«Творческие задания как средство развития креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности»
Выполнила: студентка 446Б группы
Зайцева Екатерина Сергеевна
Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Нижний Новгород
2021 г.
Существует необходимость целенаправленного развития креативного мышления младших школьников. Основным инструментом развития были выбраны творческие задания, реализуемые во время уроков и внеурочной деятельности.
Мы разработали творческие задания по окружающему миру, русскому языку, математике, литературному чтению для развития креативного мышления младших школьников.
Для уроков по окружающему миру были разработаны следующие творческие задания:
Наиболее яркие эмоции вызывает у детей работа с музыкой и живописью. Простор для использования их на уроках окружающего мира велик. Так, например, на уроке по теме: «Водные богатства», цель, которого - знакомство с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края, красотой моря.
Задачи урока: дидактические - научить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию, формировать понятия значимости водоемов в жизни; развивающие – развивать умение работать с картой и с дополнительной информацией, умение работать в группах, в парах; воспитательные - воспитывать бережное отношение к природе.
Прослушав музыкальную композицию И. Римский - Корсаков «Океан – море синее» мы предложили детям подобрать к ней одну из репродукций картин И. Айвазовского «Лунная ночь на Капри», Г. Дмитриева «Бурное море», Ю. Ковалева «Море» и объяснить свой выбор. Таким образом, у детей развивается воображение, креативное мышление, а также связная монологическая речь.
«Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объяснить, как должно быть правильно. Обучив учеников данному приему, можно предлагать в качестве домашнего задания составление подобного текста для взаимопроверки на следующем уроке.
«Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде двух столбиков: первый – начало фразы, второй – ее конец. Этот прием подходит для любого этапа урока и для домашнего задания – составить по теме «осколки» для взаимопроверки.
Дети любят рисовать. В рисунках проявляется творчество. Во время изучения темы «Водные богатства»» дети самостоятельно составили и нарисовали правила поведения у водоема.
«Отгадай, кто».Работая в микрогруппах, учащиеся составляют «портрет–загадку» какого-либо растения или животного от его имени, указывая частично на особенности внешнего вида, места обитания, друзей, врагов.
«Заколдованный лес». Детям раздаются листы бумаги с контурным изображением леса, частично нарушенным. Задание: предлагается такая инструкция: «Перед вами заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой-невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть. Давайте попробуем расколдовать лес. Посмотрите внимательно на картинку, постарайтесь превратить все линии в законченные рисунки. Помните, что лес необычайно красив и полон зверей, птиц, сказочных персонажей». Дети из бумажных фигурок и с помощью фломастеров дополняют сюжет картинки.
Очень нравится детям составлять сказки или рассказы по цепочке. Класс делится на группы. Каждый участник группы пишет начало и передаёт другому участнику. После написания авторы предоставляют продукт коллективного творчества.
«Письмо зеленому другу». Ученик вводится в следующую ситуацию: «Представь, что где-то в глубине леса растет небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц - поют, суетятся, дерутся... и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга - человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо...» Учитель предлагает детям: «Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждет. Подумайте, о чем ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами?»
«Головоломки». Тема урока записывается среди разных знаков. Детям предлагается прочитать эту тему правильно и рассказать, как они это сделали. Так же можно предлагать определения понятий, небольшой текст задания. Можно дать задания на дом – изложить в таком виде основные тезисы темы, чтобы на следующем уроке.
Толчком к исследовательской деятельности, к креативному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы. Сущность метода создания проблемных ситуаций состоит в том, что знания не предлагаются в готовом виде. Дети приобретают эти знания в процессе обсуждения противоречий, заложенных в ситуации. Конечно, младшие школьники рассматривают весьма простые противоречия, строят элементарные гипотезы, но и для них этот путь наиболее интересен и продуктивен. Приведем наиболее простой и эффективный способ работы с классом при изучении темы: «Формы земной поверхности». Предложите, как можно укрепить осыпающийся склон оврага или берег, который постоянно подмывает вода?
Для уроков по русскому языку были разработаны следующие творческие задания:
На уроке по теме: «Имя прилагательное». Детям предлагалось составить, как можно больше имен прилагательных женского рода, используя следующие буквы (буквы в слове могут повторяться). е, л, н, м, о, в, б, а, я, р, д, с, ь, и. Цель урока: развитие умения распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета; осознано употреблять их и ставить к ним вопросы.
Задачи урока: дидактические - познакомить учащихся с новой частью речи, формировать мыслительную деятельность для более эффективного накопления и применения знаний, формировать умения ставить к имени прилагательному вопрос; развивающие – активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда; развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке; воспитательные - воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе; формировать толерантность в отношениях учащихся в группе; умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.
«Придумай мультфильм». Детям даны 2 словарных слова. Нужно придумать цепочку слов от заданного первого слова до последнего, а потом попробовать, по этим словам, придумать мультфильм, сюжет которого будет разворачиваться от одного слова к другому.
«Безумство архитектора»: записать любые 10 существительных. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор - все, что приходит в голов. Эти 10 слов - 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» - сделайте стены оранжевого цвета, «вода» -пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» - запустите в пруд красных рыбок или повесьте красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю.
Придумайте слово и представьте, что оно аббревиатура - расшифруйте ее. Например, ШКАФ: Школа культурных Анонимных Фотографов.
Придумайте словосочетания с противоположным значением слов, например, черный снег, высокий карлик, твердый пух, жесткие облака и т.д.
Выпишите прилагательные из пословиц в алфавитном порядке, ставя их в начальную форму. (И.п, м.р, ед.ч).Ласковое слово лучше мягкого пирога. Голосистая пташка, да грязная рубашка.Глупая собака громко лает. Под лежачий камень и вода не течет. За доброго человека сто рук. За большим погонишься, и малого не увидишь.
Подберите материал для комикса на тему «Как я убираю комнату» и опишите его, используя глаголы.
Попробуй сочинить загадки. Отгадки будут следующие: петух, луна, школа, ручка, книга. Какой частью речи являются отгадки? К некоторым загадкам (на выбор) сделай иллюстрации.
Прочитай имена существительные: заря, деревня, роща, полянка, земляника, прогулка. Используя эти имена существительные, составь рассказ на тему: «За ягодами». Определи число всех существительных, использованных в тексте.
Вставь подходящие по смыслу прилагательные на места пропусков, чтобы получился текст. С утра светило … солнце. Вдруг на небе появились … тучи. Надвигалась…гроза. Ветер своими….. порывами стал срывать … листья с деревьев. Березы склонили к низу свои … ветки. Молния сверкала и метала … стрелы. … гром грохотал над … полями,… лесами. Наступила … непогода.
Для уроков по математике были разработаны следующие творческие задания:
На уроке по теме: «Нахождение третьего слагаемого» было включено следующее творческое задание. Катя и Саша пошли в кино, по пути они нашли 2 рубля. Сколько бы денег нашли девочки, если бы они еще взяли с собой Алену? Цель урока - формирование умения решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.
Задачи урока: дидактические - формировать умение решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого; развивающие – развивать умение решать задачи изученных видов; воспитательные - способствовать воспитанию интереса к предмету, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Из чисел 21, 19, 30, 25, 12, 7, 15, 6, 27 подберите такие три числа, сумма которых будет равна 50.
Правдиш (всегда говорит правду) и Вруниш (всегда говорит неправду) купили себе одно транспортное средство на двоих. Они обсуждают покупку: Правдиш: «Хорошо, что он не жёлтого цвета». Вруниш: «У него есть мотор». Догадайся, какой вид транспорта купили Правдиш и Вруниш (Рисунок 5).
Рисунок 5 – Виды транспорта
На столе стояли четыре стакана с соком. Вася выпил один стакан сока и поставил стакан на место. Сколько теперь стаканов стоит на столе?
Как записать число 10 четырьмя различными цифрами, соединив их знаками действия?
«Приключение жирафа». Жираф в далекой Африке учился рисовать и составлять интересные задания. Детям предлагается рассмотреть рисунок (Рисунок 6), дорисовать в пустых клеточках предметы таким образом, чтобы в каждой строке и в каждом столбике было по пять разных предметов.
Рисунок 6 – Дорисуй предметы
Представьте, что у Вас 5 палочек. Сколько станет палочек, если разломать две из них на половинки?
Алина может разрезать любую ленточку пополам за 1 минуту. Она очень хочет разрезать свою красную ленточку на 6 частей. За сколько минут Алина сможет справиться с этим?
В корзине лежат 3 груши. Как разделить эти груши между тремя братьями, чтобы каждому брату досталось по груше, и одна груша осталось в корзине?
Андрею подарили столько значков, сколько у него было. Он пересчитал все значки, их оказалось 18. Сколько значков было у Андрея вначале?
Для уроков по литературному чтению были разработаны следующие творческие задания:
На уроке закрепления полученных знаний по теме: Б.В Заходер «Песенки Винни-Пуха» для детей было подготовлено творческое задание «Шумелка». Цель урока - повторение песенок «Винни- Пуха» и умение характеризовать героев; продолжение знакомства с автором Б. Заходером.
Задачи урока: дидактические - совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение; развивающие – развивать навык выразительного чтения; развивать активный словарь обучающихся; развивать мышление, воображение, память, внимание, творческие способности; развивать умение вести диалог, участвовать в беседе; совершенствовать и развивать навык работы в парах и группах; воспитательные - воспитывать уважение к товарищам при работе в парах и группах; способствовать нравственному воспитанию в течении всего урока (вежливость, доброта, забота о других).
Чтобы приступить к выполнению этого творческого задания учитель делит класс на группы по 4 человека. Учащиеся должны придумать свою «Шумелку», используя слова, которые учитель дал им для помощи.
Составление вопросов по данному тексту было использовано на уроке по теме: Остер «Будем знакомы». Цель урока - ознакомление с творчеством детского писателя Г. Остер и его произведением «Будем знакомы»; формирование и развитие навыка чтения. Задачи урока: дидактические формировать у обучающихся навык анализа прочитанного стихотворения; развивающие – развивать мышление, воображение, память, внимание, творческие способности; воспитательные - воспитывать уважение к товарищам при работе в парах и группах; способствовать нравственному воспитанию в течении всего урока.
Начиная с 1-го класса необходимо учить детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное, как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы.
«Общее стихотворение». Сочинять стихи можно всем вместе. Для этого у каждого должен быть лист бумаги и ручка. Каждый задумывает первую строчку своего стихотворения и по сигналу учителя передает ее соседу слева. Сосед должен понять и прочувствовать то, о чем хотел сказать участник игры, и попытаться продолжить стихотворение. И так до тех пор, пока листок с законченным стихотворением не вернется к автору. Автор корректирует стихотворение и зачитывает его. Конечно, оно несовершенно, но может стать основой для создания более глубокого и интересного произведения.
«Я начну, а ты продолжи». Учителем или ребенком предлагается (произносится и записывается) начало поэтических строк, придуманных самими. Ученики должны самостоятельно закончить, развернув дальнейший сюжет начатого. На выполнение игрового задания отводится определенное время. Можно разделить всех ребят на команды, предложив для выполнения разные стихотворные начала.
«Живые картинки». Один ученик читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное. Или предлагается детям прочитать конкретный текст голосом героя-сладкоежки, ворчуна, по-медвежьи и т.д.
«Цифровой диктант». Дети сами составляют цифровые диктанты по прочитанному произведению и предлагают их в виде игры своим одноклассникам. Записывают дети только две цифры: 0 – если утверждение неверное и 1 – если оно верно. Цифровой диктант может быть проведен в устной форме или может быть записан на доске.
«Небылица за 10 минут». Учитель пишет какую-нибудь фразу или несколько, затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу. Тоже загибает лист и отдает его другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать на заданные вопросы учителем.
«Древо мудрости». Сначала быстро, но внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту. Затем завершите записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. Дерево часто меняется – по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Эта работа может быть в парах, четверках, по рядам. Прежде чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст.
Работа с читательским дневником. В особой тетради ученики записывают фамилию автора и название книги, чтобы у него получился перечень книг, им прочитанных. Он может записать тут же имена главных действующих лиц, чтобы при надобности легче было вспомнить содержание книги. Желательно, чтобы тут же были рисунки ученика о прочитанном и соответствующие подписи под рисунками.
«Составление викторин». Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок. Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей.
При работе над развитием креативного мышления мы стали экспериментаторами, так как преобразовали учебную и внеклассную деятельность учащихся. Наша главная задача — вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь — роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели мы используем все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.
По внеурочной деятельности были разработаны следующие мероприятия, содержащие творческие задания:
«В гостях у млекопитающих»;
«Учимся быть креативными»;
«Что? Где? Когда?».
Таким образом, внеурочная деятельность является важной частью учебного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Креативные качества в деятельности коллектива помогают сформировать собственную точку зрения, воспитывать в учениках доверие к собственным силам, интерес и уважение к чужому мнению, учат культуре общения. Развивают важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у обучающихся ответственность, инициативность, самостоятельность.