Родители, обучая ребёнка читать до школы, действуют, конечно, из благих побуждений. Ведь всем известно, что малыш усваивает самое большое количество информации без особых усилий с 2-3 месяцев до 5-6 лет. Так почему же не использовать это удивительное время и потрясающие возможности детей? Чтение расширяет границы для дальнейшего развития ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учимся читать играя»
Учим читать, играя
Аннотация: в статье рассказывается о методике обучения чтению детей дошкольного возраста, которая эффективна при интенсивном обучении чтению первоклассников, испытывающих серьезные затруднения в овладении навыками чтения.
Ключевые слова: раннее обучение чтению, методика обучения чтению, фонетический метод, артикуляционный метод, метод игры.
Тематическая рубрика: начальная школа.
Я учитель начальных классов с большим опытом работы. Когда я только начинала свою педагогическую деятельность, в первом классе обычно было лишь 3-4 человека, которые в той или иной степени умели читать, остальные дети читать не умели. И для меня, как учителя, это было очень хорошо: мы постепенно в одном темпе осваивали «Букварь», а читающие дети получали более сложные индивидуальные задания. В настоящее время ситуация изменилась: дети приходят в первый класс в основном читающие по слогам и лишь единицы не знают букв и не умеют читать. Хорошо это или плохо? Ответ на этот вопрос неоднозначный. Для учителя это головная боль: как эту небольшую группу детей быстро дотянуть до уровня чтения остальных учеников, не дать им попасть в разряд слабоуспевающих и в то же время как не отбить интерес к чтению у большей части класса?
Родители, обучая ребёнка читать до школы, действуют, конечно, из благих побуждений. Ведь всем известно, что малыш усваивает самое большое количество информации без особых усилий с 2-3 месяцев до 5-6 лет. Так почему же не использовать это удивительное время и потрясающие возможности детей? Чтение расширяет границы для дальнейшего развития ребенка.
Хочу предложить Вашему вниманию методику быстрого обучения чтению, которая хорошо зарекомендовала себя как при обучении чтению детей 3-5 лет, так и при интенсивном обучении чтению первоклассников, испытывающих серьезные затруднения в овладении этими навыками.
Ведущими методами являются фонетический и метод игры.
В чем же новизна этой методики? Ведь на данный момент существует огромное число различных подходов к раннему обучению детей чтению. Самое сложное – это научить ребёнка ЧИТАТЬ СЛИЯНИЕ (согласный звук + гласный, СГ). Я применяю здесь артикуляционный принцип плюс специальные игры, разработанные мной.
I этап – знакомство с буквами.
Первым поводом к обучению может стать только личный интерес ребенка к буквам, не настаивайте на «учебе», если ребенок в настоящий момент в ней не заинтересован.
Ни в коем случае не стоит учить ребенка НАЗВАНИЯМ букв (Эм, эн, ша … и т.д.). Сначала малыш должен усвоить только ЗВУК, который обозначает данная буква — [м], [н], [ш].
При знакомстве с буквами использую методику Елены Николаевны Бахтиной. Особенность методики состоит в том, что каждой букве соответствует свой неповторимый образ, поэтому маленькие дети с удовольствием играют с ними и никогда не путают даже внешне похожие буквы. Малыши очень быстро, с интересом усваивают буквы, так как обучение строится в игровой форме.
1. Буква - образ.
Г – гусь. Ж – жук.
2. Буква - действие.
Х – хохочет: « Ха! Ха! Ха!»
Э – дразнится: «Э-э-э!»
3. Буква - стишок-запоминалка.
Если хвостик на конце,
Значит – это буква Ц.
Эта буква – бегемот,
У неё большой живот.
Если ребёнок совсем не знает букв, то в первую очередь с ним нужно выучить 5 гласных букв: а, о, у, ы, я, а также согласные с, н. После этого можно перейти ко II этапу.
II этап – работа над артикуляцией гласных звуков.
Затем сообщаю малышу, кто такие гласные буквы:
А – певица.
- Когда поёт, она очень широко открывает рот. Вот так. Попробуй: «А-а-а-а-а!»
- А теперь покажи мне это без звука.
О – художница.
- Она постоянно рисует сама себя. Произнеси и обведи пальчиком губки. Видишь - это О.
- А теперь покажи мне это без звука.
У – паровозик.
- Давай послушаем, как он гудит: «У-у-у-у-у!»
- А теперь покажи мне это без звука.
Ы – Буратино
- Произнеси – ы-ы-ы-ы. Это широкая улыбка Буратино.
– А теперь покажи, как улыбается Буратино, без звука.
И – самая добрая, у неё очень мягкий характер. Все, с кем она дружит, становятся такими же мягкими, как она.
На этом этапе важно добиться, чтобы ребёнок умел четко и твердо держать губы при произношении этих гласных звуков, а также, изображая звуки [а], [о], [у], [ы], [и], но не произнося их (артикуляционный принцип).
Игры: «Угадай, какой звук?»
Взрослый, артикулируя не голосом, а губами, «показывает» звуки, ребенок отгадывает их, затем они меняются ролями.
III этап – чтение слов, в которых нет слияний.
АУ, УА, АМ, УМ, АХ, ОХ, АИСТ…
Дети очень радуются, что у них получается читать слова! Для этого нужно только лишь знать названия звуков, которые обозначают данные буквы. Это их первый успех!
IV этап – обучение чтению слияний.
Это основной и самый сложный этап. Но игра «Теремок» помогает нам справиться со всеми трудностями. Вместе с ребенком начинаем рассказывать сказку «Теремок».
Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, невысок-невысок. А живут в нем гласные буквы: а, о, у, ы, и (выставляю карточки с гласными буквами поочередно на картинку с теремком.)
Тук-тук! – раздается в дверь стук.
Кто там? – спрашивают буквы.
Это я, буква С. Хочу с вами жить, с вами дружить. (Показываю карточку с буквой С, которую называю звуком [с].)
И подружилась она с гласной буквой О, они всегда ходили за ручку, были неразлучными подружками, а чтобы узнать, как их стали называть люди, сделаем вот что:
Смотрим на вторую (гласную) букву и готовим губки (см. описание во II этапе). А теперь, не меняя положения губ, поем, начиная с первой [с о].
Аналогично проводится работа, когда приходят другие буквы С и выбирают себе в подружки остальные гласные.
Для отработки и закрепления умения читать слияния с буквой С провожу следующие игры:
Игра «Помоги маме позвать подружек домой».
Подружки пошли гулять на полянку (читаем их имена: Со, Са, Су, Сы и самая добрая и мягкая Си). Но вот уже солнышко садится, мама зовет их домой. Однако теремок далеко, голос мамы не слышен. Давай поможем маме!
Читаем по правилу:
Смотрю на вторую (гласную) букву.
Готовлю губки.
Читаю слияние, не изменяя положения губ.
Игра «Спаси подружек от злого волка».
Гуляют подружки на полянке, рвут цветочки, а голодный серый волк крадется и хочет унести их в темные леса. Давай спасем подружек от хитрого разбойника. Нужно позвать их по имени.
Читаем слияние по правилу, готовим губки. Эта игра вызывает у детей много эмоций, они очень хотят спасти буквы-подружки, а прочитав, быстро переносят их в теремок. Конечно, необходимо помочь тем детям, которые еще недостаточно хорошо читают слияния. Но в большинстве случаев дети отлично справляются!
Затем по тому же правилу учимся читать слияния с другими согласными буквами. Использую для этого абак для чтения, схемы и карточки со слияниями.
V этап - обучение чтению слов определенной структуры.
На этом этапе использую принцип складов — фонем. Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Мы называем слияние и примыкание. Сначала учимся читать слова, состоящие из слияния (согласный+ гласный звук) и примыкания (согласный звук) (СГ+С).
Слова, состоящие из двух слияний (СГ+СГ).
Слова, состоящие из трех слияний (СГ+СГ+СГ).
Слова, в структуру которых входят и слияния, и примыкания и слова, где один гласный образует слог.
Дальнейшее совершенствование навыка чтения проводится по текстам любого «Букваря» для дошкольников, затем по книгам из серии «Читаем сами», где выделены дугами и точками слияния и примыкания.
Чтение слов без помет.
Малыш читает тексты с пометами, где выделены слияния и примыкания. Это у него получается уже хорошо. Пора переходить на новую, более высокую ступень – чтению без помет. Для этого ребенок должен хорошо знать 10 гласных букв. Покажу это на примере слова тракторист.
Правило:
Ставлю точки под гласными буквами.
Расставляю слияния и примыкания по правилу:
Смотрю на вторую букву.
Если вторая буква гласная – значит, это слияние, ставлю дугу.
Если вторая буква согласная – значит, это примыкание, ставлю точку.
Итак, без особого напряжения и с интересом маленький ребенок научился читать. Каждый шел в своем темпе для того, чтобы читать было легко, читать было интересно. Но самыми основными этапами обучения чтению (чтению слияний и чтению слов определенной структуры) ребенок овладевает быстро, за 5-6 занятий. Чтение для ребенка становится мощным толчком для дальнейшего его интеллектуального развития.