Тип готовности/критерии | Мотив | Отношение к задаче | Отношение к учителю | Отношение к нормам требования | Основные трудности в школе | Рекомендации |
Учебный | Преимущественно учебная или социальная | Ориентированное | Принимают правила вне зависимости от реального присутствия взрослого. | | Выделив для себя учебное содержание, они могут совершенно игнорировать внешнюю, дисциплинарную сторону школьной жизни: поднимание руки, вставание при ответе учителю. | |
Предучебный | Мотив самоутверждения и признания | Ориентированное, которому предшествует кратковременное участие учителя. | Для того чтобы увидеть содержание задания, детям нужно реальное присутствие взрослого в позиции учителя, однако дальше они могут действовать самостоятельно. | | | |
Псевдо-учебный | | Формально-исполнительское | От учителя такой ребенок ожидает всегда конкретных указаний, он отказывается анализировать содержание задания и стремится лишь копировать образцы. | Выполнение формальных требований. | Низкий уровень самостоятельности, с интеллектуальной пассивностью. | Формированию такого поведения способствует авторитарный стиль одного или обоих родителей, когда ребенку ничего не объясняют, только приказывают. В таких семьях, как правило, не поощряются шумные игры со сверстниками. |
Коммуникативный | Мотив общения | | Обладая, как правило, достаточно высоким уровнем специальной готовности (умение читать, писать), они работают лишь в присутствии взрослого. Отличие этих детей от детей предучебного типа состоит в том, что после ухода взрослого они вновь бросают работу. | | Любое наказание рассматривается ребенком как проявление внимания к себе. | Единственный способ уменьшить трудность ситуации – не замечать вызывающего поведения ребенка, всячески поощряя его за любую содержательную работу. |
Дошкольный | Игровой | Обычная ориентация обучения ими не принимается. | Схему школьной ситуации «ребенок — задание — взрослый» они превращают в игровую: «ребенок — игра — партнер». Взрослый превращается для таких детей из обучающего в товарища по игре. Выполняя задание, они с большой заинтересованностью требуют от взрослого одобрения, соучастия. Им не важно, сидит ли взрослый рядом или «занят своими делами». Во всех трех вариантах выполнения задания они ждут от взрослого оценки своей работы. | | Характерным диагностическим признаком этих детей является их отношение к собственным ошибкам. Сами своих ошибок они не замечают, а если на них указать – не соглашаются исправлять, говоря что так даже лучше. | Могут вполне успешно обучаться в игровой форме Детей игрового типа желательно не отдавать в школу до достижения возраста семи лет (конечно, если есть такая возможность). Лучше, чтобы седьмой год жизни ребенка прошел в условиях детского сада.. |