Упражнения для развития техники чтения у детей с ОВЗ
Упражнения для развития техники чтения у детей с ОВЗ
Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.
Учащиеся с ОВЗ во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика. И используются упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: “звуковая разминка”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития техники чтения у детей с ОВЗ»
Упражнения для развития техники чтения у детей с ОВЗ
Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.
Учащиеся с ОВЗ во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика. И используются упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: “звуковая разминка”.
1. Читаем быстро, смотрим внимательно:
оиэ
аоея
еаёио
яою
аюое
эёюяу
ыяю
уёюу
юуаою
2. Читаем гласные с ударением на одном из них:
еаоеуыиэ, еаоеуыиэ, еаоеуыиэ и т.п.
Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:
да’-да-да, да-да’-да, да-да-да‘
3. Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):
м с 3 к т р б н в 3 р л н x р
4. Читаем цепочку слогов:
ло бажуня
ли сажа синяки
5. Читаем слова с наращиванием:
по - вар, жар, смей, пей, шёл, вёл
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения.
У детей с ОВЗслабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах эффективны следующие упражнения:
1. Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными;
с т р
ы и о э е я ю е у а
с т в
2. Читаем медленно, в умеренном темпе, убыстряя темп:
жзи
тно
ктри
дру
зби
стру
3. Восстанови окончания слов. Для этого нужно прочитать в быстром темпе написанные на доске предложения с закрытыми окончаниями слов, по ходу чтения восстанавливая их.
Например:
Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал_
4. Скороговорки.
Лежит ежик у ёлки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат.
а) Прочитай скороговорки орфографически.
б) Прочитай скороговорки орфоэпически.
в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием
Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям. Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра - другую и т.д.
2. Найди лишнее слово. Прочитай. Обоснуй свой выбор.
слон
медведь
тигр
лев
бабочка
кошка
3. “Фотоглаз”.
За 20 секунд дети должны взглядом “сфотографировать” слова и ответить на вопрос “Есть ли среди этих слов...?”
Например:
орех
ручей
перья
разогнался
тропические
ошеломлённый
4. “Да или нет?”
Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.
Выпал снег, Алеша вышел загорать.
Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.
Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух.
1. “Игра в прятки”.
Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.
2. Чтение со счетом слов.
Памятка:
1) плотно сожми губы и зубы;
2) читай только глазами;
3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;
4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).
3. Игровое упражнение “Догони”.
Дети читают отрывок текста хором вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и “тянутся” за ним, пытаясь “догнать”.
Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания.
1. Из каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:
полк краска склон экран беда тепло
(кол) (каска) (слон) (кран) (еда) (поле)
2. В начало слова или его конец добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами?
роза
г
пар
к
вол
к
утка
ш
осы
к
стол
б
3. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались новые слова:
бал
рак
приз
кот
воз
глас
бой
рот
кон
вой
банк
кон
Работа над текстом проходит следующим образом:
1. Тексты на карточках (разные по содержанию и объему) раздаются учащимся. Объем текстов соответствует технике чтения каждого ученика. При этом учитель следит за тем, чтобы количество слов в рассказах постепенно увеличивалось по мере продвижения ребенка в технике чтения.
2. Школьникам предлагается задание: в течение одной минуты прочитать текст, напечатанный на карточке, про себя, подготавливаясь к быстрому и плавному чтению вслух.
3. После окончания молчаливого чтения (чтение шепотом не исключается) вызываются 1-2 ученика для чтения вслух своего текста в пределах того же времени.
4. Учитель задает классу вопрос по прочитанному, чтобы убедиться, как школьники поняли текст, а также для того, чтобы привлечь внимание каждого ученика к содержанию нового для них рассказа. Затем можно предложить ребенку задать вопрос классу. В результате каждый ученик в процессе молчаливого чтения выполняет два задания: читает текст про себя и формулирует вопрос, который он задаст классу, если его вызовут для чтения.
5. Класс оценивает технику чтения своего товарища с учетом соблюдения времени, правильности, выразительности чтения и сложности подготовленного вопроса. Оценка может демонстрироваться с помощью цветовых сигналов.