kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ведущие аспекты проектирования урока по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какие требования предъявляются к современному уроку?

На какие важные аспекты следует обратить внимание при построении урока?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ведущие аспекты проектирования урока по ФГОС»

Ведущие аспекты проектирования урока по ФГОС

Какие требования предъявляются к современному уроку? На какие важные аспекты следует обратить внимание при построении урока.

  1. Продумайте форму проведения урока.

  2. Спланируйте свою деятельность и деятельность обучающихся так, чтобы совместными усилиями четко сформулировать тему, цель, задачи урока.

  3. В преподавании должен преобладать системно – деятельностный подход, на уроке должна быть самостоятельная деятельность детей, именно в действии порождается знание.

  4. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся, вывод делают сами обучающиеся.

  5. Особое внимание следует уделить парной, групповой работе обучающихся.

  6. Также следует определить формы контроля за учебной деятельностью на протяжении всего урока.

  7. Не забудьте про здоровьесберегающие технологии.

  8. Организуйте учебную деятельность учащихся в соответствии с новыми педагогическими технологиями. Современный урок должен развивать у детей креативное мышление.

  9. Применяйте на уроке уровневые задания, которые дают возможность проводить мониторинг формирования УУД.

  10. Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен создать на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети захотят узнать новое и захотят научиться чему-то. Поэтому не забывайте при построении урока про положительную учебную мотивацию учащихся.

  11. Прививайте интерес к учебному предмету – это развивает познавательные способности учащихся и повышает качество усвоения учебного материала.

Главное, моделируя любой урок, необходимо придерживаться следующего правила:

«Хорошо организованный урок  должен иметь мотивирующее начало и эффективное, значимое, содержательное завершение урока».

От того, как вы начнёте урок, какой зададите тон, будет зависеть вся деятельность на уроке. От того, как вы закончите урок, будет зависеть его результативность и значимость нового материала для детей.

Таким образом, мобилизующее начало и рефлексивное окончание урока – это самые главные этапы.

Я хочу вам рассказать о нескольких приёмах, которые я часто использую в своей практике. Такие приёмы, во-первых, активизируют познавательную деятельность и повышают мотивацию к обучению, а также помогают построить урок по ФГОС.

Это положительный настрой на урок, создание благоприятной психологической атмосферы на уроке. То есть начать урок можно со стихотворения, прослушивания музыки или песни, просмотра видео или с аутотренинга.

Во-вторых, урок можно начать с проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. Дети должны испытать острое чувство удивления или затруднения. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание. 

По реакции детей все проблемные ситуации можно разделить на два типа: возникшие "с удивлением" и возникшие "с затруднением". 

Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории.

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников.

Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением»

Приём 3. Дать невыполнимое (на данном этапе) задание. Доказать, что дети это задание ещё не могут выполнить без определённых знаний и умений.

В-третьих, надо заинтриговать детей в начале урока. Существует специальный приём, условно называемый «яркое пятно».

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.

Приведу вам пример такого «яркого пятна».

Урок математики в 4 классе «Задачи на движение. Задачи на нахождение времени»

Каллиграфическая минутка.

- У вас в тетрадях есть показы числа 80. Продолжите до конца строки.

Приём «Досье».

- Давайте соберём досье на число 80.

- Что вы можете рассказать о данном числе?

(Натуральное, двузначное, круглое, чётное и т. д.)


Данный приём можно использовать и на уроках русского языка при работе со словарным словом. Собрать досье на словарное слово.


- Мы начинаем наш урок с данного числа не просто так.

- На уроках окружающего мира мы познакомились с историческим периодом, который называется «Новое время». Какую эпоху историки называют Новым временем? Эта эпоха знаменита великими географическими открытиями, великими изобретениями, художниками, писателями. Это время отважных путешественников. Скажите, пожалуйста, кто совершил первое кругосветное путешествие? (Фернан Магеллан). За какое время португальцам во главе Магеллана удалось обогнуть земной шар? (За 2 года). (Обратить внимание на межпредметную связь)

- Ребята, как вы считаете, можно ли было в те времена совершить кругосветное путешествие за 80 дней?

- Известный французский писатель того времени Жюль Верн, основатель научной фантастики написал в 1872 году приключенческий роман «Вокруг света за 80 дней», в котором повествуется о путешествии с точно описанным маршрутом англичанина Филеаса Фогга и его слуги-француза Жана Паспарту́ вокруг света, предпринятом в результате одного спора. Роман был с восторгом принят читателями, но читатели не верили, что путешествие вокруг света можно было совершить всего лишь за 80 дней.

-Как вы думаете, были ли в то время смельчаки, желающих повторить маршрут Филеаса Фогга?

-Да. Хотите узнать, удалось ли при жизни Ж. Верна побить рекорд вымышленного героя рассказа реально существовавшим человеком?

- А чтобы это узнать, нам надо тщательно поработать.

И так, проходя разные этапы урока, дети выполняют задания по теме «Задачи на нахождение времени», в канву урока вплетается содержание романа «Вокруг света за 80 дней». Например, выполняя различные расчёты, дети узнают на каком транспорте и с какой скоростью передвигались герои романа вокруг света.

И таким образом дети движутся к развязке урока.


- В начале урока я вас заинтриговала. На какой вопрос я обещала вам ответить?

- Хотите узнать, удалось ли при жизни Ж. Верна побить рекорд вымышленного героя рассказа реально существовавшим человеком?

- На самом деле, желающих повторить маршрут Фогга из романа Жюля Верна не появилось после публикации в 1878 г, и только спустя лет в 1889 году побить рекорд героя собралась бойкая 22-летняя журналистка Нелли Блай, репортёр ньюйоркской газеты «World». Она повторила маршрут из романа, даже побывала во время путешествия во Франции у самого Жюлб Верна, выпила с ним чай. А писатель сказал девушке на прощание. «Если вы это сделаете за 79 дней, я буду аплодировать вам изо всех сил. И ей это удалось. Она побила рекорд и совершила кругосветное путешествие за 72 дня.

- Ребята. Как вы думаете, как удалось Жюль Верну так точно рассчитать время путешествия и маршрут?

- Жюль Верн имел глубокие познания в географии, физике, навигации. Он общался с путешественниками и учёными. Во время общения с ними, во время чтения книг он выписывал себе в записную книжку разные сведения, которые затем использовал в своих произведениях. Очень многие его фантастические выдумки потом сбылись в будущем. «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан», «Путешествие к центру земли», «Двадцать тысяч льё под водой», «Дети капитана Гранта».

Другой пример.

Любой урок русского языка можно начать с приёма «Коллекция ошибок».

На этапе актуализации знаний учитель демонстрирует ошибки из тетрадей ребят за предыдущие работы, дети находят ошибки, комментируют правильное написание.

Затем детей можно мотивировать на активную деятельность следующим: «Посмотрите, ребята, на портрет Фаины Георгиевны Раневской. Кто-нибудь знает эту удивительную женщину? Это известная актриса, которая снялась во многих комедийных фильмах. Она очень критично относилась к ошибкам.

- Сегодня на каждом этапе урока мы будем получать «слова» из очень известной фразы Раневской, которая стала афоризмом.

«Орфографические ошибки в письме, как клопы на белой блузке».


Такой же приём можно использовать на любом другом уроке.

Например, на математике. При выполнении самостоятельной работы, особенно, если кто-то из ребят списывает, будет актуален афоризм американского математика Айвена Нивена «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед».

Есть очень интересный приём «Магнит», который может использоваться на разных этапах урока.

Урок окружающего мира в 4 классе «Пётр Великий»

Детям на этапе актуализации знаний и самоопределении к деятельности предлагается подобрать слова, словосочетания, определения, факты или события, связанные с Петром Первым. В начале урока дети могут сказать следующее: царь, великий, основал Санкт-Петербург, привёз картофель, табак в Россию, высокий и т. д.

Затем дети самостоятельно изучают информацию о Петре Первом из учебника и в группах заполняют данную схему дальше. (Провозглашён царём в 10 лет, в детстве был потешный полк, много учился, освоил 14 специальностей, ввёл новый календарь, Кунсткамера, Академия наук, флот, кораблестроение, окно в Европу, реформы и т. д.)

Завершение урока. Рефлексия.

Многие учителя часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. На практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных "смайликов", листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно "лепят на доску" в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?" Все ученики дружно кричат: "Да!"

Желательно адаптировать форму проведения рефлексии под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками, особенно в 4 классе.

К тому же – это эмоциональная рефлексия, а мы также должны провести рефлексию содержания и деятельности.

Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно.

Я предлагаю вам свои приёмы.

Приём «Акрослово». Такой приём можно использовать в начале и в конце урока.

- Ребята, как вы думаете, какими вы должны быть на уроке, чтобы урок получился интересным и познавательным?

- Подберите прилагательные, которые бы начинались со следующих букв.

У – умными, успешными

Р – работящими, рассудительными

О - общительными

К – культурными, креативными


А в конце урока проводится рефлексия по формуле «Урок».

У – Удивительное

Р – Радость

О – Общение

К – Ключ к знаниям


И – интересное

Т – трудное

О – особенное

Г – главное


Урок полезен, все понятно.

 

Мне кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 


Рефлексия «Фразеологизмы»

- Давайте проведём рефлексию нашей совместной деятельности. Я предлагаю выбрать тот фразеологизм, который наиболее соответствует вашему настроению, вашим мыслям. Ну а если вы не выбрали ничего подходящего, предложите свой фразеологизм.

  • каша в голове

  • светлая голова

  • возьму на заметку

  • голова соломой набита

  • воспрял(а) духом

  • котелок варит

  • Вот где собака зарыта!

  • уму непостижимо

  • и ежу понятно

  • зарублю себе на носу

  • за милую душу

  • наступили на любимую мозоль

  • поперек горла

  • ударили как обухом по голове

  • Сизифов труд



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ведущие аспекты проектирования урока по ФГОС

Автор: Додонкова Екатерина Святославовна

Дата: 15.07.2024

Номер свидетельства: 654170

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Проектирование современного урока в соответствии ФГОС "
    ["seo_title"] => string(59) "proiektirovaniie-sovriemiennogho-uroka-v-sootvietstvii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "227077"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440596169"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Построение   урока на основе  системно - деятельностного  подхода в соответствии   с  требованиями ФГОС "
    ["seo_title"] => string(106) "postroieniie-uroka-na-osnovie-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130656"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415966597"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства