kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние фоновых шумов на здоровье человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная проектная деятельность позвляет сформировать у учащихся второго класса четкое представление о вреде фоновых шумов на здоровье человека. в работе проведена стартовое и конечное анкетирование детей  и взрослых, где наглядно показано влияние на системы и органы человеческого организма шумов, которые окружают нас в повседневной жизни. Данная работа заняла шесть месяцев, была интересна и поучительна. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние фоновых шумов на здоровье человека »


ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ


ВЛИЯНИЕ ФОНОВЫХ ШУМОВ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.


Цель проекта.

Изучение влияние шума на организм человека. Выявления неблагоприятных шумовых воздействий на людей. Выработки мероприятий по сохранению

психического и физического здоровья человека.

Задачи проекта.

Дать физическую и гигиеническую характеристику шума.

Рассмотреть влияние шума на анатомический аппарат слуха (барабанная перепонка, косточки и т.д.)

Изучить влияние шума на организм человека.

Провести анкетирование «Насколько посторонний шум мешает вашей жизни».

Изучить кривую самочувствия испытуемых.

Разработать практические рекомендации по снижению воздействия шума на организм человека.

Сформировать представление о негативном влиянии шума на организм человека у воспитанников школы-интерната.

Данный проект призван выяснить каково значение уличного и бытового шума на органы слуха человека и выработать стратегию для сохранения здоровья людей.

В моем проекте принимали участие воспитанники школы – интерната VII вида 5 – 9 классы.


Актуальность и социально-экономическая значимость проекта.

Краткое описание идеи проекта.

Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, то с опаской. Информацию о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств.

В настоящее время анализаторы человеческого тела работают по максимуму. Зрительный анализатор испытывает колоссальную нагрузку при работе с компьютером, пищевые добавки раздражают вкусовые рецепторы, парфюмерные отдушки - органы обоняния, фоновые шумы активно влияют на слух.

Раньше рядом с человеком были естественные звуки шума леса, плеска волны, грома, ветра. Они господствовали в окружающей среде.

Среди органов чувств - слух является одним из важнейших. Благодаря слуху, мы способны принимать и анализировать все многообразие звуков, окружающей нас внешней среды. Слух всегда бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению, ибо не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными например, века, предохраняющими глаза от света.

Ухо - один из наиболее сложных и тонких органов. Он воспринимает и очень слабые, и очень сильные звуки. Органы слуха позволяют нам определить характер шума и выработать ответную реакцию. Например, мы не всегда можем увидеть подъезжающую сзади машину, но мы услышим ее и инстинктивно реагируем.

Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает животным и человеку время, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции.

Естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами. Все чаще ученые всего мира говорят о «звуковом загрязнении».

Энциклопедический словарь дает следующее определение шума: «шум - это беспорядочные звуковые колебания разной физической природы, характеризующиеся случайным изменением амплитуды, частоты. В быту - звуки, мешающие восприятию речи, музыки, отдыху, работе».

Если посмотреть на шум, как на физическое явление, то можно сказать, что это волновые колебания твердых тел, различной частоты и интенсивности. Человек способен слышать колебания, частота которых 16- 20000 гц.

Шум - совокупность звуков различной силы и высоты, беспорядочно изменяющихся во времени.

Это комплекс звуков, вызывающий неприятное ощущение или болезненные реакции. Это одна из форм физической среды жизни.

Фоновые шумы влияют на каждого человека без исключения, но это влияние завис от возраста, слуховой чувствительности, продолжительности действия, характера человека. Растущий организм всегда более чувствителен к влиянию шума, чем взрослый.

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума.

Ныне воздействие звука, шума на функции организма изучает целая отрасль науки - аудиология. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека.

Именно по этому этот проект актуален и имеет социально- экономическое значение.

Уровень шума в 20-30 дБ практически безвреден для человека - это естественный шумовой фон, без которого невозможна человеческая жизнь, в то время как уровень шума в 150 дБ становится непереносимым человеческим слухом.

Шум - это неприятный или нежелательный звук либо совокупность звуков, мешающих восприятию полезных сигналов, нарушающих тишину, оказывающих вредное или раздражающее действие на организм человека, снижающих его работоспособность.

Эксперты считают, что загрязнение нашей звуковой окружающей среды приобрело угрожающие масштабы. Оно не только вызывает раздражение, ведет к снижению остроты слуха, но и оказывает негативное влияние на другие органы и системы.

Наш век стал самым шумным в истории человечества. Трудно сейчас назвать область техники, производства и быта, где в звуковом спектре не присутствовал бы шум, то есть мешающая нам и раздражающая нас смесь звуков.

За определенный комфорт, удобства связи и передвижения, благоустройство быта и совершенствование производства современному человеку приходится слушать уже не скрип телег и брань возниц, вой автомобилей, тарахтенье мотоциклов и вертолетов, рев реактивных самолетов. За последние десятилетие проблема борьбы с шумом стала одной из важнейших. Внедрение в промышленность новых технологических процессов, рост мощности и быстроходности технологического оборудования, механизация производственных процессов привели к тому, что человек в производстве и в быту постоянно подвергается воздействию шума высоких уровней.

Постоянное воздействие сильного шума может вызвать звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Шум, даже когда он невелик, создает значительную нагрузку на нервную систему человека, вызывая ее перегрузку, оказывая на него психологическое воздействие, вызывает нервные заболевания.

Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости. Шумы высоких уровней могут явиться хорошей почвой для развития стойкой бессонницы, неврозов, атеросклероза, аритмии, развитию ишемической болезни сердца, гипертонии.

Воздействие шума на спящего человека в значительной степени нарушает протекания сна. Период сна уменьшается, так же, как и глубина.

Особо опасны прерывистые, внезапные резкие шумы в вечерни часы, когда организм готовится ко сну и на спящего человека. Внезапно возникающий во время сна шум, нередко вызывает сильный испуг, особенно у больных людей и у детей.

Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха происходят необратимые изменения. При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1-2 года.

Шум вызывает заболевания сердечно сосудистой системы. Жителей любого густонаселенного города беспокоят заболевания зрения и вестибулярного аппарата, Повышается кровяное давление, нарушается обмен веществ, угнетение секреции желудка, понижение кислотности, появляется язвенная болезнь желудка. Изменения со стороны эндокринного аппарата.

Ослабление иммунобиологических сил организма. Рост общей заболеваемости.

А снижающаяся рефлекторная деятельность часто становится причиной несчастных случаев и травм.

И, конечно, шум угнетает психику человека: под воздействием шума люди становятся более агрессивными.

Шум - медленный убийца и убивает он не заметно.

Насколько мощный разрушительный эффект имеет шум, можно проверить на братьях наших меньших. К примеру, звук от пролетающего реактивного самолета угнетающе действует на пчелу, она теряет способность ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчел.

Жизнь современного мегаполиса характерна повышенным акустическим воздействием на человека, в связи с чем, происходит регулярное перенапряжение органов слуха. Все это повышает порог восприятия на 10 - 25 дБ. В некоторых ситуациях шум может быть опасен - например, когда команды подаются голосом. При уровне звукового давления в 70 дБ речь становится просто неразборчивой.

Большое количество исследований данной проблемы, и результаты обследований населения, подверженного воздействию шума, определили заметные отклонения в состоянии их здоровья. Причем в наибольшей степени у тех, кто подвергается воздействию шума, как в помещении, где проживает, так и на работе.



При проведении анкетирования « Насколько посторонний шум мешает вашей жизни» наши воспитанники отмечали, что чрезмерный шум вызывает у

81% головную боль,

65% тошноту или головокружение,

48% приступы раздражения,

17% считают, что шум у них вызывает приступы ярости и агрессии,

15% отметили шум в ушах,

9% боли в сердце или сердцебиение,

12% отметили, что шум вызывает у них тревожность и внутренний дискомфорт,

52% считают шум причиной преждевременной усталости,

37% страдают бессонницей,

5% из опрошенных воспитанников и педагогов считают, что шум не оказывает на них ни какого влияния.

Эти данные наглядно демонстрируют, что присутствие шума в жизни человека негативно влияет на его здоровье, вызывает физическое и психическое переутомление. Причем, 68% опрошенных отмечали сразу несколько симптомов.


Диаграмма № 1( проведение анкетирования до эксперимента).



Сроки реализации проекта.

Декабрь – апрель.


Этапы реализации проекта.

Проект предусматривает несколько этапов:


Первый этап в декабре. Он включал в себя выбор темы, работу с источниками, проведения круглого стола с детьми школы-интерната, анкетирование воспитанников и группы сотрудников на предмет негативного влияния шума на здоровье и самочувствие людей, сбор и обработку полученной информации.


Второй этап проводился в январе. Он сводился к выработке стратегии действия в пределах школы-интерната и поиску каналов реализации проекта за ее пределами.


Третий этап проекта выпал на февраль. Он проводился в рамках нашего учреждения по следующим направлениям:

- воспитанники 2 раза в день прослушивали естественные звуки природы: во время динамической паузы в первой половине дня и во второй половине дня после полдника.

- сеансы профилактической тишины (по 10 минут в день) призваны помочь воспитанникам избавиться от шумовых перегрузок, (по 15 минут перед сном) приведут в равновесие психику детей, настроят их на крепкий и глубокий сон.

- один раз в две недели дни релаксации (по воскресениям общее снижение всех звуков в здании школы-интерната, игнорирование TB, компьютера), что будет способствовать восстановлению организма и восполнению жизненных сил.

- проведение тренинга по подбору музыкальных композиций, которые смогут позитивно влиять на настроение и на самочувствие воспитанников (лучше всего для расслабления подходит классическая музыка).

Новейшие исследования, в области связи музыки и здоровья, показали, что под воздействием классической музыки снимается стресс и организм восполняет силы. Важно: не превышать громкость, так как даже самая приятная и спокойная мелодия на большой громкости может привести к глухоте.


Четвертый этап проводится в марте месяце, и сводится к повторному анкетированию контрольной группы с целью выявления изменений в самочувствии после проводимый мероприятий по оздоровлению, проведение мониторинга и формирование выводов.

Проведенное в марте месяце повторное анкетирование «Насколько посторонний шум мешает вашей жизни» контрольная группа показала существенные изменения, Проведенный мониторинг показал разницу между самочувствием анкетируемых воспитанников и педагогов до проведения проекта, и после проведения. С целью выявления изменений в самочувствии после проводимых мероприятий по оздоровлению и проведения мониторинга, была составлена сводная диаграмма, где наглядно показаны эти изменения.

При проведении анкетирования после проекта контрольная группа воспитанников и педагогов школы-интерната отметили, что у:

50% шум сопровождается головной болью (до проекта 81%)

46%) бывает тошнота иногда головокружение (до проекта 65%)

30% шум вызывает приступы раздражения (до проекта 48%)

8% считают, что шум у них вызывает приступы ярости и агрессии (до проекта 17%)

12%) отметили шум в ушах (до проекта! 5%)

7% боли в сердце или сердцебиение (до проекта 9%)

10%) отметили, что шум вызывает у них тревожность и внутренний дискомфорт (до проекта 12%)

18% считают шум причиной преждевременной усталости, а до проекта

52%.

16% страдают бессонницей (до проекта 37%о)

11% из опрошенных воспитанников и педагогов считают, что шум не оказывает на них ни какого влияния (до проекта 5%)

Эти данные наглядно демонстрируют, что присутствие шума в жизни человека негативно влияет на его здоровье, вызывает физическое и психическое переутомление. Причем снизился процент опрашиваемых, отметивших две и более симптомы воздействия шума на организм (с68 % до 44 %)

Пятый этап в первой декаде апреля - проведение научно-практической конференции по проблеме влияния шума на самочувствие воспитанников и педагогов. На конференции был представлен анализ - отчет полученных в результате анкетирования и мониторинга результатов до и после проведения проекта.

Данная работа не требует существенных финансовых вложений за исключением призов для ребят, которые принимали участие в проекте, дисков на которые записываются звуки природы.


Диаграмма № 2.( проведение анкетирования после эксперимента).


Диаграмма № 3.( сводная )





  1. головная боль

  2. тошнота, головокружение

  3. раздражение

  4. агрессивность

  5. шум в ушах

  6. боли в сердце

  7. тревожность

  8. преждевременная усталость

  9. бессонница

  10. не влияет на самочувствие


Вывод по проекту. Субъективное восприятие шума, хоть и основано на индивидуальном психологическом настрое, но огромную роль в этом настрое имеет эмоциональное состояние в данный момент, характеристики источника шума и отношение человека к самому источнику. Однако, даже с учетом всего выше изложенного, является очевидным, что чрезмерные, а также длительные шумы негативно влияют на психическое и физическое здоровье человека и воспитанников школы-интерната в том числе.

Следовательно, на основании проделанной исследовательской работы разработаны рекомендации к использованию в школе – интернате VII вида.

Рекомендации.

-широко использовать в школе - интернате зоны тишины, то, есть места, где снижен общий шумовой порог.

-Практиковать профилактические сеансы тишины по 10 минут в день для предупреждения шумовых перегрузок у воспитанников.

- В первой половине дня проводить динамические паузы под естественные звуки природы.

-Научить ребенка снимать посредством звуков природы психическое и физическое напряжение.

-Систематически проводить тренинги по выбору музыкальных композиций к прослушиванию.

-Знакомить ребят с классическими музыкальными произведениями, формировать у воспитанников музыкальный вкус.

-Медицинскому персоналу проводить разъяснительные беседы о вреде чрезмерных шумов, ношению наушников.


Данные рекомендации способствуют формированию и укреплению здорового образа жизни воспитанников, бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Ребята учатся снимать психическое и физическое напряжение по средствам разработанных на проекте приемов и технологий. Применяют их в дальнейшей жизни и за пределами школы-интерната. Через естественные звуки природы у подростков усилится любовь к своему краю и своей стране.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Влияние фоновых шумов на здоровье человека

Автор: Золотарёва Елена Николаевна

Дата: 13.10.2015

Номер свидетельства: 239327

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Исследовательская работа на школьную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее»  "Воздействие музыки на человека и окружающий мир." "
    ["seo_title"] => string(160) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-shkol-nuiu-nauchno-praktichieskuiu-konfierientsiiu-shagh-v-budushchieie-vozdieistviie-muzyki-na-chielovieka-i-okruzhaiushchii-mir"
    ["file_id"] => string(6) "224826"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439205539"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства