Просмотр содержимого документа
«Воспитание культуры общения учащихся»
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Дар слова - одна из величайших способностей человека, являющаяся составной частью общей культуры. Слово - это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.
Чтобы наше общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику и словарь. Надо уметь говорить с теми, кто симпатизирует нам, и с теми, кто c нами не согласен, участвовать в беседе в узком кругу друзей и выступать перед аудиторией.
Современные люди должны уметь понимать позицию другого человека, находить согласованные решения при обсуждении спорных вопросов. От наличия или отсутствия этих коммуникативных умений во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом; между тем культурологи, социологи, лингвисты, педагоги отмечают очевидные тенденции и факты падения речевой культуры.
Понимая, что новое общество нельзя построить на фундаменте старой школы, одной из задач модернизации образования можно считать задачу по формированию у учащихся способности действовать и быть успешными, усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, выстраивать коммуникацию с другими людьми и кооперировать ресурсы для достижения общих целей. Концепция модернизации российского образования определяет среди важнейших задач воспитания "формирование... способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда". Учитывая идеи возрастной психологии о том, что в подростковом возрасте может возникнуть способность реалистично представлять свое будущее и строить собственный образовательный маршрут, школа должна способствовать самоопределению школьников. Необходимость поиска в образовательном пространстве места, в котором у ребенка появится возможность развивать способность к исследованию, эффективному общению и организации взаимодействия, способности к умению принимать самостоятельные решения, обусловила введение курсов по выбору.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Целью воспитания культуры общения учащихся является: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Отсюда вытекают следующие задачи:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями учащихся.
Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Организация информационной поддержки учащихся.
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Воспитательный процесс осуществляется по следующим направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное:
Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, теннису, лыжам, лёгкой атлетике.
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.
Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
2. Художественно-эстетическое:
Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
Работа факультатива «Ума и рук творенье»
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.
3. Научно-познавательное:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
4. Гражданско-патриотическое:
Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
Выставки рисунков.
Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;
Встречи с участниками «горячих точек»;
Тематические классные часы;
Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
Конкурсы рисунков.
Фестивали патриотической песни.
5. Общественно-полезное:
Проведение субботников;
Работа на пришкольном участке.
Разведение комнатных цветов.
Акция «Спаси дерево».
Акция «Тёплый дом».
6. Проектная деятельность:
Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, области.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
ГБОУ РМЭ «Звениговская санаторная школа-интернат»
«Воспитание культуры
общения у учащихся»
(выступление на методическом объединении воспитателей