9 мая 2015 года наша страна праздновала 70-ую годовщину окончания Великой Отечественной войны. Наша школа приняла участие во всероссийском общественном проекте “Бессмертный полк”, чтобы выразить свою благодарность тем, кто сражался за Родину во время Великой Отечественной войны. Я тоже принимала участие в праздничной колонне с портретами моих прадедов. В этот момент меня переполняло чувство гордости за прадедов и благодарности всем участникам войны. Я решила побольше узнать о судьбе моих родных, участвовавших в войне, о том, как сложились их судьбы.
Актуальность выбора данной темы в том, что каждый человек должен знать свою родословную: судьбу своих дедов и прадедов, а затем свои знания передавать будущим поколениям. Для меня очень важно, чтобы осталась память о дедушках, не только в виде нескольких фотографий и наград, а как целый рассказ, построенный на основе документов и воспоминаний. Свой материал я разместила в «Книге памяти», которую создали с одноклассниками.
Проблема исследованиязаключается в том, что у меня очень мало информации о близких родственниках, которые защищали Родину в Великой Отечественной войне.
Цель проекта - расширить круг знаний о моих прадедах-участниках ВОВ и передать информацию следующим поколениям.
Задачи:
1. Узнать о жизни района в годы Великой Отечественной войны.
2. Обращаясь к помощи родственников, собрать весь сохранившийся материал по данной теме: документы, фотографии, письма, воспоминания.
3. Исследовать, систематизировать материал, касающийся истории моей семьи.
4. Установить, уточнить участие моих прадедов в событиях Великой Отечественной войны.
5. Передать собранный материал своим братьям, сёстрам и другим родственникам.
6. Оформить страницы "Книги памяти" о жизни родственников в годы войны.
Объект исследования: семейный архив, архив семей моих родственников, школьный музей.
Предмет исследования: события моей семьи, семьи моих близких родственников, связанные с историей Великой Отечественной войны.
Методы исследования:
Изучение и анализ документальных источников, личного архива.
Опрос родственников, односельчан.
Поиск материала на сайте «Мемориал».
Практическая значимость работы: данная работа может пополнить материалы школьного музея, семейный архив.
Гипотеза:память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству.
Глава 1. Опрос одноклассников.
Свою работу мы начали с составления вопросов анкеты. Чтобы выяснить, что знают ученики нашего класса о войне, что чувствуют, когда слышат слово «победа», что знают о своих родственниках – участниках войны, мы провели анкетирование. Опросили 24 учащихся. На вопрос: «Какой была война для народа нашей страны?»
7 человек ответили – жестокой, 7 человек – голодной, тяжёлой – 6, страшной – 4 человека.
На вопрос «Что вы чувствуете, когда говорят о Дне Победы нашего народа в Великой Отечественной войне?» Радость – 8 человек, гордость – 8, грусть (многие не вернулись с войны) – 6 человек, счастье – 2.
У вас дома есть медали, ордена, письма, фотографии, которые напоминают о войне?
Ответили так: ордена, медали – 4 человека, фотографии – 5, письма – 5, ничего нет – 10 человек.
На вопрос «Кто из вашей семьи воевал?» 13 учеников ответили – прадедушки, 4 ученика – прабабушки, прапрадедушки – 5 человек, сёстры и братья прадедов – 2.
Отсюда можно сделать вывод. Нет ни одной семьи в нашем классе, которой не коснулась война. Прадеды, прабабушки и их сёстры и братья стали на защиту нашей Родины. Но мы очень мало знаем о них, мало сохранилось писем, фотографий и воспоминаний. Мы должны постараться сохранить о них память и передать по наследству.
Глава 2. Великая Отечественная война в истории нашего района.
Далекий 1941… Что о нем знаем мы, наше поколение? Не так много. Мы знаем о нем лишь из газетных статей, фильмов, рассказов бабушек и дедушек, фотографий. Пожалуй, это кровавая война не обошла стороной ни одну семью. В каждую рано или поздно приходили похоронки, кто-то пропал без вести, кто-то был захвачен в плен. Та страшная война оставила свой след и в жизни нашего района, и в нашей семье.
Проводя исследовательскую работу, мы изучили газетные статьи, книги о жизни района в годы Великой Отечественной войны. Узнав о нападении германских войск на свою Родину, жители Шемуршинского района 22 июня 1941 года явились в военкомат с заявлением отправить их на фронт. Уроженцы нашего района воевали на всех фронтах и принимали участие во всех крупных сражениях. В борьбе с фашизмом участвовало более 5100 уроженцев Шемуршинского района, из которых 2330 человек сложили головы на полях сражений.
Яркую страницу в истории Великой Отечественной войны вписал Герой Советского Союза В.И.Уруков (приложение 1). Шемуршинцы гордятся полным кавалером Ордена Славы Е.И.Афанасьевым (приложение 2), Почетным гражданином Шемуршинского района, генерал-майором В.Н.Никифоровым (приложение 3), народным писателем Чувашии, участником Сталинградской битвы Н.Ф.Ильбековым, поэтом, писателем, участником Сталинградской битвы Бараевым Владимиром Васильевичем ( Серке) и др.
Мы с трепетным волнением смотрим на ветеранов войны и труда, когда они в День Победы, 9 мая, надевают ордена и медали, полученные ими на фронте или в тылу. И когда мы видим, что их с каждым годом становится меньше, душу охватывает боль. Мы должны постараться сохранить их воспоминания о войне, о фронтовом подвиге, награды, документы. «Это нужно – не мёртвым! Это надо – живым!»
Глава 3. Мои прадеды в годы Великой Отечественной войны.
Это страшное слово – война,
Пришла в мирные села, города,
Принесла много горя и зла.
Гибли люди, горела земля.
Прадеды, деды – герои тогда,
Победили врагов навсегда. (Лиза Головинская)
Изучение своей родословной – это работа очень длительная. Я сделала лишь первый шаг на этом пути. В результате моей исследовательской работы был собран материал о прадедушках, которые участвовали в Великой Отечественной войне и внесли огромный вклад в борьбу русского народа с фашистскими захватчиками и, как многие советские солдаты, приблизили долгожданный День Победы. Нам, внукам, обязательно нужно помнить о своих предках.
3.1. Свеклов Александр Андреевич
Мой прапрадед – прадедушка моего папы Свеклов Александр Андреевич (приложение 4), родился в 1902 году в с. Трехбалтаево. Воевал на войне рядовым Советской Армии с 1941 года. Вернулся домой с победой в 1945 году.
Александр Андреевич был человеком веселым, любил подшутить. Несмотря на то, что прадед прошел всю войну, пережил голод, он добросовестно работал. Его назначили начальником почты в родном селе. Умер в 1958 году из-за военных ранений.
Люди до сих пор помнят его и отзываются о нем только хорошим словом.
3.2. Свеклов Андрей Александрович
Старший брат моего прадеда – двоюродный дед моего папы Свеклов Андрей
Александрович (приложение 5), родился в 1925 году в с. Трехбалтаево. До войны работал в колхозе
бухгалтером. В 1943 году, как только ему исполнилось 18 лет, его призвали в армию. Служил в 98 гвардейской воздушно - десантской дивизии в звании гвардии красноармеец.
Убит 30 марта 1945 года и похоронен в Австрии, Бургенланд, г. Рехниц.
3.3. Головинский Иван Дмитриевич
Мой прапрадед – прадедушка моего папы Головинский Иван Дмитриевич
(приложение 6).
Служил в 257 советской дивизии в звании красноармеец.
Убит 26 ноября 1942 года и похоронен в Калининской области, Великолукском
районе, завод Кирпичный.
3.4. Чекушкин Фёдор Иванович
Мой прапрадед – прадедушка моего папы Чекушкин Фёдор Иванович (приложение 7), родился в 1909 году в с. Трехбалтаево. Воевал на войне рядовым Советской Армии с 1941 года.
Вернулся домой с победой в 1945 году. После войны работал председателем колхоза
«Красная Звезда» в родном селе. Умер в 1959 году из-за военных ранений.
3.5. Гусев Иван Петрович
Мой прапрадед – прадедушка моей мамы Гусев Иван Петрович (приложение 8), родился в 1912 году в с.Первомайское Батыревского района. Воевал на войне в звании сержанта Советской Армии с 1942 года, пропал без вести в январе 1943 года.
3.6. Алексеев Иван Ефремович
Двоюродный дед моей мамы Алексеев Иван Ефремович (приложение 9), родился в 1919 году в д. Атыково Батыревского района. Учился в Чувашском пединституте на филологическом факультете. Призван в армию 27 сентября 1939 года. Воевал в звании старшего лейтенанта, командир батареи, зенитчик. Последнее место службы – 2-й прибалтийский фронт, 36 зенитная артиллерийская дивизия. В последнем бою подбил 11 вражеских танков. Убит при артобстреле 16 июня1944 г. Захоронен в д. Бостолковица, Пустошинский р-н, Калининская область.
Ваня Алексеев чуваш,
Ваня Алексеев сын наш,
Ваня Алексеев погиб как герой,
Ваня Алексеев спи дорогой.
(Из книги «Говорят погибшие герои». Стих написали сослуживцы)
Все мои прапрадедушки, прошедшие войну, героически защищали нашу страну. Они вернулись с войны победителями. Я горжусь ими - отважными защитниками нашей страны, которые подарили нам мир, счастье, свободу.
Заключение.
Прошло много лет... Никого из моих прадедов уже нет в живых. Мало сохранилось фотографий, сведений, фактов, о многом из их жизни мы уже никогда не узнаем. Уже нет родственников, односельчан, которые могли бы рассказать о каждом из прадедов.
Работая над этим проектом, я выполнила все поставленные перед собой задачи: собрала весь сохранившийся материал по данной теме: документы, фотографии, письма, воспоминания, систематизировала его. Выяснила, что четыре моих прапрадеда участвовали в ВОВ и двое из них не вернулись с войны. С одноклассниками оформили страницы "Книги памяти" о жизни родственников в годы войны. Мы сохраним и передадим этот материал нашим детям и внукам.
Я считаю, что память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству.
Своё выступление я хотела бы завершить словами Юлии Друниной: « Мы не должны забывать, что такое война, чтобы быть чище, добрее, чтобы умели ценить мир».
Пусть моя исследовательская работа будет Словом Памяти моим близким и родным.