Творческий отчёт « Работа с одарёнными детьми» 2015-2018 год
Творческий отчёт « Работа с одарёнными детьми» 2015-2018 год
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческий отчёт « Работа с одарёнными детьми» 2015-2018 год»
Творческий отчёт « Работа с одарёнными детьми» 2015-2018 год
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.
Как мы достигаем таких результатов?
Система нашей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Уже с первого класса со всеми учащимися работает психолог, проводя тестирование, определяет уровень развития каждого ребёнка.
Учитель же наблюдает , исследует потенциал, изучает каждого ученика.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету, который способствует развитию творческих способностей учащихся.
В системе развивающего обучения неотъемлемой частью являются исследовательские работы. Непосредственно на уроках «Окружающего мира» уже с первого класса дети учатся наблюдать, делать выводы, проводить опыты, экспериментировать, исследовать. И уже с 3 класса наши дети участвуют сначала в школьной научной конференции.
На уроках литературного чтения дети учатся рассуждать, выражать свои мысли не только устно, но и письменно. В течение всех четырёх лет мы ведём коллективную работу по оформлению классного сборника сочинений под названием «От автора к читателю, от читателя к автору». Дети сами становятся авторами, пишут прекрасные сочинения, в которых делятся своими мыслями. Некоторые из них пишут стихи.
С первого класса у нас в школе ведётся программа « Референт», которая помогает выявлять и развивать одарённых детей. В ней участвуют все дети, им очень нравится. Программа развивает творческие способности детей, учит их думать креативно.
Уже со 2 класса вводится факультативное занятие один раз в неделю, оно называется «Думаем вместе». Нами разработана специальная программа этого факультатива для 2,3,4 классов . Эта программа тоже позволяет выявлять одарённых детей и помогает развивать их способности. На занятиях мы готовим детей к различным конкурсам, решаем интересные задачи, знакомимся с различными терминами, учимся логически думать, доказывать своё мнение.
Неотъемлемой частью нашей работы с одарёнными детьми являются предметные недели. Каждый ребёнок может проявить свои способности в любой научной области . Дети пробуют создавать предметные газеты, составляют сами кроссворды, придумывают загадки, ребусы.
Наиболее активные дети участвуют в интеллектуальных конкурсах- таких как Кенгуру, Русский медвежонок, Человек и природа, Бульдог, Золотое руно, Международные олимпиады, интерактивная площадка. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Наши дети занимали несколько лет подряд первые, вторые и третьи места.
Во внеурочное время у наших детей есть возможность на базе ДК «Заря» заниматься танцами профессионально, соленое тесто, бокс,
Предполагаемые результаты:
Увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка;
Создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одарённости;
Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
Количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции );
Качественные показатели по реализации спроса на удовлетворение потребности одаренных детей в средней школе;
Создание индивидуальных образовательных программ;
Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности;
Обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе.
Заключение
На практике мы убедились, что, обучение детей по развивающим программам и систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся способствует развитию гибкости ума, оригинальности, систематичности и последовательности мышления; формированию речевых умений, образной креативности; развитию познавательных интересов учащихся. Кроме этого, занятия формируют у учащихся положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у детей уверенность в своих силах и способностях; помогают учителю выявлять одарённых детей и детей с потенциальными признаками одарённости.
Работу с одарёнными детьми мы рассматриваем как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.