Подход Г.А. Цукерман определил структуру и содержание программы. Под учебным сотрудничеством в программе понимается такое взаимодействие педагога и ребенка, детей между собой в учебной ситуации, в ходе которого происходит перестройка сложившихся у детей способов действия, формирование компонентов учебной деятельности, т.е. формируется умение учиться.
Исходя из определения, структура программы разделена на три блока, структурированных в соответствии с целями и задачами программы: сотрудничество со взрослым, сверстником, с самим собой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебное сотрудничество»
Учебное сотрудничество
Подход Г.А. Цукерман определил структуру и содержание программы. Под учебным сотрудничеством в программе понимается такое взаимодействие педагога и ребенка, детей между собой в учебной ситуации, в ходе которого происходит перестройка сложившихся у детей способов действия, формирование компонентов учебной деятельности, т.е. формируется умение учиться [4].
Исходя из определения, структура программы разделена на три блока, структурированных в соответствии с целями и задачами программы: сотрудничество со взрослым, сверстником, с самим собой.
Каждый блок программы направлен на развитие у первоклассников коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных универсальных учебных действий (далее УУД).
Тематический план программы выстроен с учетом особенностей формирования навыков учебного сотрудничества в младшем школьном возрасте. Изначально детям необходимо научиться взаимодействовать в учебной ситуации с педагогом: уметь слушать и понимать педагога, задавать вопросы и правильно формулировать ответы, уметь ясно выражать свои мысли и адресовать их взрослому, строить дискуссию.
Следующий блок программы направлен на развитие навыков взаимодействия (сотрудничества) со сверстником: умение понимать другого (понятие «Мы», язык жестов и движений), эмоции и чувства другого, умение слушать и слышать другого (умение общаться), поведение в конфликтных ситуациях, умение договариваться и сотрудничать. Работа в группе как основная форма взаимодействия на занятиях способствует постоянному закреплению полученных знаний и навыков на предыдущих занятиях.
Третий блок программы направлен на развитие у первоклассников умения сотрудничать с самим собой. Дети узнают «Кто такой Я?», учатся определять свое настроение и выражать его, повышают ощущение собственной значимости, учатся оценивать себя и окружающих.
Все структурные компоненты учебного сотрудничества тесно связаны между собой и влияют друг на друга.
Распределение времени и числа занятий определяется в соответствии со степенью актуальности того или иного компонента, уровнем его развития у первоклассников и индивидуальными особенностями детей и класса в целом.
II блок «Ученик-ученик»
Обучение в команде на основе турнира : вместо индивидуального тестирования проводится так называемый турнир столов. За столами собираются по одному ученику от каждой группы. Важно, что за каждым столом сидят равносильные ученики. Тесты достижений, предлагаемые школьникам, имеют различный уровень сложности: "сильному столу" предлагается задание повышенного уровня сложности, "среднему" - немного послабее , "слабому столу" - еще слабее. Количество баллов, которое получает школьник, справившийся с заданием, не зависит от "планки" стола.
Индивидуальная работа в команде удачно используется на уроках математики в III - VII классах. При организации групповой работы контроль за формированием знаний и умений, выполнением домашних и классных заданий ведут ассистенты (оценщики) - специальные члены группы, которые отражают свою работу в специальных журналах. Это делается для того, чтобы у учителя освободилось время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками.
Пила применяется тогда, когда учебный материал можно естественным образом разбить на фрагменты. Причем число таких фрагментов должно совпадать с числом участников группы. Как правило, группа при использовании метода "пила" включает 5-6 человек. Тогда каждый участник назначается ответственным (экспертом) за свой фрагмент учебного материала. Его задача - не просто изучить свой фрагмент материала, но и добиться, чтобы все участники группы освоили его. Классический вариант метода "пила" предполагает, что после групповой работы учитель организует встречу экспертов из разных групп, которые объединяются за одним столом, чтобы поделиться информацией друг с другом. После возвращения экспертов в свои группы групповая работа продолжается еще некоторое время, затем организуется индивидуальная проверка знаний. Это может быть как тестирование по карточкам, так и устный ответ на вопрос учителя, адресованный любому члену группы по выбору педагога, или совместный доклад, подготовленный группой. Как обычно при обучении в сотрудничестве, группа получает одну отметку на всех. В начальной школе этот метод особенно удачно используется на уроках ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, литературного чтения (при обобщающем повторении)
Например, в ходе повторения на уроке по теме "Природные зоны" группы могут получить разные задания, выполняя которые каждая группа расскажет о животных, растениях, климате, труде и быте людей, географическом расположении какой-либо природной зоны.
В ходе повторения на уроке изобразительного искусства по теме "Народные промыслы" группы также могут получить различные задания, связанные с историей какого-либо промысла (дымковская игрушка, хохломская роспись, палех, гжель и т.д.), основными изделиями данного промысла и их назначением, некоторыми приемами, используемыми материалами и т.п.
На уроке литературного чтения метод "пила" можно применять при изучении биографий писателей или анализе литературных произведений.
I блок «Учитель-ученик»
Учителю необходимо быть очень внимательным к успехам учащихся. Успех надо сразу же заметить, оценить. Практически каждого можно за что-либо похвалить: за внешний вид, красивый почерк, аккуратность, веселый нрав, находчивость. Ученик, которого хвалят, испытывает к учителю особое чувство доверия. Слова одобрения усиливают в ребенке чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту.
Важнейшим видом профессионального общения учителя наряду с уроком является внеклассное мероприятие (вечер, экскурсия, культпоход, классный час, собрание). Эти виды общения не должны напоминать урок, иначе школьники будут избегать этих мероприятий, рассматривая их как принудительное продолжение уроков.
В индивидуальном общении с учащимися перед педагогом всегда стоит изначальная психологическая установка: надо разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру. У каждого свой темперамент, способности, характер: один очень легко всем увлекается, другому всё быстро надоедает, один трудолюбив, другой не прочь полениться. И всё это надо учитывать учителю. Для каждого нужен свой конкретно-специфический, индивидуализированный стиль общения.
Детей учат не наставления взрослого (педагога), а стиль взаимодействия. Личность педагога, его профессиональное общение, его успех служат ключом к успеху обучения и воспитания детей. А отношения, строящиеся на основе взаимного уважения, равенства, соучастия, веры в способности, дают возможность самореализации и личностного развития каждого из участников.
III блок «Кто такой Я»?
Сотрудничество ученика с самим собой предполагает умение фиксировать, анализировать и оценивать изменения собственной точки зрения в результате приобретения новых знаний. Чтобы научить ребёнка определять границы известного и неизвестного, необходимо развивать у него способность к определению границ собственных возможностей, что он знает и умеет и чего не знает или не умеет.