kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учимся читать играя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родители, обучая ребёнка читать до школы, действуют, конечно, из благих побуждений. Ведь всем известно, что малыш усваивает самое большое количество информации без особых усилий с 2-3 месяцев до 5-6 лет. Так почему же не использовать  это удивительное время и потрясающие возможности  детей? Чтение расширяет границы для дальнейшего развития ребенка.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учимся читать играя»

Учим читать, играя

 

Аннотация: в статье рассказывается о методике обучения чтению детей дошкольного возраста, которая эффективна при интенсивном обучении чтению первоклассников, испытывающих серьезные затруднения в овладении навыками чтения.

Ключевые слова: раннее обучение чтению, методика обучения чтению, фонетический метод, артикуляционный метод, метод игры.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

Я учитель начальных классов с большим опытом работы. Когда я только начинала свою педагогическую деятельность, в первом классе обычно было лишь 3-4 человека, которые в той или иной степени умели читать, остальные дети читать не умели. И для меня, как учителя, это было очень хорошо: мы постепенно в одном темпе осваивали «Букварь», а читающие дети получали более сложные индивидуальные задания. В настоящее время ситуация изменилась: дети приходят в первый класс в основном читающие по слогам и лишь единицы не знают букв и не умеют читать. Хорошо это или плохо? Ответ на этот вопрос неоднозначный. Для учителя это головная боль: как эту небольшую группу детей быстро дотянуть до уровня чтения остальных учеников, не дать им попасть в разряд слабоуспевающих и в то же время как не отбить интерес к чтению у большей части класса?

Родители, обучая ребёнка читать до школы, действуют, конечно, из благих побуждений. Ведь всем известно, что малыш усваивает самое большое количество информации без особых усилий с 2-3 месяцев до 5-6 лет. Так почему же не использовать  это удивительное время и потрясающие возможности  детей? Чтение расширяет границы для дальнейшего развития ребенка.  

Хочу предложить Вашему вниманию методику быстрого обучения чтению, которая  хорошо зарекомендовала себя как при  обучении чтению  детей 3-5 лет, так и при интенсивном обучении чтению первоклассников, испытывающих серьезные затруднения в овладении этими навыками.

Ведущими методами являются фонетический и метод игры.

В чем же новизна этой методики? Ведь на данный момент существует огромное число различных подходов к раннему обучению детей чтению. Самое сложное – это научить ребёнка ЧИТАТЬ СЛИЯНИЕ (согласный звук + гласный, СГ). Я применяю здесь артикуляционный принцип плюс специальные игры, разработанные мной.

I этап – знакомство с буквами.

Первым поводом к обучению может стать только личный интерес ребенка к буквам, не настаивайте на «учебе», если ребенок в настоящий момент в ней не заинтересован.

Ни в коем случае не стоит учить ребенка НАЗВАНИЯМ букв (Эм, эн, ша … и т.д.). Сначала малыш должен усвоить только ЗВУК, который обозначает данная буква — [м],  [н], [ш].

При знакомстве с буквами использую методику Елены Николаевны Бахтиной. Особенность методики состоит в том, что каждой букве соответствует свой неповторимый образ, поэтому маленькие дети с удовольствием играют с ними и никогда не путают даже внешне похожие буквы. Малыши очень быстро, с интересом усваивают буквы, так как обучение строится в игровой форме.

1. Буква - образ.

Г – гусь.  Ж – жук.

2. Буква  - действие.

Х – хохочет: « Ха! Ха! Ха!»

Э – дразнится: «Э-э-э!»

3. Буква -  стишок-запоминалка.

Если хвостик на конце,

Значит – это буква Ц.

Эта буква – бегемот,

У неё большой живот.

Если ребёнок совсем не знает букв, то в первую очередь с ним нужно выучить 5 гласных букв: а, о, у, ы, я, а также согласные с, н. После этого можно перейти ко II этапу.

II этап – работа над артикуляцией гласных звуков.

Затем сообщаю малышу, кто такие гласные буквы:

А – певица.

- Когда поёт, она очень широко открывает рот. Вот так. Попробуй: «А-а-а-а-а!»

- А теперь покажи мне это без звука.

О – художница.

- Она постоянно рисует сама себя. Произнеси и обведи пальчиком губки. Видишь - это О.

- А теперь покажи мне это без звука.

У – паровозик.

- Давай послушаем, как он гудит: «У-у-у-у-у!»

- А теперь покажи мне это без звука.

Ы – Буратино

- Произнеси – ы-ы-ы-ы. Это широкая улыбка Буратино.

– А теперь покажи, как улыбается Буратино, без звука.

И – самая добрая, у неё очень мягкий характер. Все, с кем она дружит, становятся такими же мягкими, как она.

На этом этапе важно добиться, чтобы ребёнок умел четко и твердо держать губы при произношении этих гласных звуков, а также, изображая звуки [а], [о], [у], [ы], [и], но не произнося их (артикуляционный принцип).

Игры: «Угадай, какой звук?»

Взрослый, артикулируя не голосом, а губами, «показывает» звуки, ребенок отгадывает их, затем они меняются ролями.

III этап – чтение слов, в которых нет слияний.

АУ, УА, АМ, УМ, АХ, ОХ, АИСТ…

Дети очень радуются, что у них получается читать слова! Для этого нужно только лишь знать названия звуков, которые обозначают данные буквы. Это их первый успех!

IV этап – обучение чтению слияний.

Это основной и самый сложный этап. Но игра «Теремок» помогает нам справиться со всеми трудностями. Вместе с ребенком начинаем рассказывать сказку «Теремок».

Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, невысок-невысок. А живут в нем гласные буквы: а, о, у, ы, и (выставляю карточки с гласными буквами поочередно на картинку с теремком.)

Тук-тук! – раздается в дверь стук.

Кто там? – спрашивают буквы.

Это я, буква С. Хочу с вами жить, с вами дружить. (Показываю карточку с буквой С, которую называю звуком [с].)

И подружилась она с гласной буквой О, они всегда ходили за ручку, были неразлучными подружками, а чтобы узнать, как их стали называть люди, сделаем вот что:

Смотрим на вторую (гласную) букву и готовим губки (см. описание во II этапе). А теперь, не меняя положения губ, поем, начиная с первой [с о].

Аналогично проводится работа, когда приходят другие буквы С и выбирают себе в подружки остальные гласные.

Для отработки и закрепления умения читать слияния с буквой С провожу следующие игры:

Игра «Помоги маме позвать подружек домой».

Подружки пошли гулять на полянку (читаем их имена: Со, Са, Су, Сы и самая добрая и мягкая Си). Но вот уже солнышко садится, мама зовет их домой. Однако теремок далеко, голос мамы не слышен. Давай поможем маме!

Читаем по правилу:

  1. Смотрю на вторую (гласную) букву.

  2. Готовлю губки.

  3. Читаю слияние, не изменяя положения губ.

Игра «Спаси подружек от злого волка».

Гуляют подружки на полянке, рвут цветочки, а голодный серый волк крадется и хочет унести их в темные леса. Давай спасем подружек от хитрого разбойника. Нужно позвать их по имени.

Читаем слияние по правилу, готовим губки. Эта игра вызывает у детей много эмоций, они очень хотят спасти буквы-подружки, а прочитав, быстро переносят их в теремок. Конечно, необходимо помочь тем детям, которые еще недостаточно хорошо читают слияния. Но в большинстве случаев дети отлично справляются!

Затем по тому же правилу учимся читать слияния с другими согласными буквами. Использую для этого абак для чтения, схемы и карточки со слияниями.

V этап - обучение чтению слов определенной структуры.

На этом этапе использую принцип складов — фонем. Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Мы называем слияние и примыкание. Сначала учимся читать слова, состоящие из слияния (согласный+ гласный звук) и примыкания (согласный звук)  (СГ+С).

Слова, состоящие из двух слияний (СГ+СГ).

Слова, состоящие из трех слияний (СГ+СГ+СГ).

Слова, в структуру которых входят и слияния, и примыкания и слова, где один гласный образует слог.                               

Дальнейшее совершенствование навыка чтения проводится по текстам любого «Букваря» для дошкольников, затем по книгам из серии «Читаем сами», где выделены дугами и точками слияния и примыкания.

Чтение слов без помет.

Малыш читает тексты с пометами, где выделены слияния и примыкания. Это у него получается уже хорошо. Пора переходить на новую, более высокую ступень – чтению без помет. Для этого ребенок должен хорошо знать 10 гласных букв. Покажу это на примере слова тракторист.

Правило:

  1. Ставлю точки под гласными буквами.

  2. Расставляю слияния и примыкания по правилу:

    • Смотрю на вторую букву.

    • Если вторая буква гласная – значит, это слияние, ставлю дугу.

    • Если вторая буква согласная – значит, это примыкание, ставлю точку.

Итак, без особого напряжения и с интересом маленький ребенок научился читать. Каждый шел в своем темпе для того, чтобы читать было легко, читать было интересно. Но самыми основными этапами обучения чтению (чтению слияний и чтению слов определенной структуры) ребенок овладевает быстро, за 5-6 занятий. Чтение для ребенка становится мощным толчком для дальнейшего его интеллектуального развития.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учимся читать играя

Автор: Сигедина Екатерина Евгеньевна

Дата: 26.05.2022

Номер свидетельства: 608051

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) ""УЧИМСЯ ЧИТАТЬ КНИГИ" БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК "
    ["seo_title"] => string(41) "uchimsia-chitat-knigi-bibliotiechnyi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "141756"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418155612"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "«Учимся читать и говорить» "
    ["seo_title"] => string(26) "uchimsia-chitat-i-ghovorit"
    ["file_id"] => string(6) "169103"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423341369"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Учусь читать»  1 класс "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-uchus-chitat-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "186194"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426308396"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Урок развития речи.  Учимся читать и понимать художественный текст.  А.С.Пушкин «Узник». "
    ["seo_title"] => string(91) "urok-razvitiia-riechi-uchimsia-chitat-i-ponimat-khudozhiestviennyi-tiekst-a-s-pushkin-uznik"
    ["file_id"] => string(6) "214112"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432213520"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Учимся читать, играя"
    ["seo_title"] => string(21) "uchimsiachitatighraia"
    ["file_id"] => string(6) "314991"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459797295"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства