kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уроки практикумы по окружающему миру как основа развития специальных практических умений у младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки практикумы по окружающему миру как основа развития специальных практических умений у младшего школьника. Выступление на педагогической конференции

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Защита проекта — для инета»

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается работа на тему: «Уроки-практикумы по окружающему миру как основа развития специальных практических умений у младшего школьника».

В настоящее время общество переживает стремительный прорыв в науке и технике. Развитие общества и образования неразрывно связано, сейчас важно не просто передать знания ребенку, а помочь ему овладеть новыми знаниями, видами деятельности. Приоритетной целью школьного образования в настоящее время является формирование умения учиться. Учащийся должен стать строителем образовательного процесса.  Данная цель становится достижимой благодаря формированию системы универсальных учебных действий.     В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, самостоятельно организовывать данный процесс.

В соответствии со ФГОС НОО (федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования) обучение строится как процесс открытия каждым школьником знаний с разработкой исследовательских и поисковых учебных задач, проблемных ситуаций, которые ученик сам на каждом уроке открывает и решает.

Предмет «окружающий мир» раскрывает суть отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством. Именно данный предмет в большей степени помогает ребенку осознать свое место в обществе, мире, создать основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности у младшего школьника.

Изучая предмет «Окружающий мир», учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира. Лучшее усвоение материала курса «Окружающий мир» происходит при построении образовательного процесса, основываясь на практических упражнениях. Это возможно на уроках-практикумах, которые помогают формировать у учеников целостный взгляд на окружающий мир.

Все вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы работы «Уроки-практикумы по окружающему миру как основа развития специальных практических учебных действий у младшего школьника».

Главной формой организации учебного процесса в школе является урок, помимо урока есть и другие формы, такие как:

  • Экскурсия.

  • Внеклассная работа.

  • Внеурочная деятельность.

Типы уроков окружающего мира по формам организации образовательного процесса:

  1. Экскурсия.

  2. Урок-практикум.

  3. Интегрированный.

  4. Игровой.

  5. Урок-беседа.

  6. Урок самостоятельной работы.

В дидактике сущность учебного процесса понимается как овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в их единстве. 

Все учебные действия младших школьников можно разделить на две категории: 

  • УУД метапредметные - формируются у учащихся в процессе обучения всем предметам, и имеют применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике: навыки письма и чтения, работы с книгой и т. д.

  • Специальные предметные учебные действия - формируются у учащихся только в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах.

Универсальные учебные действия, формирующиеся на уроках окружающего мира в начальной школе.

    1. Регулятивные универсальные учебные действия:

  • направленные на формирование целевых установок учебной деятельности;

  • на формирование контрольно-оценочной деятельности;

  1. Познавательные универсальные учебные действия:

    • отражающие методы познания окружающего мира:

    • формирующие умственные операции;

    • формирующие поисковую и исследовательскую деятельность;

  2. Коммуникативные универсальные учебные действия:

    • отражающие умение работать с текстом;

    • отражающие умение участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

  3. Личностные универсальные учебные действия:

    • отражающие отношение к социальным ценностям:

    • отражающие отношение к учебной деятельности:

Специальных предметных действий по окружающему миру:

  1. Картографические учебные действия (умения читать план местности и географическую карту).

  2. Работа с натуральными объектами природы (полезными ископаемыми, гербарием, с растениями).

  3. Работа с приборами и моделями.

  4. Работа с дневниками наблюдений.

  5. Проведение практических работ, опытов, экспериментов.

  6. Моделирование различных процессов в природе, особенно связанных с экологическими процессами в природе.

Умения в области изучения окружающего мира формируются главным образом в процессе практических занятий, которые реализуются на уроках-практикумах.

Урок-практикум – это форма организации обучения, которая предусматривает выполнение учителем и учащимися практических работ.

Основные цели урока-практикума:

  1. Расширение и систематизирование знаний об окружающем мире.

  2. Формирование у детей:

    • Метапредметных УУД.

    • Специальных предметных учебных действий.

  3. Формирование целостного взгляда на окружающий мир.

Система работы по развитию специальных практических умений у младших школьников.

Виды практических методов, используемых на уроках-практикумах:

  1. Наблюдения над природой и трудовой деятельностью человека.

  2. Опыты.

  3. Практические работы.

  4. Простейшие эксперименты.

  5. Моделирование.

Наблюдение – это главный научный метод изучения природы.

Цель - накопление каких-то фактов, либо установление закономерностей.

В начальной школе метод наблюдения используется при изучении природы, в том числе сезонных изменений, а также при изучении деятельности людей (сезонной).



Пример:

  1. Изменения в растительном мире, связанными с сезонными явлениями (время года - осень). Все наблюдения и их результаты фиксируются детьми в дневниках наблюдений.

    • Деятельность учителя: «Понаблюдайте за изменением окраски листьев у разных деревьев. Установите, где больше окрашенных листьев – в верхней части кроны или в нижней, в наружной или внутренней, объясните почему?».

  2. За сезонным трудом людей: работа в полях (время года – осень). Все наблюдения и их результаты фиксируются детьми в дневниках наблюдений.

    • «Давайте посмотрим видео, где показано, что люди делают на полях в это время года, и что люди делают с урожаем?»

Темы 1 класс

  1. Что растет на подоконнике?

  2. Что растет на клумбе?

  3. Что за листья?

  4. Что такое хвоинки?

  5. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери?

Практические работы – это работы, выполняя которые, учащиеся опытным путем получают сведения о свойствах природных объектов и сущности явлений.

Виды практических работ по окружающему миру:

  • Работы с натуральными предметами природы

  • С приборами и моделями (термометр, компас, глобус).

  • Работы с планами местности и картами.

  • Графические работы (выполнение схем, чертежей, рисунков).

  • Работы с картинами и таблицами.

  • Работы с макетами.

  • Работы, связанные с органами и системами человека.

Опыт – это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных условиях с целью выявления тех или иных свойств предметов.

Основные задачи опытов:

  1. Развитие практических умений работать с различными средствами обучения.

  2. Установление причинно-следственных связей между компонентами и явлениями природы (основа формирования естественнонаучного мировоззрения).

Результаты всех практических работ записывают в схемах, таблицах, иногда в виде рисунка.

Исследовательский эксперимент чаще всего используется во внеурочной и внеклассной кружковой работе. Он более длительный и масштабный, чем опыт.

Использование эксперимента на уроках окружающего мира

Примером эксперимента может служить задание: определить, какие условия при которых образуется плесень. Ученики брали 2 куска хлеба: один из них положили в сухое место, а другой в темное, влажное место на несколько дней. После сформулировали и записали вывод: на каком куске хлеба образовалась плесень и какие для этого были созданы условия.

Моделирование представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, фиксирующего наиболее существенные его признаки. 



Выделим четыре этапа моделирования: 

  • Вычленение существенных признаков объекта

  • Построение модели.

  • Исследование модели.

  • Перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект.

Особенность моделирования состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей, в том числе и природоохранительную. Сами обучающиеся под руководством учителя создают различные модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей, изготавливают различные модели из глины, песка, пластилина, картона, бумаги и т.д.

На этом моя исследовательская деятельность не заканчивается, продолжаю ее на базе 2-А класса. К завершению 4 года обучения мой образовательный процесс будет логически завершен.

Просмотр содержимого презентации
«Защита проект»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Аксайская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением английского языка и математики (МБОУ АСОШ № 2) Уроки-практикумы по окружающему миру как основа развития специальных практических учебных действий у младшего школьника Исполнитель:  Учитель начальных классов МБОУ АСОШ №2 Ежкова Ксения Игоревна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Аксайского района Аксайская средняя общеобразовательная школа №2

с углубленным изучением английского языка и математики

(МБОУ АСОШ № 2)

Уроки-практикумы по окружающему миру как основа развития специальных практических учебных действий у младшего школьника

Исполнитель:

Учитель начальных классов

МБОУ АСОШ №2

Ежкова Ксения Игоревна

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
  • Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
Формы организации изучения окружающего мира в школе

Формы организации изучения окружающего мира в школе

  • Урок
  • Экскурсия
  • Внеклассная работа
  • Внеурочная деятельность
Современные типы уроков и их структура Типология уроков развивающего обучения в соответствии с ведущими целями Урок «открытия» новых знаний. Урок рефлексии (отработка УУД). Урок отработки специальных учебных действий. Урок общеметодологической направленности (построения системы знаний). Урок развивающего контроля. Урок творчества (урок-исследование). Урок «открытия» новых знаний. Урок рефлексии (отработка УУД). Урок отработки специальных учебных действий. Урок общеметодологической направленности (построения системы знаний). Урок развивающего контроля. Урок творчества (урок-исследование).  Типология уроков по дидактической цели по окружающему миру

Современные типы уроков и их структура

Типология уроков развивающего обучения в соответствии с ведущими целями

  • Урок «открытия» новых знаний. Урок рефлексии (отработка УУД). Урок отработки специальных учебных действий. Урок общеметодологической направленности (построения системы знаний). Урок развивающего контроля. Урок творчества (урок-исследование).
  • Урок «открытия» новых знаний.
  • Урок рефлексии (отработка УУД).
  • Урок отработки специальных учебных действий.
  • Урок общеметодологической направленности (построения системы знаний).
  • Урок развивающего контроля.
  • Урок творчества (урок-исследование).

Типология уроков по дидактической цели по окружающему миру

  • Вводный.
  • Изучения нового материала.
  • Комбинированный с поэтапным закреплением материала.
  • Обобщения знаний, УУД и специальных учебных действий.
  • Подведения итогов наблюдений.
  • Коррекция знаний, умений.
  • Комбинированный синтетический.
Типы уроков окружающего мира по формам организации образовательного процесса

Типы уроков окружающего мира по формам организации образовательного процесса

  • Экскурсия
  • Урок-практикум
  • Интегрированный
  • Игровой
  • Урок-беседа
  • Урок самостоятельной работы
Виды УУД Метапредметные действия Предметные Регулятивные коммуникативные Личностные Познавательные

Виды УУД

Метапредметные действия

Предметные

Регулятивные

коммуникативные

Личностные

Познавательные

Специальные предметные действия

Специальные предметные действия

  • Картографические учебные действия (умения читать план местности и географическую карту).
  • Работа с натуральными объектами природы (полезными ископаемыми, гербарием, с растениями)
  • Работа с приборами и моделями
  • Работа с дневниками наблюдений
  • Проведение практических работ, опытов, экспериментов
  • Моделирование различных процессов в природе, особенно связанных с экологическими процессами в природе
  • Формирование основ экологической культуры
  • Формирование целостного взгляда на окружающий мир на основе взаимосвязей между компонентами природы и человеком
Основные цели урока-практикума

Основные цели урока-практикума

  • Расширение и систематизирование знаний об окружающем мире.
  • Формирование у детей:
  • Метапредметных УУД Специальных предметных учебных действий:
  • Метапредметных УУД
  • Специальных предметных учебных действий:
  • Формирование целостного взгляда на окружающий мир.
Система работы по развитию специальных практических умений у младших школьников На уроках-практикумах активно используются методы:

Система работы по развитию специальных практических умений у младших школьников

На уроках-практикумах активно используются методы:

  • Наблюдения над природой и трудовой деятельностью человека
  • Практические работы
  • Опыты
  • Простейшие эксперименты
  • Моделирование
Использование наблюдения на уроках окружающего мира Ученики наблюдают за:

Использование наблюдения на уроках окружающего мира

Ученики наблюдают за:

  • Изменениями в растительном мире, связанными с сезонными явлениями
  • Сезонным трудом людей
Дневник наблюдений

Дневник наблюдений

Практическая работа  Практические работы – это работы выполняя которые, учащиеся опытным путем получают сведения о свойствах природных объектов и сущности явлений.   Виды практических работ по окружающему миру:

Практическая работа

Практические работы – это работы выполняя которые, учащиеся опытным путем получают сведения о свойствах природных объектов и сущности явлений.

Виды практических работ по окружающему миру:

  • Работы с натуральными предметами природы
  • С приборами и моделями (термометр, компас, глобус).
  • Работы с планами местности и картами.
  • Графические работы (выполнение схем, чертежей, рисунков).
  • Работы с картинами и таблицами.
  • Работы с макетами.
  • Работы, связанные с органами и системами человека.
Работа с натуральными объектами. Что у нас под ногами?

Работа с натуральными объектами. Что у нас под ногами?

Что это за листья?

Что это за листья?

Что такое хвоинки? Куда текут реки?

Что такое хвоинки?

Куда текут реки?

Где живут белые медведи? Где живут слоны?

Где живут белые медведи?

Где живут слоны?

Опыты  Опыт – это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных условиях с целью выявления тех или иных свойств предметов.   Основные задачи опытов :

Опыты

Опыт – это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных условиях с целью выявления тех или иных свойств предметов.

Основные задачи опытов :

  • Развитие практических умений работать с различными средствами обучения.
  • Установление причинно-следственных связей между компонентами и явлениями природы.
Откуда берутся снег и лед?

Откуда берутся снег и лед?

Моделирование  Моделирование   представляет собой  процесс создания учащимися  под руководством учителя образа изучаемого объекта, фиксирующего наиболее существенные его признаки.     Четыре этапа моделирования : 

Моделирование

Моделирование   представляет собой  процесс создания учащимися  под руководством учителя образа изучаемого объекта, фиксирующего наиболее существенные его признаки. 

Четыре этапа моделирования

  • Вычленение существенных признаков объекта
  • Построение модели.
  • Исследование модели.
  • Перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект.
Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью?

Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью?

Результативность Успехи и достижения обучающихся Повышенный уровень В ВС Средний уровень 33% Низкий уровень С 40% Н 27% -

Результативность

Успехи и достижения обучающихся

Повышенный уровень

В

ВС

Средний уровень

33%

Низкий уровень

С

40%

Н

27%

-

Спасибо за внимание!!!

Спасибо

за внимание!!!

Методологической основой исследования явились труды следующих ученых

Методологической основой исследования явились труды следующих ученых

  • З.А. Клепинина
  • В.А. Самкова
  • Н.И. Романова
  • В.Д. Шилин
  • Е.А. Крючкова
Рекомендации по формированию и развитию специальных практических умений младших школьников:

Рекомендации по формированию и развитию специальных практических умений младших школьников:

  • Комплексный системный подход в формировании специальных практических умений в процессе преподавания курса «Окружающий мир»
  • Использование технологий проблемного обучения, логически опорных схем, моделей, в развитии специальных практических умений у младших школьников
  • Использование различных практических методов обучения (наблюдение, практические работы, опыты, эксперименты, моделирование)
  • Детальное продумывание содержательных линий и методического инструментария в формировании практической направленности обучения у младших школьников


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ежкова Ксения Игоревна

Дата: 07.11.2018

Номер свидетельства: 484111

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Начальная школа 21 век"  Е.А. Лутцева "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-viek-ie-a-luttsieva"
    ["file_id"] => string(6) "104891"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402767291"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Родительское собрание "Что я могу узнать о своём ребёнке?" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(72) "roditiel-skoie-sobraniie-chto-ia-moghu-uznat-o-svoiom-riebionkie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "113458"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1410259557"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства