kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Упражнения для развития техники чтения у детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.

Учащиеся с ОВЗ во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика. И используются упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: “звуковая разминка”.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития техники чтения у детей с ОВЗ»

Упражнения для развития техники чтения у детей с ОВЗ

Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.

Учащиеся с ОВЗ во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика. И используются упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: “звуковая разминка”.

1. Читаем быстро, смотрим внимательно:

оиэ

аоея

еаёио

яою

аюое

эёюяу

ыяю

уёюу

юуаою

2. Читаем гласные с ударением на одном из них:

еаоеуыиэ, еаоеуыиэ, еаоеуыиэ и т.п.

Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

да’-да-да, да-да’-да, да-да-да‘

3. Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

м с 3 к т р б н в 3 р л н x р

4. Читаем цепочку слогов:

ло бажуня

ли сажа синяки

5. Читаем слова с наращиванием:

по - вар, жар, смей, пей, шёл, вёл

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения.

У детей с ОВЗслабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах эффективны следующие упражнения:

1. Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными;

с т р

ы и о э е я ю е у а

с т в

2. Читаем медленно, в умеренном темпе, убыстряя темп:

жзи

тно

ктри

дру

зби

стру

3. Восстанови окончания слов. Для этого нужно прочитать в быстром темпе написанные на доске предложения с закрытыми окончаниями слов, по ходу чтения восстанавливая их.

Например:

Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал_

4. Скороговорки.

Лежит ежик у ёлки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.

а) Прочитай скороговорки орфографически.

б) Прочитай скороговорки орфоэпически.

в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием

тихо

громко

шепотом

немое кино

(произносят беззвучно)

Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.

1. Найди лишнюю букву: о, и, б, я, у.

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям. Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра - другую и т.д.

2. Найди лишнее слово. Прочитай. Обоснуй свой выбор.

слон

медведь

тигр

лев

бабочка

кошка

3. “Фотоглаз”.

За 20 секунд дети должны взглядом “сфотографировать” слова и ответить на вопрос “Есть ли среди этих слов...?”

Например:

орех

ручей

перья

разогнался

тропические

ошеломлённый

4. “Да или нет?”

Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.

Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух.

1. “Игра в прятки”.

Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

2. Чтение со счетом слов.

Памятка:

1) плотно сожми губы и зубы;

2) читай только глазами;

3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;

4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).

3. Игровое упражнение “Догони”.

Дети читают отрывок текста хором вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и “тянутся” за ним, пытаясь “догнать”.

Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания.

1. Из каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:

полк краска склон экран беда тепло

(кол) (каска) (слон) (кран) (еда) (поле)

2. В начало слова или его конец добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами?

роза

г

пар

к

вол

к

утка

ш

осы

к

стол

б

3. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались новые слова:

бал

рак

приз

кот

воз

глас

бой

рот

кон

вой

банк

кон

Работа над текстом проходит следующим образом:

1. Тексты на карточках (разные по содержанию и объему) раздаются учащимся. Объем текстов соответствует технике чтения каждого ученика. При этом учитель следит за тем, чтобы количество слов в рассказах постепенно увеличивалось по мере продвижения ребенка в технике чтения.

2. Школьникам предлагается задание: в течение одной минуты прочитать текст, напечатанный на карточке, про себя, подготавливаясь к быстрому и плавному чтению вслух.

3. После окончания молчаливого чтения (чтение шепотом не исключается) вызываются 1-2 ученика для чтения вслух своего текста в пределах того же времени.

4. Учитель задает классу вопрос по прочитанному, чтобы убедиться, как школьники поняли текст, а также для того, чтобы привлечь внимание каждого ученика к содержанию нового для них рассказа. Затем можно предложить ребенку задать вопрос классу. В результате каждый ученик в процессе молчаливого чтения выполняет два задания: читает текст про себя и формулирует вопрос, который он задаст классу, если его вызовут для чтения.

5. Класс оценивает технику чтения своего товарища с учетом соблюдения времени, правильности, выразительности чтения и сложности подготовленного вопроса. Оценка может демонстрироваться с помощью цветовых сигналов.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Упражнения для развития техники чтения у детей с ОВЗ

Автор: Ярош Лидия Тихоновна

Дата: 12.01.2023

Номер свидетельства: 622836

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Коррекционно-развивающий дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ в начальной школе."
    ["seo_title"] => string(91) "korriektsionnorazvivaiushchiididaktichieskiimatierialdliarabotysdietmisovzvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "304806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457793815"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Доклад на РМО начальных классов по теме «Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-rmo-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-individual-naia-rabota-s-uchashchimisia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "182983"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425662741"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. "
    ["seo_title"] => string(87) "inkliuzivnyi-podkhod-k-obrazovaniiu-dietiei-s-osobymi-obrazovatiel-nymi-potriebnostiami"
    ["file_id"] => string(6) "174658"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424165689"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Упражнения, используемые для формирования и коррекции первого компонента навыка чтения – техники чтения у обучающихся с ОВЗ в начальной школе VIII вида."
    ["seo_title"] => string(80) "uprazhnieniia_ispol_zuiemyie_dlia_formirovaniia_i_korriektsii_piervogho_komponie"
    ["file_id"] => string(6) "360921"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479707849"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства