Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации обучающихся
Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации обучающихся
Как повысить у обучающихся мотивацию к познавательной деятельности? Учитель организовывает и управляет учебным процессом, применяет педагогические технологии и использует их в своей практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации обучающихся»
«Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации обучающихся»
Современное образование в России претерпело большие изменения. Эти изменения ориентированы на стандарты образовательного пространства. Школа должна выпускать обучающихся, умеющих самостоятельно принимать решения, быть инициативными и изобретательными. Главная задача школы - это научить детей жить в динамичном мире, сформировать у них коммуникативные, информационные, интеллектуальные компетенции.
В век цивилизации на детей обрушивается много информации. Что делать ребенку с таким количеством информации? Трудно ребенку справиться с этим, поэтому учитель должен ориентироваться в современных инновационных технологиях, быть в ногу со временем, компетентным в любых вопросах и учить детей находить правильную информацию из различных источников.
Как повысить у обучающихся мотивацию к познавательной деятельности? Учитель организовывает и управляет учебным процессом, применяет педагогические технологии и использует их в своей практике. Современные технологии обучения, способствуют повышению мотивации у обучающихся, формируют ключевые компетенции, функциональную грамотность.
За счёт введения новых технологий в системе образования происходят значимые изменения, если раньше ее центром был преподаватель, то теперь – учащийся. Каждый ученик имеет возможность выбрать свой темп работы и обучаться на том уровне, который определяет его способности.
Отказываясь от традиционной формы обучения и используя на уроках новые технологии можно исключить монотонность в образовательном процессе, легко сменить виды деятельности и реализовать принципы здоровьесбережения. Выбор технологии рекомендуется осуществлять в зависимости от целей урока, предметного содержания, возрастной категории обучающихся, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов.
Чаще всего педагогическую технологию определяют как:
• Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
• Специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок;
• Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.
Сейчас пришли новые педагогические технологии на помощь формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:
- личностно-ориентированная;
- технология уровневой дифференциации;
- проблемное обучение;
- игровые технологии;
- групповые технологии;
- ИКТ;
- здоровьесберегающие и другие.
Новые педагогические технологии помогают активизировать процесс обучения, реализовывают идеи развивающего обучения, повышают темп урока, увеличивают объем самостоятельной работы учащихся. Необходимостью современного школьного образования является использование этих технологий в учебном процессе. Использование их позволяет разнообразить на уроках формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности, экономить время урока.
Личностно-ориентированная технология обучения
Помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.
Технология уровневой дифференциации
Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, видно, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.
Проблемное обучение
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
Таким образом, проблемное обучение позволяет направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.
Игровые технологии
Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Групповая технология
Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяется взаимопроверка и самопроверка после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.
Информационно-коммуникационные технологии
На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создавая к урокам презентации, используя мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса окружающего мира, литературного чтения, ИЗО, технологии.
Использование ИКТ на уроках позволяет:
- сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
- расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
Здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении, повышают познавательный интерес к предметам.
Китайская мудрость гласит: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Задача педагога организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.
Новые педагогические технологии помогают:
• привлекать пассивных слушателей;
• делать занятия более наглядными;
• обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
• приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
• обеспечивать моментальную обратную связь;
• повышать интенсивность учебного процесса;
• воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур; активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;
• объективно оценивать действия учащихся;
• накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;
• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
• дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе.
Таким образом, использование новых педагогических технологий на уроках, сотрудничество учителя и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого обучающегося, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности, а так же Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы.
В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.