УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И САМОВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (Из опыта работы)
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И САМОВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (Из опыта работы)
Художественная литература – база для эстетического воспитания, средство овладения богатствами русского языка. Трудно представить себе обучение без книги, чтение – без текстов художественной литературы. Народная мудрость «Книга – источник знаний» целиком и полностью оправдывает себя. Литература – один из важнейших предметов в системе школьного образования, в котором сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И САМОВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (Из опыта работы) »
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И САМОВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (Из опыта работы)
Кто не ищет – тот не читает,
Кто не читает – тот и не знает,
Кто не знает – тот не живет,
И главное в жизни мимо пройдет!
С. Фетисов
Художественная литература – база для эстетического воспитания, средство овладения богатствами русского языка. Трудно представить себе обучение без книги, чтение – без текстов художественной литературы. Народная мудрость «Книга – источник знаний» целиком и полностью оправдывает себя. Литература – один из важнейших предметов в системе школьного образования, в котором сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Как писал Ю.П. Казаков: «… неизвестно ещё, что было бы со всеми нами, не будь литературы, не будь слова! И если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда, красота, - если хоть в малой степени есть, - то не заслуга ли это в первую очередь и великой литературы?».
Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Ребёнок живёт жизнью персонажей: делит с ними их мечты, огорчения, радости. А.Т. Твардовский, определяя позднее значимость уроков литературы, писал: « Литература в школе – это то же самое, что литература в жизни, только в школе она является процессом планомерного, систематического воздействия на душу ученика под ответственным наблюдением и руководством преподавателя». Следовательно, цель литературного образования – становление духовного мира человека, формирование высоких эстетических вкусов, развитие чувства прекрасного, внутренней потребности личности к самосовершенствованию, к реализации творческих возможностей каждого ученика.
Методическая традиция накопила немало эффективных приёмов, подходов, способствующих обучению детей умениям глубокого понимания и прочувствования художественных произведений. Успешно реализовать вышеуказанные цели можно при условии соблюдения принципа преемственности в процессе изучения литературного материала в начальной и средней школе. К концу 4-ого класса ребёнок должен не только научиться грамотно читать и писать, но и осмысленно работать с готовым текстом, понимать художественное произведение, а также получить первоначальные навыки литературоведческого анализа и самостоятельного литературного творчества. Задача начальной школы заложить первоначальную основу для изучения литературы в старших классах. Это вызвано тем, что дети лишь тогда по-настоящему готовы к изучению литературы, когда у них уже есть определённый запас жизненного опыта, когда они уже умеют анализировать отношения между людьми в различных ситуациях, когда они могут выразить словесно нечто своё, особенное, что бы отражало реальные события жизни. Нельзя забывать, что школьника воспитывают и развивают не сами тексты художественной литературы, а прежде всего та работа, которая способствует их восприятию, при этом, чем осознаннее восприятие, тем полноценнее результат. Уже в первом классе на материале небольших рассказов и стихотворений ребёнок учится не только читать, но осмысленно пересказывать содержание текста, высказывать своё отношение к прочитанному. С помощью учителя он пытается разобраться в том, как видит мир автор, как тот передаёт свои мысли и чувства. Дети знакомятся с таким понятием как «герой произведения», учатся связывать его с жизнью. Но только осмысленное чтение позволит учащимся понять задумки автора, раскрыть тему и представить то, о ком или о чём читали. Чтобы у ребенка возникло желание узнать, о чём говорится в тексте, который он будет читать, надо его заинтересовать ещё до чтения. Известно, что интерес, который дети проявляют к изучаемому предмету, прямо влияет на их активность. Здесь очень важно учитывать мотивы учения, опираясь на знание которых, можно будет более успешно строить процесс обучения. Учитывая тот факт, что в моем классе есть как хорошо читающие дети, так и те, кто ещё только учится читать, в свои уроки я включаю игры-загадки к отдельным произведениям. Записываю их на доске, сопровождая каким-либо проблемным вопросом или заданием. Например: «Узнай героя по описанию», «Назови главного героя сказки и всех других героев перечисли по порядку без подсказки», «Кто это? Выскажи своё предположение и придумай к рассказу (сказке) продолжение», «Кто примером может служить, и с кем бы ты хотел дружить?», «Подумай и дай ответ: какая пословица к тексту подойдёт, а какая нет?» Игры-загадки помогают активизировать внимание детей до чтения, во время чтения и после прочтения произведения. Важной является и воспитательная сторона как процесса игры, так и содержания текстов загадок и подобранных вопросов к ним. Такая работа позволяет учащимся лучше запомнить текст, формирует у них подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности. Тексты загадок я использую не только на уроках литературного чтения, но и включаю их во внеклассные занятия. Приведу примеры некоторых таких загадок:
Задание: узнать героя сказки и назвать автора без подсказки. Маленький был – всего боялся, Но в этом никому не признавался. Вырос большой, А всё такой же глупый и смешной. Пред всеми хвастался, что героем стал, Но бояться всё равно не перестал. В конце произведения трус и хвастун в храбреца превращается. Это сказка – и в ней всё хорошо кончается. (Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»)
Сыновьями своими три женщины любовались, А старичку двое из них сыновьями не показались. Почему старичок только одного сына увидел? За что двух матерей он обидел? (В. Осеева «Сыновья»)
Про него Михаил Пришвин рассказ написал. Его внешний вид и повадки автор нам описал. По мнению писателя герой на маленькую свинью похож, Но голыми руками его не возьмёшь. Молоко любит этот житель лесной, А жить ему лучше не дома, А в лесу под сосной. Кто это? Выскажите своё предположение И придумайте к рассказу продолжение. (М. Пришвин «Ёж»)
Большую помощь оказывают тетради на печатной основе. Постепенно школьники учатся понимать смысл заглавия, связывать его с содержанием всего произведения, задавать вопросы по тексту и письменно отвечать на некоторые из них, приводя конкретные примеры, а также выделять в тексте смысловые части и давать им названия, формулировать основную мысль, выражать своё отношение к его героям и их поступкам, создавать портрет героя, описывать его жилище, анализировать события, описанные в произведении. На этом этапе формируются внимательное отношение к языку, умение понимать смысл образных выражений и использовать их в своей речи. Таким образом, происходит развитие умения работать с текстами художественной литературы.
Известно, что именно в младшем школьном возрасте воображение читателя лучше всего поддаётся воздействию, поэтому, на мой взгляд, и начинать обучение следует с работы над воссоздающим типом воображения, с тем, чтобы впоследствии на этой основе перейти к формированию более продуктивного типа – творческого воображения, которое «состоит в умении детально представить себе картину, скупо схваченную автором». Развивать воображение помогают прежде всего творческие виды работ. Обучая младших школьников чтению, надо помнить, что чтение – это раздел практического курса родного языка. Невозможно себе представить, чтобы литературный курс и курс родного языка постоянно не взаимодействовали. Всякий учитель из урока в урок старается обращаться к особенностям языка литературных произведений. По авторскому словесному описанию ученик представляет себе созданную писателем картину жизни: портрет, пейзаж, эпизод… - в этом сущность воссоздающего воображения.
Постепенно младшие школьники обретают навык самостоятельного творчества. Как показывает практика, младшие школьники с удовольствием беседуют и пишут сочинения – отзывы после прочтения художественных произведений. Содержание прочитанного они связывают с фактами из своей жизни, сопоставляют с прочитанными ранее произведениями, схожими по тематике. При этом им приходится не просто воспроизвести по памяти текст, а высказать как устно, так и на письме своё отношение к героям прочитанных произведений, сравнить действующие лица, отметив положительные и отрицательные стороны характера, поведения и отдельного персонажа, и всего текста в целом. Такие сочинения являются подготовительным этапом, соединяющим между собой изложение и сочинение. Приведу конкретный пример. На уроке чтения дети познакомились с творчеством Н. Носова. Я даю задание, прочитав другие рассказы этого писателя попробовать сделать вывод о том, какие рассказы он пишет, какое настроение они вызывают, кто является героями этих рассказов и как сам Н. Носов к ним относится. Коллективная работа на уроке литературного чтения является подготовительным этапом к самостоятельному творчеству. Чтобы облегчить задачу, я предлагаю детям Памятку-помощницу с вопросами.
Памятка для сочинения «Мой любимый герой»
Вступление.
- Какие рассказы пишет этот писатель? - Какой рассказ тебе больше всего понравился?
Основная часть.
- Кто главный герой этого произведения? - Кто твой любимый герой? - Какой он? (Кто он? Его возраст. Внешний вид. Характер.) - Что он любит делать? - В какие истории он попадает? (Приведи примеры из книги. Используй выборочный и краткий пересказ текста) - Есть ли у него друзья? Как они к нему относятся? Какая у них дружба? Почему ты так думаешь?
Заключение.
-За что ты любишь своего героя? Что тебе больше всего в нём нравится? - Хотел бы ты иметь такого друга? Почему? Примеры работ.
Я считаю, что творческие работы подобного типа способствуют активной работе творческого воображения и полноценного восприятия образной картины, созданной посредством слова писателя, помогают осмыслить ученику специфику словесного искусства, а художественное произведение при этом раскрывается перед ребёнком во всей своей полноте и многогранности. Через художественное произведение учитель может найти путь в сферу эмоций ребёнка. Встреча детей с героями книг не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в описываемом автором событии – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает наблюдательность, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, формирует умение овладевать оценочной терминологией (умный, глупый, хитрый, жадный, добрый, весёлый, смешной и т.п.), рождает умение удивляться, сопоставлять, видеть в обычном необычное. Симпатии детей на стороне положительных героев. Стремясь подражать им, они начинают мыслить и говорить также, стараясь быть похожими на полюбившегося героя. А в целом творческая работа вызывает интерес к книге, к чтению. Не менее важно и то, что творческая работа, связанная с литературным произведением оказывает огромное воспитательное воздействие, что позволяет решать одну из основных задач современного российского образования. Сделать нравственный выбор и ответить на вопрос: «Каким быть?» - должен каждый ученик. Младшие школьники любят подражать понравившимся героям. И если учитель не должен навязывать своего мнения о предмете высказывания, своего отношения к нему, то он должен помочь детям разобраться в их эмоциях, помочь им выразить свои чувства, при этом не забывая подсказывать, что такое хорошо и что такое плохо. Верными помощниками и детям, и учителю становятся герои художественных произведений. Так, например, описывая Тимура из произведения А. Гайдара, ребята приходят к выводу, что он – настоящий друг, он – герой, которому хочется подражать, с которым хотелось бы дружить. Примеры работ.
Конечно, у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений, но эти первые попытки «по-взрослому» посмотреть на читаемое произведение помогут преодолеть барьер перехода в среднее и последующее старшее звено школы, когда нужно будет писать объёмные творческие работы, в основе которых изучаемые не на одном уроке литературные тексты. Кропотливая, вдумчивая текстовая работа, внимание к слову помогаю ребёнку понять мысль автора, сочувствовать героям, думать вместе с ними. Она, безусловно, оправдывает себя. От сочинения к сочинению, от простого к более сложному, от коллективного обсуждения темы при подготовке к написанию творческой работы – к самостоятельному творчеству. Как писала известный методист М.А. Рыбникова «Если их наших классов выйдут писатели и словесники, это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя».