Пусть озорные детские глаза, звонкие голоса и пытливые умы помогут Вам радоваться жизни и верить в прекрасное будущее!
Это мерприятие проводилось для учителей города и района. Ему предшествовала большая и плодотворная работа. Ребята учили стихотворения, готовили сообщения, читали дополнительный материал. Своими руами сделали объёмные геометрические фигуры. Урок прошёл интересно. Ребята работали активно, с увлечением. Мамы помогали выполнять практическую часть.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Систематизация и обобщение знаний по темам «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник», «Плоскость, прямая, луч», «Прямоугольный параллелепипед», «Окружность и круг».
Повторение и закрепление приобретённых знаний.
Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач.
Демонстрация тесной связи предметов истории и математики.
Развивающие.
Расширение кругозора учащихся.
Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету.
Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
Развивать потребности к самообразованию.
Воспитательные.
Воспитание любви к родной стране, её истории.
Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.
Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.
Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Сегодня у нас на занятии много гостей давайте с ними поздороваемся. А так же пришли наши мамочки, посмотреть как мы будем работать и помочь нам. Мамы будут наблюдать и фиксировать активность каждой группы (+это ответ, -это замечание). Работать следует по правилам: работать дружно до победы.
Понятия числа и фигуры взяты не откуда-нибудь,
а только из действительного мира.
Фридрих Энгельс
1. Актуализация знаний
1) - Назовите одним словом.
Учитель показывает разные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник…
- Что можете сказать, предположить, о чем пойдет речь?
2) - Я приглашаю Вас окунуться в мир ГЕОМЕТРИИ.
Стихотворения.
Геометрия – это наука, которая изучает свойства геометрических фигур. А ведь вокруг нас так много геометрических фигур.
Посмотрите внимательно скажите, какие предметы, имеющиеся вокруг нас, напоминают Вам одну из знакомых геометрических фигур.
- Например, окно – прямоугольник, часы – круг…
Сформулируйте тему занятия « Геометрия вокруг нас», цели (зачем), задачи (как). Вспомнить, какие геометрические фигуры нам известны, их названия, изображение, какими свойствами они обладают, какими чертежными инструментами мы научились пользоваться, нам помогут ребята, которые подобрали ЗАГАДКИ о плоских фигурах (по командам)
Презентация Емельяновой Насти
3) - Какую роль играет геометрия в жизни человека, и так ли она важна?
Геометрия в изобразительном искусстве
Геометрия в растениях
Геометрия в оригами
Геометрия в архитектуре
Значит, ребята, чтобы построить дома, фонтаны, сконструировать машины…, нужно знать геометрию!(1 слайд)
2.Комбинированная работа по теме урока
Ребята, а вы знаете, когда и как возникла геометрия?
Мини-реферат учащихся «Как возникла геометрия»:
-Для первобытных людей важную роль играла форма окружающих их предметов. По форме и цвету они отличали съедобные грибы от несъедобных, пригодные для построек деревья от деревьев, которые можно использовать только на дрова. Иногда они находили кристаллы минералов, из которых делали приспособления для охоты и дома. Так, овладевая окружающим их миром, люди знакомились с простейшими геометрическими фигурами.
-А когда люди стали строить дома, пришлось глубже разобраться в том, какую форму придавать стенам и крыше. Стало ясно, что бревна лучше обтесывать, а крышу делать покатой, чтобы с нее стекала вода. И, сами того не зная, люди все время занимались геометрией. Геометрией занимались женщины, изготовляя одежду, охотники, изготовляя копья и бумеранги сложной формы. Только самого слова «геометрия» тогда не было, а форму тел не рассматривали отдельно от других их свойств.
-Когда стали строить дома из камня, пришлось перетаскивать тяжелые каменные глыбы. Для этого издревле применяли катки. Так люди познакомились с одной из важнейших фигур - цилиндром. Перевозить грузы на катках было трудно из-за большого веса самих бревен. Чтобы облегчить работу, люди стали вырезать из стволов тонкие плоские круглые пластинки. Так появилось первое колесо. Неизвестный изобретатель первого колеса сделал величайшее открытие! Только на минуту представьте, что все колеса на земле исчезли. Это будет настоящая катастрофа. Потому что в каждой машине, от карманных часов до космических кораблей работают десятки и сотни разнообразных колес.
-Но не только в процессе работы знакомились люди с геометрическими фигурами. Издавна они любили украшать себя, свое жилище и свою одежду. Древние мастера научились придавать красивую форму бронзе и золоту, серебру и драгоценным камням. А художники расписывая дворцы, находили все новые геометрические формы. Гончару нужно было знать, какой формы изготовить сосуд, чтобы в него входило то или иное количество жидкости, и древние египтяне научились находить объемы довольно сложных фигур. Астрономы, наблюдавшие за небом и дававшие на основе своих наблюдений указания, когда начинать полевые работы, должны были научиться определять положение звезд на небе. Для этого понадобилось измерять углы.
-Различной была и форма крестьянских полей. Поля отделялись друг от друга межами, а разлив Нила каждую весну смывал эти межи. Поэтому были особые чиновники, которые занимались межеванием земель, по-русски сказать - землемеры. Так из практической задачи о межевании возникла наука о землемерии. По-гречески земля называлась «геос», измеряю- «метрио», а поэтому наука об измерении полей получила название «геометрия». Только не вздумайте современного геометра назвать землемером. За многие тысячи лет с ее возникновения она лишь в малой степени занимается землемерием.
3. ОТКУДА ПРОИЗОШЛИ НАЗВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР?
Блицтурнир (вопрос-ответ)
А простейшими в геометрии являются три фигуры: - точка, прямая, плоскость. Конечно, самая главная – это точка. Древнегреческий геометр Евклид говорил, что «точка – это то, что не имеет частей». Слово точка по латыни означает результат мгновенного касания, укол. Так, точкой является отверстие, оставленное иглой в листе бумаги. Линия – льняная нить. Луч света также представляет собой модель прямой линии. Натянутая линия – также модель прямой. Почти все названия геометрических фигур греческого происхождения, как и само слово геометрия, происходящее от греческого слова - землемерие. Однако эти слова вошли в русский язык не непосредственно с греческого, а через латинский язык.
Мы с вами знаем, что все названия геометрических фигур первоначально были названием конкретных предметов, имеющих форму, более или менее близкую к форме данной фигуры. Проверим, что вы запомнили.
КОНУС - сосновая шишка.
ЦИЛИНДР - валик, каток.
ПРИЗМА - опиленное бревно
СФЕРА – мяч
ТРАПЕЦИЯ - столик.
РОМБ - бубен.
ЛИНИЯ - льняная нить
Решение задач (слайды 2-4)
3.Физкультминутка для глаз (слайд 5-6) –Какие геометрические фигуры были построены?
Решение задач на нахождение площади и периметра (слайды 7-9)Загадки про объёмные тела.
Решение задач (слайд 10-11)
5.Творческая практическая работа:
- Сегодня мы попробуем изготовить геометрические тела из бросового материала, изготовление фигур из коктейльных трубочек по развёртке (Работа в командах с участием родителей – оказывают помощь по соединению деталей). Проверка. Подведение итогов
(купить транспортиры или линейки и простые карандаши)
6.Рефлексия.
У вас на партах плоские геометрические фигуры, составьте «геометрическое лицо» нашего урока «Эстафета» (каждая команда составляет свою фигуру из квадратов, треугольников, овалов, прямоугольников и т.п.). Сделать заготовки, с клеем помогают мамы.
-Уважаемые родители, по-вашему, как дети слушали, а как друг друга подслушивали? (Рисуют уши у фигур - маленькое и большое)
Вот занятию конец, а кто слушал – Молодец! Спасибо за внимание!