МОУ-СОШ№2 г. Красный Кут
Шахмартова О.Н.
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения ( универсальные учебные действия) |
I.Организа-ционный момент | Настроить учащихся на учебную деятельность | Добрый день, рада вас видеть. К какому занятию приготовились? Что нам потребуется для занятия? | Встают, отвечают Шахматы Шахматная доска и фигуры | Личностные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Направлена на то. чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. | Сегодня у нас первый рабочий день на этой неделе. Какой сегодня день недели? - С какого дня начинается неделя? -А почему эта неделя началась со вторника? - Какой праздник мы отмечали? Что вы о нем знаете? - Основная задача военных? -На чем могут передвигаться военные? - Как передвигались армии в прошлом? В современном московском полку тоже передвигаются на конях. - А есть ли в шахматном сражении такая фигура? | вторник с понедельника Были праздничные дни ответы защищать родину на конях конь (учащиеся отвечают на вопросы) | Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к шахматам, понимают его важность. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, выступают в диалог, обмениваются мнениями. |
III.Формулирование темы и цели урока (3 мин.) | Развитие умения анализиро-вать, делать вывод; развитие мышления и грамотной речи учащихся. | -Определите тему занятия Какие цели поставим? Давайте вспомним, что уже знаем Игра « Вопрос - ответ» 1.Где происходят все шахматные сражения 2.Какой формы шахматная доска? 3.Какие линии на шахматной доске нам уже известны? 4.Как вы думайте, все ли линии на шахматной доске мы назвали? | ответы и предположения 1.Все шахматные сражения происходят на шахматной доске. 2. Она квадратная (дети вспоминают из урока математики, что такое квадрат?). Все поля на доске одинаковы по размеру и располагаются в шахматном порядке. 3.1.Горизонталь - это восемь полей, расположенных слева направо (дети вспоминают из урока окружающий мир, когда солнце прячется за край леса, поля или моря говорят, что солнце заходит за горизонт) 3.2. Вертикаль - это восемь полей, расположенных снизу вверх. 4.На шахматной доске есть линии состоящие из полей одного цвета (либо только из белых, либо только из черных). Диагональ – это ряд из полей одного цвета, идущей по косой линии. В каждой горизонтали и вертикали по восемь полей. | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизируют собственные знания. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации. Регулятивные: планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. |
IV. Этап выявления места и причины затруднений | формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. | Перед уроком учитель расставляет на демонстрационной доске начальную позицию. - Ребята, что вы видите на доске? Вспомним как ее расставлять Постройте начальную позицию у себя на парте - Расскажите о положении фигуры коня. Что вы знаете о этой фигуре? Как передвигается конь? - Конь — удивительная фигура, единственная способна перепрыгивать через препятствия. Но не такой «быстрый», как ферзь, ладья или слон. Конь самая интересная фигура на шахматной доске. Почему? Ход коня напоминает букву «Г». Ходит на три поля: раз, два – прямо, три - в сторону. Или так: ход ладьи + слона Стрелочками на диаграмме показано, какие прыжки способен совершить конь, стоящий на пустой доске. Сосчитайте, сколько полей атакует конь в середине доски, а если наказан и находится в углу? Сделайте вывод Для коня не существует обычных преград в виде чужих фигур и пешек, он их попросту перепрыгивает. Существует правило, которое поможет лучше запомнить ход коня: если конь стоял на белом поле, то после правильного хода он непременно встанет на черное поле. И, наоборот, с черного поля конь должен переместиться только на белое -Если поле, на которое приготовился пойти конь, занято неприятельской фигурой, он её может взять, а если фигурой своего цвета, то ход ему закрыт. | Начальная позиция Читают считалку Работа в паре Между ладьей и слоном. ответы ответы 8 (в центре). 2 (в углу доски). Это означает, что конь в центре доски в 4 раза сильнее коня, стоящего в углу доски. Проверяют на досках правило | Коммуникативные: учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач. Личностные: осознают ответственность за общее дело. Познавательные: поиск и выделения необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. |
V.Физкультминутка (1-2мин.) | | Физкультминутка. Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз сюда, два туда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, два - привстали, Руки кверху все подняли. Сели-встали, сели-встали, Ванькой - встанькой словно стали. | Ученики выполняют физкультминутку вместе с учителем. Выполняются движения, описанные в тексте | Личностные: Понимание важности бережного отношения к собственному здоровью. |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Закрепить знания по теме, умение грамотно формулировать свои мысли. | -Ребята, давайте поработаем с шахматными ситуациями в группах. - Вспомним правила работы в группе | Рассказывают правила Работа в группе Выполняют задания (Приложение1) Сравнивают ответы, доказывают правильность | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя) Регулятивные: ориентируются в учебнике осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. |
VII. Самостоятельная работа (7мин.) | Способствовать развитию внимания, логического мышления и грамотной речи учащихся; развивать навыки самостоятельной работы с учебником. | -А теперь поработаем самостоятельно и выполним задания на листочках (Приложение №3) | Ответ: По углам доски стоят ладьи. Рядом с ними кони, затем слоны. В центре ферзь и король. Белые пешки стоят на второй горизонтали, а черные пешки – на седьмой. Самопроверка. | Познавательные: осуществляют логические действия. Регулятивные: при выполнении самостоятельной работы следуют ранее оговоренному плану. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
VIII. Рефлексия. Итог урока | Определение того, что усвоено учащимися, что вызвало затруднения, что привлекло внимание детей. | Продолжите предложения: *Сегодня я познакомился (узнал)…. *Самым интересным для меня … * Мне непонятно… *Я ещё хотел бы узнать… | Ответы учащихся с примерами. | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний - отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. |
IX. Домашнее задание | Организация самостоятельной работы и творческой работы учащихся. | Думается, что теперь вы достаточно хорошо научились прыгать конём по шахматной доске, но чтобы стать настоящими джигитами, выполните дома или на переменках такие задания. Попрыгайте конём по шахматной доске. Перескачите конем из одного угла доски в противоположный угол. Побывайте конем во всех углах доски. | Ответы детей До свидания. | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач. |