kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи. Учимся читать и понимать художественный текст. А.С.Пушкин «Узник».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока

Мотивация познавательной активности

       Начнём урок с игры «Угадай!».

 Угадайте название стихотворения И.Бунина.

Чтение учителя.

               «Собака»

Мечтай, мечтай. Всё уже и тусклей

Ты смотришь золотистыми глазами

На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,

На метлы гулких, дымных тополей.

Вздыхая, ты свернулась потеплей

У ног моих – и думаешь… Мы сами

Томим себя – тоской иных полей,

Иных пустынь… за пермскими горами.

Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:

Седое небо, тундры, льды и чумы

В твоей студёной дикой стороне.

Но я всегда делю с тобою думы:

Я человек: как бог, я обречён

Познать тоску всех стран и всех времён

 Почему вы так думаете?

А теперь угадайте последнюю строчку стихотворения А.Кушнера.

Чтение учителя.

Хорошо иметь чижа,

Слушать пенье не дыша.

Не шумите, помолчите:

Очень песня хороша.

Хорошо иметь щенка,

Отпускать без поводка,

Размахнуться, бросить палку -

Принесёт издалека.

Хорошо иметь кота,

Не наскучит никогда,

Он пушистый, полосатый

От макушки до хвоста.

Хорошо иметь слона!

Жаль, что комната тесна.

Почему вы так думаете?

Целеполагание

Как видите, не случайно задача нашего урока – продолжать учиться читать и понимать художественный текст. Мы используем «Модель работы читателя с текстом», узнаём, что такое прогноз и установка.

Актуализация знаний, умений, навыков.

1.У доски

Один ученик записывает речевую ситуацию художественного стиля.

2.Опрос

Что такое текст?

Дайте определение темы текста.

Дайте определение основной мысли текста.

В чём отличие художественного текста от любого другого? (цель-воздействие, создание словами картины).

Какие языковые средства используются в художественном тексте? (слова в переносном значении, тропы, эмоционально-оценочная лексика).

Назовите известные вам тропы (сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, гипербола).

3.Проверка задания у доски

                    Р.С.

1-много        о/о     воздействие

4.Практическая работа

Найдите в художественных текстах тропы, определите их вид.

а) Рыжий пух, как ржавчина, пробился на щеках. (сравнение)

б) Сердито бился дождь в окно, И ветер дул, печально воя. (олицетворение, эпитет)

в) Обвеян вещею дремотой, Полураздетый лес грустит. (эпитет, олицетворение)

г) Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно легкомыслой головёнке. (гипербола, эпитет)

д) Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. (метафора, эпитет)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Учимся читать и понимать художественный текст. А.С.Пушкин «Узник». »

Конспект урока литературы в 5 классе

с мультимедийной презентацией.

Урок развития речи

Учимся читать и понимать художественный текст.

А.С.Пушкин «Узник».

Цель

Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Задачи

1.Образовательная:

- знать текст стихотворения «Узник», модель работы с художественным текстом, роль прогноза и установки;

- уметь выразительно читать, анализировать и интерпретировать художественный текст, находить средства художественной изобразительности.

2.Развивающая:

- обогащение и усложнение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи, овладение выразительными свойствами языка;

- развивать умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать.

3.Воспитательная:

- воспитание гражданской позиции;

- формирование гуманных отношений.

Тип урока

Урок формирования знаний, умений, навыков. Практикум.

Методы

Репродуктивный, проблемный, эвристический.

Организационные формы обучения

Фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

Мотивация познавательной активности

Начнём урок с игры «Угадай!».

Угадайте название стихотворения И.Бунина.

Чтение учителя.

«Собака»

Мечтай, мечтай. Всё уже и тусклей

Ты смотришь золотистыми глазами

На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,

На метлы гулких, дымных тополей.


Вздыхая, ты свернулась потеплей

У ног моих – и думаешь… Мы сами

Томим себя – тоской иных полей,

Иных пустынь… за пермскими горами.


Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:

Седое небо, тундры, льды и чумы

В твоей студёной дикой стороне.


Но я всегда делю с тобою думы:

Я человек: как бог, я обречён

Познать тоску всех стран и всех времён

Почему вы так думаете?

А теперь угадайте последнюю строчку стихотворения А.Кушнера.

Чтение учителя.

Хорошо иметь чижа,

Слушать пенье не дыша.

Не шумите, помолчите:

Очень песня хороша.


Хорошо иметь щенка,

Отпускать без поводка,

Размахнуться, бросить палку -

Принесёт издалека.


Хорошо иметь кота,

Не наскучит никогда,

Он пушистый, полосатый

От макушки до хвоста.


Хорошо иметь слона!

Жаль, что комната тесна.

Почему вы так думаете?

Целеполагание

Как видите, не случайно задача нашего урока – продолжать учиться читать и понимать художественный текст. Мы используем «Модель работы читателя с текстом», узнаём, что такое прогноз и установка.

Актуализация знаний, умений, навыков.

1.У доски

Один ученик записывает речевую ситуацию художественного стиля.

2.Опрос

Что такое текст?

Дайте определение темы текста.

Дайте определение основной мысли текста.

В чём отличие художественного текста от любого другого? (цель-воздействие, создание словами картины).

Какие языковые средства используются в художественном тексте? (слова в переносном значении, тропы, эмоционально-оценочная лексика).

Назовите известные вам тропы (сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, гипербола).

3.Проверка задания у доски

Р.С.

1-много о/о воздействие

4.Практическая работа

Найдите в художественных текстах тропы, определите их вид.

а) Рыжий пух, как ржавчина, пробился на щеках. (сравнение)

б) Сердито бился дождь в окно, И ветер дул, печально воя. (олицетворение, эпитет)

в) Обвеян вещею дремотой, Полураздетый лес грустит. (эпитет, олицетворение)

г) Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно легкомыслой головёнке. (гипербола, эпитет)

д) Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. (метафора, эпитет)

5 Анализ эпиграфа.

Что значит понимать текст?

Объясните смысл фразы русского драматурга 18 века Княжнина.

Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано.

Формирование новых понятий

1.Воспроизведение опорных знаний

Давайте вспомним «Модель работы читателя с текстом».

Модель работы читателя с текстом

1.До чтения

Автор, заголовок, эпиграф.

Прогноз.

2.По ходу чтения

Диалог с текстом. Установка гибкая или негибкая. Выяснить значение непонятных слов и выражений.

3.После прочтения

Выделить главную мысль текста

Что происходит на 1 этапе работы с книгой? (до чтения)

Что читатель делает на 2 этапе работы с книгой? (по ходу чтения)

Что происходит на 3 этапе? (после чтения)

2.Введение новых знаний

Что помогает читателю понять текст?

Умение прогнозировать. Прогноз - это ожидание того, что человек предсказал.

Например, зная автора книги и её название, мы можем предсказать, о чём будет текст.

Второе умение - умение менять установку. Установка - это настрой человека на что-то определённое. Установка рождается в результате прогноза. Например, стихотворение называется «Собака». Ваш прогноз: о чём это произведение?

И во время чтения текста у нас будет установка именно на такое понимание. Установка может быть гибкой и негибкой. Гибкая установка может меняться, если в тексте возникает новая информация. А негибкая установка не видит в тексте ничего нового, читатель с негибкой установкой упёртый, неинтересный. Читатель понимает текст, когда у него гибкая установка. Негибкая установка мешает пониманию текста.

Формирование умений, навыков

Практическая работа

До чтения

Стихотворение А.Пушкина называется «Узник».

Ваш прогноз. О чём это произведение?

По ходу чтения

1.Чтение про себя.

Ксерокопии раздаются.

«Узник»

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном,


Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!


Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»

Что непонятно?

Ваш прогноз подтвердился?

2.Словарная работа.

Наши лингвисты работали с толковым словарём. Послушаем их.

Узник - человек, который находится в заключении.

Темница - помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы.

Неволя - 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение.

Орёл - 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке.

Молвить – устаревшее: сказать, произнести

Вольные - 1.свободные, независимые. 2.устар.- свободолюбивые. 3.не ограниченные какими-нибудь правилами, нормами, законами (всего 11 значений)

3.Чтение стихотворения вслух (2 чел.)

Какую мысль вы вложили в чтение?

О чём это произведение?

А теперь послушайте моё чтение (с издёвкой над орлом).Идея В.Букатова.

Так можно прочитать? Почему?

Какая мысль в таком чтении?

Давайте разберёмся, какое чтение ближе к авторскому замыслу.

4.Пересказ сюжета стихотворения

Какова история в стихотворении?

Что и с кем происходит? (2 чел)

5.Создание структурной схемы

Нарисуйте схему размещения героев стихотворения (2 чел. у доски)

Сколько персонажей? Почему? (человек и орёл)

Где они находятся? Докажите текстом.

Это ваша установка.

Информация для размышления

См. Букатов В.М. «Тайнопись бессмыслиц в поэзии Пушкина».

Активизируя учеников в использовании личных представлений и осмыслений грамматических форм языка при выборе своей версии «происходившего», учитель дал квалифицированную справку об охотничьих птицах: на открытом воздухе их не содержали. Их «выгуливали», но недолго, привязывая (приковывая) на это время за ногу к особым пенькам. Все же остальное время птиц держали поодиночке в темных прохладных помещениях. И делалось это для того, чтобы птица выше поднималась в небо во время охоты.

  Птичья охота была одной из царских забав. При Алексее Михайловиче, отце Петра I, даже боярам была запрещена соколиная охота. Право на неё имел только сам царь. И охотничьих птиц у него содержалось несколько тысяч! То было время расцвета соколиной забавы, и тогда вряд ли узника могли посадить в темницу к птице или птицу к узнику. А вот уже с Петра птичья охота перестает быть царской монополией. И состарившихся охотничьих птиц по дешевке могли продать кому угодно. Может быть, и смотреть за такой птицей мог по договоренности арестант.

 Какие выводы?

Наша установка гибкая, поэтому мы меняем точку зрения под влиянием новой информации.

6.Диалог с текстом

1 строфа

Чтение ученика.

Почему после первой строчки точка, а не запятая? (2 персонажа)

Во время чтения после первого стиха должна быть длинная пауза.

Кто говорит «Сижу…»? (человек)

Глагол «сижу» в прямом значении (на полу) или в переносном (в тюрьме)?

Как вы понимаете значение слова «вскормлённый»?

Почему орёл «товарищ» человека?

Почему орёл «грустный»?

Почему орёл не улетает на свободу во время охоты, а возвращается к хозяину?

Такой орёл может быть символом свободы?

Почему он машет одним «крылом»?

Почему пища «кровавая»?

Какие тропы в 1 строфе использовал Пушкин? (эпитет, метафора)

Чтение ученика.

2 строфа

Чтение ученика.

Почему орёл «бросает» пищу?

Что значат слова «как будто»? (не на самом деле)

Кому принадлежит прямая речь? (это мысли человека, которые тот приписывает орлу)

Почему в конце восклицательный знак?

Найдите тропы во 2 строфе (олицетворение).

Чтение ученика.

3 строфа

Чтение ученика.

Что значит фраза «пора, брат, пора»?

Зачем восклицательный знак?

Что «пора»? (может быть, пора кому-то отомстить?)

Зачем 3 раза в начале строчек повторяется слово «туда»? (анафора усиливает мысль поэта)

Почему глагол «гуляем» в форме настоящего времени множественного числа, ведь орёл прикован?

Что загадочного в последнем стихе?

Зачем нужно многоточие?

Зачем восклицательный знак?

От чьего имени написано всё стихотворение? (Это монолог человека, сидящего в тюрьме, несчастного, страдающего. Узник говорит о своих желаниях, мыслях, но приписывает их орлу)

Чтение ученика.

После чтения

Какова тема стихотворения? (В тюрьме сидит человек, который размышляет, глядя на орла, о своём будущем)

Какова основная мысль стихотворения?

Это произведение о свободе или о предательстве свободы?

Почему название «Узник»?

Чтение ученика.

Рефлексия

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я сейчас думаю о …

Я сейчас чувствую …

Я могу себя похвалить за …

Слово учителя

Понять художественный текст трудно, но можно. Установка у хорошего читателя гибкая. Читатель во время чтения вступает в диалог с автором, задаёт вопросы и ищет в тексте ответы. Читатель пользуется толковым словарём и другими справочниками. Художественный текст каждый читатель понимает по-своему.

Домашнее задание

На выбор ученика

1.Рисунок (иллюстрация) к стихотворению «Узник».

2.Выразительное чтение наизусть стихотворения «Узник».

3.Письменная работа «В чём смысл названия «Узник»?»

Литература

1.Граник Г.Г., Соболева О.В. Понимание текста: проблемы земные и космические. – Вопросы психологии, 1993, №5.

2.Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. О реализации закономерностей понимания в учебном тексте. – В книге: Проблемы школьного учебника. Выпуск 20. М., 1991.

3.Граник Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М.,1988.

4.Граник Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как научить школьников вдумчивому чтению. – Воспитание школьников, 1991, №5, 6, 1992, №5-6.

5.Граник Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М., 1995.

6. Граник Г.Г. Роль установки в процессе восприятия текста. – Вопросы психологии, 1993, №2.

7.Граник Г.Г. Восприятие школьниками художественного текста. – Вопросы психологии, 1996, №3.

8.Граник Г.Г. Как научить понимать художественный текст. – Русский язык, 1999, №15.

9.Граник Г.Г. и другие. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник – практикум. – М., 2001.

10.Граник Г.Г. и другие. И снова…о Пушкине. – М., 1999.

11. Букатов В., Ершова А. Хрестоматия игровых приёмов обучения. –

М., 2000.

12.Ершов П., Ершова А. В.Букатов. Общение на уроке и поведение учителя. – М.,1998.

13.Уроки театра на уроках и в школе. Театральное обучение школьников

I - XI классов. – М.,1990.

14.Букатов В. Между Сциллой и Харибдой. – Первое сентября, 2001, №43.

15.Букатов В. Тайнопись «бессмыслиц» в поэзии Пушкина. – М., 1999.

16.Букатов В. Педагогические таинства дидактических игр. – М., 2003.


Приложение:

УЗНИК

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном,


Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!


Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»

А.С.Пушкин

Хорошо иметь чижа,

Слушать пенье не дыша.

Не шумите, помолчите:

Очень песня хороша.


Хорошо иметь щенка,

Отпускать без поводка,

Размахнуться, бросить палку -

Принесёт издалека.


Хорошо иметь кота,

Не наскучит никогда,

Он пушистый, полосатый

От макушки до хвоста.


Хорошо иметь слона!

Жаль, что комната тесна.

А.Кушнер

СОБАКА

Мечтай, мечтай. Всё уже и тусклей

Ты смотришь золотистыми глазами

На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,

На метлы гулких, дымных тополей.


Вздыхая, ты свернулась потеплей

У ног моих – и думаешь… Мы сами

Томим себя – тоской иных полей,

Иных пустынь… за пермскими горами.


Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:

Седое небо, тундры, льды и чумы

В твоей студёной дикой стороне.


Но я всегда делю с тобою думы:

Я человек: как бог, я обречён

Познать тоску всех стран и всех времён.

И.Бунин

Модель работы читателя с текстом

1.До чтения

Автор, заголовок, эпиграф.

Прогноз.

2.По ходу чтения

Диалог с текстом. Установка гибкая или негибкая. Выяснить значение непонятных слов и выражений.

3.После прочтения

Выделить главную мысль текста








13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок развития речи. Учимся читать и понимать художественный текст. А.С.Пушкин «Узник».

Автор: Горбунова Елена Ивановна

Дата: 21.05.2015

Номер свидетельства: 214112


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства