Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается работа на тему: «Уроки-практикумы по окружающему миру как основа развития специальных практических умений у младшего школьника».
В настоящее время общество переживает стремительный прорыв в науке и технике. Развитие общества и образования неразрывно связано, сейчас важно не просто передать знания ребенку, а помочь ему овладеть новыми знаниями, видами деятельности. Приоритетной целью школьного образования в настоящее время является формирование умения учиться. Учащийся должен стать строителем образовательного процесса. Данная цель становится достижимой благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, самостоятельно организовывать данный процесс.
В соответствии со ФГОС НОО (федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования) обучение строится как процесс открытия каждым школьником знаний с разработкой исследовательских и поисковых учебных задач, проблемных ситуаций, которые ученик сам на каждом уроке открывает и решает.
Предмет «окружающий мир» раскрывает суть отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством. Именно данный предмет в большей степени помогает ребенку осознать свое место в обществе, мире, создать основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности у младшего школьника.
Изучая предмет «Окружающий мир», учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира. Лучшее усвоение материала курса «Окружающий мир» происходит при построении образовательного процесса, основываясь на практических упражнениях. Это возможно на уроках-практикумах, которые помогают формировать у учеников целостный взгляд на окружающий мир.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы работы «Уроки-практикумы по окружающему миру как основа развития специальных практических учебных действий у младшего школьника».
Главной формой организации учебного процесса в школе является урок, помимо урока есть и другие формы, такие как:
Экскурсия.
Внеклассная работа.
Внеурочная деятельность.
Типы уроков окружающего мира по формам организации образовательного процесса:
Экскурсия.
Урок-практикум.
Интегрированный.
Игровой.
Урок-беседа.
Урок самостоятельной работы.
В дидактике сущность учебного процесса понимается как овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в их единстве.
Все учебные действия младших школьников можно разделить на две категории:
УУД метапредметные - формируются у учащихся в процессе обучения всем предметам, и имеют применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике: навыки письма и чтения, работы с книгой и т. д.
Специальные предметные учебные действия - формируются у учащихся только в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах.
Универсальные учебные действия, формирующиеся на уроках окружающего мира в начальной школе.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные учебные действия:
отражающие методы познания окружающего мира:
формирующие умственные операции;
формирующие поисковую и исследовательскую деятельность;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия:
Специальных предметных действий по окружающему миру:
Картографические учебные действия (умения читать план местности и географическую карту).
Работа с натуральными объектами природы (полезными ископаемыми, гербарием, с растениями).
Работа с приборами и моделями.
Работа с дневниками наблюдений.
Проведение практических работ, опытов, экспериментов.
Моделирование различных процессов в природе, особенно связанных с экологическими процессами в природе.
Умения в области изучения окружающего мира формируются главным образом в процессе практических занятий, которые реализуются на уроках-практикумах.
Урок-практикум – это форма организации обучения, которая предусматривает выполнение учителем и учащимися практических работ.
Основные цели урока-практикума:
Расширение и систематизирование знаний об окружающем мире.
Формирование у детей:
Формирование целостного взгляда на окружающий мир.
Система работы по развитию специальных практических умений у младших школьников.
Виды практических методов, используемых на уроках-практикумах:
Наблюдения над природой и трудовой деятельностью человека.
Опыты.
Практические работы.
Простейшие эксперименты.
Моделирование.
Наблюдение – это главный научный метод изучения природы.
Цель - накопление каких-то фактов, либо установление закономерностей.
В начальной школе метод наблюдения используется при изучении природы, в том числе сезонных изменений, а также при изучении деятельности людей (сезонной).
Пример:
Изменения в растительном мире, связанными с сезонными явлениями (время года - осень). Все наблюдения и их результаты фиксируются детьми в дневниках наблюдений.
Деятельность учителя: «Понаблюдайте за изменением окраски листьев у разных деревьев. Установите, где больше окрашенных листьев – в верхней части кроны или в нижней, в наружной или внутренней, объясните почему?».
За сезонным трудом людей: работа в полях (время года – осень). Все наблюдения и их результаты фиксируются детьми в дневниках наблюдений.
«Давайте посмотрим видео, где показано, что люди делают на полях в это время года, и что люди делают с урожаем?»
Темы 1 класс
Что растет на подоконнике?
Что растет на клумбе?
Что за листья?
Что такое хвоинки?
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери?
Практические работы – это работы, выполняя которые, учащиеся опытным путем получают сведения о свойствах природных объектов и сущности явлений.
Виды практических работ по окружающему миру:
Работы с натуральными предметами природы
С приборами и моделями (термометр, компас, глобус).
Работы с планами местности и картами.
Графические работы (выполнение схем, чертежей, рисунков).
Работы с картинами и таблицами.
Работы с макетами.
Работы, связанные с органами и системами человека.
Опыт – это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных условиях с целью выявления тех или иных свойств предметов.
Основные задачи опытов:
Развитие практических умений работать с различными средствами обучения.
Установление причинно-следственных связей между компонентами и явлениями природы (основа формирования естественнонаучного мировоззрения).
Результаты всех практических работ записывают в схемах, таблицах, иногда в виде рисунка.
Исследовательский эксперимент чаще всего используется во внеурочной и внеклассной кружковой работе. Он более длительный и масштабный, чем опыт.
Использование эксперимента на уроках окружающего мира
Примером эксперимента может служить задание: определить, какие условия при которых образуется плесень. Ученики брали 2 куска хлеба: один из них положили в сухое место, а другой в темное, влажное место на несколько дней. После сформулировали и записали вывод: на каком куске хлеба образовалась плесень и какие для этого были созданы условия.
Моделирование представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, фиксирующего наиболее существенные его признаки.
Выделим четыре этапа моделирования:
Особенность моделирования состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей, в том числе и природоохранительную. Сами обучающиеся под руководством учителя создают различные модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей, изготавливают различные модели из глины, песка, пластилина, картона, бумаги и т.д.
На этом моя исследовательская деятельность не заканчивается, продолжаю ее на базе 2-А класса. К завершению 4 года обучения мой образовательный процесс будет логически завершен.