Представлен материал для классного часа по теме "В гости к нам пришла матрёшка". Структура работы: план-конспект, тематическая презентация, музыкальное сопровождение. Материал рекомендован учителям начальных классов (1-4 классы) любых типов общеобразовательных учреждений, направлен на приобщение детей к традициям русского надода. В работе содержатся сведения об истории создания матрёшки, показаны разновидности матрёшек. Представленный материал является полностью авторской разработкой.
Просмотр содержимого документа
«Классный час Матрёшка»
Классный час для начальной школы: «В гости к нам пришла матрёшка»
Цель: Обогащать представление детей о народном творчестве.
Задачи:
1.Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов.
2.Привить интерес к народному творчеству.
3.Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
Ход классного часа:
В классе организована выставка матрёшек: матрёшки – игрушки, матрёшки – рисунки, матрёшки – аппликации.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Самоопределение к деятельности | Учитель предлагает детям прослушать песню. В классе звучит песня «Русские матрёшечки» -Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? | Дети слушают песню, определяют её содержание и тему классного часа. |
2.Актуализация знаний учащихся. Беседа с учителем. | - Что вы знаете о матрёшках? -Как вы считаете, сколько лет этой удивительной игрушке? - Кто придумал матрёшку? | Дети, основываясь на личном опыте, высказывают предположения, отвечают на вопросы учителя. |
3. Рассказ учителя | Первая матрёшка была сделана в Москве в конце 19 века. Именно тогда профессиональный художник С.В. Малютин создал эскиз русской деревянной расписной куклы. Это была круглолицая, розовощекая крестьянская девушка, одетая в вышитую сорочку, сарафан и передник. Голова её была покрыта традиционным русским платком, а в руках она держала чёрного петуха. Эту куклу назвали Матреной, преобразив впоследствии в имя нарицательное «матрешка». По эскизу С. Малютина лучший Сергиево-Посадский игрушечник Василий Звездочкин выточил разъемную восьмиместную деревянную куклу. Первой была девочка с черным петухом, потом мальчик, следом опять девочка и так персонажи чередовались, а самая последняя маленькая кукла была спеленатым младенцем. Идею создания деревянной разъемной куклы художник С. Малютин перенял у японцев. А именно, взял идею с фигурки японского мудреца Фукуруму, представленного в традиционном японском стиле с лицом добродушного лысого старика. В эту фигурку вкладывались еще несколько небольших. По утверждениям японцев, у них эту фигурку впервые выточил неизвестный русский монах. Технологию вытачивания разъемной игрушки русские мастера усвоили сразу, ведь они уже давно умели вытачивать предметы из дерева, которые можно было вкладывать друг в друга. И до настоящего времени принцип создания матрешки не изменился. Рассказ учителя сопровождается презентацией. | Дети слушают учителя, рассматривают презентацию |
4. Первичное закрепление | А сейчас мы проведём блиц- опрос под названием «Заморочки из матрёшки». Все вопросы спрятались в матрёшках. Каждый сможет выбрать свою матрёшку и ответить на вопрос, который внутри неё. Матрешкин блиц-опрос: 1. Сколько лет матрешке? 2. Назовите главный секрет матрешки 3. Из какого материала сделана матрешка? 4. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? 5. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»? | Ребята из предложенных матрёшек выбирают одну любую, открывают, читают вопрос и отвечают на него. Если не знают ответ, то могут воспользоваться помощью друга из учащихся класса. |
5.Самостоятельная работа. Сюрпризный момент | Матрёшки – игрушка весёлая. Она, как и весь наш народ, любит веселиться: петь песни и танцевать. И в гости к нам пришла матрёшка. | В классе появляется девочка в костюме матрёшки и приглашает всех в хоровод. Хоровод проводится под песню «Песенка про матрёшек» |
6. Творческая работа. | - Хороший хоровод у нас получился. Жалко, что он недолговечен. Но есть сюрприз. Он спрятался в одной из матрёшек. | Ребята в одной из игрушек находят листочки – раскраски с изображением матрёшек, раскрашивают их и составляют хоровод из рисунков. |
7.Рефлексия деятельности | Русская матрёшка – это символ дружбы, любви, пожелания счастья и благополучия. И в народе есть одно придание, в котором говорится о том, что если загадать желание, написать его на листочке и спрятать в матрёшку, то желание обязательно сбудется. Я предлагаю вам воспользоваться этим преданием, записать свои желания и сложить в матрёшку, которая будет жить у нас в классе до конца года. Русская матрёшка – это символ дружбы, любви, пожелания счастья и благополучия и я желаю вам, чтобы все ваши желания обязательно сбылись. | Ребята записывают свои желания на листочки и складывают в матрёшку. |
Во время занятия развивались следующие УУД:
Познавательные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной(неуспешной) деятельности.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение сотрудничать
с учителем и сверстниками.
Личностные: проявлять понимание и уважение к культурным и народным ценностям, оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимание.
Просмотр содержимого презентации
«Матрёшка»