kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Визуализация учебной информации как неотъемлемая часть процесса обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос формирования учебных умений школьников на сегодняшний  день является одним из наиболее важных и значимых.

Использование визуализации учебного материала является одним их наиболее эффективных методов усвоения полученной информации. Что же такое визуализация?

Визуализация (в широком понимании) – это процесс создания образов, а также процесс представления информации в виде изображений, таблиц или схем.

Учебный процесс основывается на представлении информации и усвоении  учебного материала путем использования графического изображения. Применение различных таблиц, схем и рисунков влияет на быстрое усвоение    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Визуализация учебной информации как неотъемлемая часть процесса обучения.»

Визуализация учебной информации

как неотъемлемая часть процесса обучения. Методологические принципы технологии визуализации учебной информации



Вопрос формирования учебных умений школьников на сегодняшний день является одним из наиболее важных и значимых.

Использование визуализации учебного материала является одним их наиболее эффективных методов усвоения полученной информации. Что же такое визуализация?

Визуализация (в широком понимании) – это процесс создания образов, а также процесс представления информации в виде изображений, таблиц или схем.

Учебный процесс основывается на представлении информации и усвоении учебного материала путем использования графического изображения. Применение различных таблиц, схем и рисунков влияет на быстрое усвоение и запоминание понятий, событий, явлений. Быстрое развитие современных технологий отражается на способах представления информации в графическом виде.

Различные типы моделей представления знаний в сжатом виде совпадают со особенностью человека мыслить образами. Изучение, понимание и осмысление текста или любой другой информации – все это как раз и есть представление схем в уме, зашифровка материала. При желании или необходимости человек может воссоздать зашифрованный текст, то есть «развернуть» его.

Методологической основой осуществления визуализации служат принцип системного квантования и принцип когнитивной визуализации.

Принцип системного квантования предполагает представление учебного материала в определённой системе выделения смысловых опорных понятий, что способствует эффективному запоминанию.

Системное квантование происходит из особенностей мыслительной деятельности человека, которая проявляется через различные знаковые системы:

  • языковые;

  • символические;

  • графические.

Принцип когнитивной визуализации вытекает из психологических закономерностей, в соответствии с которыми эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, то есть используются когнитивные графические учебные элементы. Ученик может охватить единым взглядом все компоненты, входящие в целое, проследить возможные связи между ними. Это приводит к тому, что к процессу усвоения подключается «образное» правое полушарие. В то же время «опоры» (рисунки, схемы, модели), компактно иллюстрирующие содержание, способствуют системности знаний.
Зачастую большой объём учебного материала требует конкретизации и этой цели соответствуют различные виды наглядности: от предметной, до условно-знаковой. Это служит основой для лучшего усвоения учебного материала.

Функции визуализации:

  • помочь сделать сообщение, которое ученик представляет в форме рассказа или ответа на поставленные вопросы;

  • сформировать способности делать выводы и логические умозаключения;

  • сформировать способности видеть и проводить аналогии, осознавать и обосновывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, закреплять изученный материал;

  • проконтролировать полноту и характер усвоения переданной учителем информации;

  • активизировать познавательный интерес;

  • сконцентрировать внимание на чем-то важном; переключить внимание на другой объект;

  • развить способности к анализу и сравнению;

  • способствовать развитию воображения и фантазии;

  • связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.

В учебной деятельности существуют несколько техник графического отображения учебной информации. Вот некоторые из них:

  1. Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это шкала времени, представленная прямым отрезком, на который в хронологическом порядке отмечаются произошедшие события. Такие линии, или другими словами ленты времени, в основном используются при работе с биографиями известных людей и их творчеством. Так же такие ленты времени служат школьникам инструментом для формирования системного взгляда на события исторической давности. Таймлайны используются не только в образовательном процессе. Они могут быть применены и в проектной деятельности. Там они помогают участникам видеть этапы выполнения работы и с точностью определить период ее окончание.

  2. Интеллект-карта (ментальная карта, таблица связей, mind map) – это графический способ представления информации в виде карт или таблиц. Другим словами, интеллект- карта - инструмент для систематизации учебного материала, запоминания больших объемов информации.

  3. Скрайбинг (в переводе с английского «scribe» – делать наброски или эскизы) – это один из способов иллюстрации сообщения путем использования графических символов, которые доступно отображают содержание сообщения. Эта техника визуализации впервые была изобретена британским художником Эндрю Парком. Представление информации посредством использования скрайбинга является искусством. Прежде всего потому, что произносимая «на лету» речь, сопровождается фломастерными зарисовками на белой доске или же листе бумаги. Как правило, на доске (или листе) изображаются ключевые моменты рассказа и показываются взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с происходящим, что и обеспечивает высокий процент усвоения информации, а значит и результативность обучения.

  4. Инфографика – это еще один из графических способов передачи данных. Здесь главными принципами являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для организации инфографики могут быть использованы различные таблицы, диаграммы, и графические элементы.

Методически грамотный подход к визуализации позволяет решить ряд педагогических задач. Например, активизация познавательной и учебной деятельности, помогает анализировать полученную информацию и делать выводы. Повышает уровень грамотности. Развивает познавательную деятельность, образное мышление, зрительное восприятие и мотивацию.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Визуализация учебной информации как неотъемлемая часть процесса обучения.

Автор: Шик Светлана Федоровна

Дата: 05.11.2021

Номер свидетельства: 590561

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Практика внедрения ИКТ в образовательный процесс "
    ["seo_title"] => string(54) "praktika-vniedrieniia-ikt-v-obrazovatiel-nyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "104984"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402776779"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Использование информационных технологий на уроках химии "
    ["seo_title"] => string(63) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "119382"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413394310"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства