kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в системе обучения «Основам православной культуры» на материале темы «Милосердие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Урок в системе обучения "Основам православной культуры"на материале темы "Милосердие"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в системе обучения «Основам православной культуры» на материале темы «Милосердие»»

Мастер-класс «Урок в системе обучения «Основам православной культуры» на материале темы «Милосердие»



Предметом нашего исследования в рамках мастер-класса является урок «Основы православной культуры»

Цели мастер-класса:

 осмыслить роль учителя в постижении детьми российской духовной традиции;

 сформировать представление об особенностях процесса обучения «Основам православной культуры»;

 научиться и научить читать учебник Андрея Кураева «Основы православной культуры».

Ход занятия

1. Организационный момент: приветствие.

-Выполните, пожалуйста, следующее задание: ВСТАНЬТЕ В КРУГ, протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой» А тот , кому протянули руку, протяните свою с этими же словами.(Так по цепочке все берутся за руки, образуя круг.)

-Круг- это символ сплочения энергии и творчества.

-Я надеюсь, что сегодня вы будете активными и дружными.

Первая стадия – стадия вызова.

На этой стадии мы постараемся представить, каким образом можно заинтересовать обучающихся темой урока в контексте его целей.

Можно использовать несколько вариантов стадии вызова.

Первый вариант

 Прослушивание аудиофрагмента по теме (притча С. Копыловой «Мост»)

 Мозговой штурм по вопросу: «Какие ассоциации вызывает у вас данное произведение?» (предложения необходимо записать на доске без обсуждения; по результатам работы подвести участников к понятию «милосердие»);

 Организация работы со словарями, определяющими значение слова «Милосердие»:

- Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова: «Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается»;

- Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

Второй вариант

Просмотр и обсуждение наглядного материала по теме «Милосердие»: картины, иконы, фотографии.

Третий вариант

Выразительное чтение и обсуждение учителем или подготовленным обучающимся литературного произведения.

Прочитайте высказывание Джеймса Фенимора Купера «Красота светится всем, но не каждый в состоянии встретить её.

Но бывает не красота, а что-то другое лучится в улыбке, глазах человека, что-то на редкость удивительное , небывалое, хорошее…»

-Почему стоит многоточие? (дети должны сказать, что мысль не окончена)

-Учитель ставит вопрос «Что подразумевается по словами «Что-то другое, небывалое, хорошее». Какие человеческие качества проявляются в этом стихотворении?

-Выходим на слово МИЛОСЕРДИЕ.

Любой вариант стадии вызова направлен на то, чтобы мотивировать обучающихся к исследованию темы «Милосердие», заинтересовать в диалоге на заданную тему.

Таким образом, именно на стадии вызова учитель не просто заявляет тему урока, вместе с обучающимися он ее формулирует. На этом же этапе осуществляется постановка цели: помочь осмыслить понятие «милосердие».

Следующая стадия–осмысление.

На этом этапе происходит осмысление важнейших понятий с опорой на текст учебника А. Кураева «Основы православной культуры».

Учебник А. Кураева содержит в себе уникальный методический аппарат. Использовать его в полной мере может только подготовленный учитель, прошедший специальные курсы по ОРКСЭ.

Учебник «Основы православной культуры» - это

• источник информации о духовной традиции;

• содержательная и смысловая основа урока;

• содержательное и смысловое пространство для диалога.

Далее обращается к аудитории: если вы внимательно ознакомитесь с содержанием параграфа, то заметите на страницах учебника не только религиозные сюжеты, примеры из жизни святых, высказывания мудрецов, истории, легенды, притчи, но и:

 вопросы «Вы узнаете», помогающие определить цели учебного занятия;

 гиперссылки в виде рисунков и подписей к ним;

 рубрику «Это интересно»;

 вопросы и задания, которые помогают раскрыть материал всего параграфа.

Особенно тщательно должна быть подготовлена работа со смысловым фрагментом текста учебника.

Ярким становится восприятие смыслового фрагмента параграфа, если учителю самому прочитать его вслух, либо доверить чтение подготовленному обучающемуся. Если же перед чтением задать проблемный или поисковый вопрос, то слушание становится осмысленным.

Варианты осмысления темы.

Раскрыть тему «Милосердие» поможет текст о св. Иулиании Лазаревской (Муромской). Предварить чтение смыслового фрагмента целесообразно постановкой задачи для групповой работы, которая последует за чтением: опираясь на содержание текста, а также собственный опыт, вам необходимо будет определить качества, которыми обладает милосердный человек, и представить эти качества на лепестках ромашки.

Текст о св. Иулиании Лазаревской (Муромской) звучит в исполнении учителя.

Завершив чтение, предлагаю ответить на вопрос, обнаруживающий первичное восприятие детьми смыслового фрагмента: какие чувства вы испытали, когда слушали текст? (необходимо выслушать все высказывания). Напоминаю форму предъявления результатов групповой работы: представьте качества, которыми обладает милосердный человек, на лепестках ромашки.

Можно предложить следующие задания для групповой работы.

1 группа. Представить МИЛОСЕРДИЕ в женском образе. Но предварительно задать вопрос, с какой интонацией мы произносим слово Милосердие. Дальше дети рисуют.

2 группа. Мы уже сегодня не раз говорили о том, что слово милосердие означает помощь, добро, любовь, жалость. Поэтому, мы просим 2 группу поработать с таблицей.

-А сейчас предлагаю вам вспомнить сказку «Снежная королева». Бедняжка Кай! Теперь его сердце должно было стать как кусок льда. Боль прошла, но осколки остались… Почему?

Давайте попробуем растопить ледяное сердце, и наполним его добром.

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой.)

Если будете внимательны к голосу Сердца, ребята, то обязательно услышите прекрасную и величественную песню.



Результаты групповой работы демонстрируются на доске. При оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок!!!"(по Г.А. Цукерману).

Одним из аспектов темы «Милосердие» является понятие «ближний». Раскрыть его помогает нам «Притча о милосердном самарянине».

Учитель ставит перед детьми задачу: выслушав притчу, попробуйте ответить на вопрос, кто же такой ближний?

Притчу рассказывает (читает) учитель, опираясь либо на версию учебника, либо на первоисточник – Евангелие от Луки (10:25-37):

«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

Чтение завершается либо групповой работой, либо фронтальной беседой. Задаётся вопрос: «Кого же называют ближним?»

Далее следует резюме учителя: эта евангельская притча - одна из самых важных и глубоких (она дает нам подлинное откровение о том, кого должны мы считать ближними своими).

К сожалению, среди нас бытует крайне узкое понятие о ближнем. Если и считают кого ближним, то только членов своей семьи, друзей. Притча же научает нас тому, что ближним должны мы считать всякого человека, нуждающегося в нашей помощи, кто бы он ни был.

Милосердие и любовь в этой притче явлены как основной, важнейший закон, как норма христианского поведения.

Особым этапом урока становится работа с высказыванием святого аввы Дорофея из «Душеполезных бесед», приведенным в параграфе.

Учитель предлагает детям прочитать высказывание: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе…»

В этом месте чтение прерывается для обсуждения вопроса: «Почему считается, что «остальное добро ты причинил самому себе»?

Выслушав ответы, учитель возвращается к высказыванию аввы Дорофея, предлагает его завершить: «… Ведь от этого твоя душа стала светлее» и сделать вывод.

Стадия рефлексии

I вариант

Предлагается написать синквейн по теме урока «Милосердие» (деятельность организуется в режиме групповой, парной или индивидуальной работы).

II вариант

Подумать над тем, какой бы милосердный поступок хотели бы вы совершить. Варианты можно написать на листике и приклеить на Дерево добра, нарисованное заранее.

3 вариант. Игра «Магнит». Условия очень просты. Из представленных , слов дети выбирают необходимые и прикрепляют к слову МИЛОСЕРДИЕ. (Помощь, внимательность, ненависть, сострадание, злость, равнодушие, забота, зависть, благодарность, добро, жадность, любовь, чуткость.)

В древности Сердце называли “Солнце солнц”. И закончить мне хотелось бы позитивным моментом. Встаньте, пожалуйста, в круг, с которого мы и начали занятие и скажите свои пожелания, обращаясь к гостям, к друзьям, к землянам. Как сделать свое Сердце горящим? Только самоотверженной и бескорыстной любовью к людям. Если вы готовы раскрыть свои сердца для других, то

Возьми свое Сердце,

Зажги его смело,

Отдай его людям,

Чтоб вечно горело!

Если ваше сердце готово с самоотверженной и бескорыстной любви к людям, если вы готовы раскрыть свое сердце для других , возьмите листок и прикрепите его к зарождающемуся Дереву добра. Если еще нет – то пусть на ветвях останется свободное место.

































Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова: «Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается»











Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».





МИЛОСЕРДИЕ

мил

серд
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Финагина Алена владимировна

Дата: 25.10.2018

Номер свидетельства: 482126

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Презентация к мастер-классу"
    ["seo_title"] => string(29) "prezentatsiia_k_master_klassu"
    ["file_id"] => string(6) "482127"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1540490879"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного искусства. Ткачество. Региональный компонент "Русские умельцы" "
    ["seo_title"] => string(142) "tiekhnologhiia-traditsionnykh-vidov-rukodieliia-i-diekorativno-prikladnogho-iskusstva-tkachiestvo-rieghional-nyi-komponient-russkiie-umiel-tsy"
    ["file_id"] => string(6) "103051"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402565098"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства