюсмышленность учащихся и не ограничиваться

только чисто механическими навыками; желательны дискуссии между учителем и

учащимися.

2. Вызывать активность учащихся

3. Повышать заинтересованность учащихся при обучении.

4. Давать мотивировку необходимости изучения нового материала.

5. Развивать способности учащихся к абстракции; создавать педагогические

ситуации, способствующие самостоятельному выяснению новых свойств.

6. Использовать таблицы, схемы, специальные коррекционно-развивающие игры.

7. Развивать мышление учащихся, использовать эвристические методы.

Учебный труд - главный вид деятельности школьников, несущий в себе громадный воспитательный заряд. Разнообразно и четко организованная учебная деятельность школьников, безусловно, сказывается на формировании навыков и привычек дисциплинированного поведения. Ведь в процессе учебного труда школьники приучаются соблюдать порядок и дисциплину, внимательно слушать учителя, товарищей, приобретают навыки коллективной работы, добросовестного выполнения домашних заданий. Но все это приходит не сразу. Требуются большие и длительные усилия со стороны учителей, классных руководителей, всего педагогического коллектива, чтобы приучить детей организованно работать, соблюдать дисциплину и порядок.

Благотворное влияние на воспитание дисциплинированности оказывает участие детей во внеклассной работе. Включаясь в работу кружков, секций, ученик берет на себя определенные обязательства, приучается планировать свое время, отказываться во имя любимого занятия от игр и развлечений. Привычка к саморегулированию, приобретенная в ходе занятий любимым делом, может оказать благотворное влияние на всю личность школьника.

Важное место в воспитании дисциплинированности занимает общественно полезный труд. Трудовая деятельность имеет общую для всех детей цель, требует слаженности, точного выполнения своих обязанностей каждым, высокой организованности. Эти черты трудовой деятельности сближают ее с учебной, и таким образом, качества, формируемые в учебной и трудовой деятельности, взаимодополняют друг друга, углубляются, совершенствуются.

Труд и дисциплина в жизни идут рядом. Какие бы профессии в будущем ни избрали школьники, они везде столкнутся с требованиями трудовой дисциплины.

Трудовая, общественно полезная деятельность имеет большое значение не только в формировании навыков и привычек, но и благородных мотивов, которые побуждают ребёнка вести себя в соответствии с требованиями дисциплины.(у нас в школе это и дежурства по школе,по классу,в столовой,уборка территорий,общественные поручения). Очень важно пробудить у ребят интерес к труду, потребность трудиться, научить их видеть в любой работе общественный смысл, выполнять ее с огоньком, с желанием.(10 класс)

Разносторонняя деятельность детей должна быть определенным образом организована. Большое значение в организации жизни и деятельности принадлежит режиму. Режим — важный метод формирования многих нравственных качеств. Особенно велико значение точного режима в воспитании младших школьников. Они принимают требования режима без особых рассуждений и проявляют стремление к неуклонному их выполнению. При условии тщательного совместного контроля со стороны учителя и родителей режим может прочно утвердиться в жизни ребенка и стать важным средством воспитания дисциплинированности.

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ.Воспитание сознательной дисциплины тесно связано с воспитанием культуры поведения у детей. Культура поведения — понятие очень емкое. М. И. Калинин отмечал, что в понятие культура входит все — от умывания лица до последних высот человеческой мысли.

Культура поведения проявляется в соблюдении человеком общепринятых норм общественного порядка, личной гигиены, организации своего труда, норм отношений к окружающим людям, а также в уровне эстетической культуры, помогающей соблюдать чувство меры в своем поведении (речь, жесты, мимика, внешний вид и др.).

Все это помогает классному руководителю правильно спланировать работу, составить примерную тематику бесед, классных собраний, общественно полезных дел, направленных на воспитание дисциплинированности у школьников.

Ещё одна составляющая дисциплинированности учащихся- физическое воспитание. Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:

-укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию; обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных способностей;

- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

-содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовно-нравственном развитии личности ученика. Только на основе чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине. Появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. (В этом году это празднование юбилеев Покрышкина,Михалкова,9мая)

Именно краеведение имеет в своём арсенале те нужные составляющие, которые могут дать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей с нарушением интеллекта.

Одно из важнейших условий достижения сознательной дисциплины - соблюдение преемственности воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей школьников.

Классный руководитель приходит в новый класс. (из 4 в 5) Если он начинает воспитательную работу без учета того, что уже достигнуто, происходит разрушение складывающихся или уже сложившихся привычек и традиций поведения учеников. Соблюдение преемственности - один из важнейших принципов воспитания.

Будущий классный руководитель обязательно и не один раз поговорит с учителем начальной школы, внимательно изучит составленные этим педагогом характеристики школьников. Затраченное им время на эту работу потом полностью окупается. В результате наблюдений и бесед с педагогами новый классный руководитель определяет актив учащихся, основательно знакомится с теми, чья «активность» отрицательно сказывается на дисциплине в коллективе.

Работа с родителями. Дисциплинированные, активные люди могут быть воспитаны в тех семьях, где все напряженно трудится, где царит обстановка высокой деловой активности и нет места расхлябанности и недисциплинированности. В таких семьях сами дети и, прежде всего их родители влияют на отдельные недисциплинированные поступки, так как недисциплинированность нарушает принятый ритм жизни. Каждый это хорошо понимает и подчиняется требованиям большинства. Цель разъяснительной работы состоит в том, чтобы из года в год накапливать у учащихся знания о нормах и правилах поведения, раскрывать нравственный смысл сознательной обществе и на этой основе формировать ответственность за свое поведение, нетерпимость к нарушениям общественного порядка.

Вот примерная тематика лекций для родителей:

«О поощрениях и наказаниях детей в семье», «Воспитание дисциплинированности у подростков», «Воспитание уважения к старшим», «О режиме школьника», «Воспитание навыков и привычек культурного поведения», «Значение родительского авторитета и его влияние на поведение учащихся».

КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ

Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, не смотря на недостаток времени.

Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.

Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).

Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье.

Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.

Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.

Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

Воспитание дисциплины в классном коллективе не может рассматриваться изолированно от организации и воспитания дисциплины в школе в целом и неизбежно выходит за рамки одного класса. Деятельность классного руководителя и воспитываемого им коллектива тесно связана с жизнью школы. Успех работы во многом зависит от сложившегося стиля жизни общешкольного коллектива, его традиций, общественной направленности и, многих других факторов. Он определяется тем, насколько слаженно и четко действует педагогический коллектив, коллектив учащихся и коллектив родителей.

Однако бывает, что сами учителя нарушают трудовую дисциплину: то опаздывают на урок, то затянут время на его организацию. Естественно, намеченный план урока уже не выполняется, домашнее задание сообщается ученикам наспех, после звонка, и не отдохнувшие ребята идут на следующий урок, где все это может повториться... Вот почему так важно добиваться от учителей, единства педагогических требований. Они формируются в процессе всей деятельности учащихся, и прежде всего в учебном и общественном труде.

Известно, что само по себе знание того или иного правила, желание его соблюдать еще не гарантирует его выполнения. Задача состоит в том, чтобы научить детей необходимым навыкам и привычкам культурного поведения, дисциплине и дисциплинированности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Воспитание сознательной дисциплины и дисциплинированности у школьников.

Автор: Селеткова Наталья Павловна

Дата: 02.06.2018

Номер свидетельства: 471940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Методическая разработка «Воспитание самостоятельности и сознательного отношения к своему здоровью у учащихся средствами физической культуры»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_vospitanie_samostoiatelnosti_i_soznatelnogo_otnoshenii"
    ["file_id"] => string(6) "608022"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1653480490"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Самоанализ урока по физической культуре "
    ["seo_title"] => string(42) "samoanaliz-uroka-po-fizichieskoi-kul-turie"
    ["file_id"] => string(6) "138288"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417523398"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Воспитательный план на 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(41) "vospitatielnyiplanna20152016uchiebnyighod"
    ["file_id"] => string(6) "313794"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459535272"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства