Технология развития познавательных процессов на уроках математики в начальной школе
Технология развития познавательных процессов на уроках математики в начальной школе
Данная технология способствует развитию познавательных процессов на уроках математики в начальной школе, она содержит теоретический и практический материал для развития внимания, памяти, логического мышления младших школьников. В технологии представлено десятки видов различных упражнений, которые можно использовать как на уроках математики так и вовнеклассной работе и работе школьного психолога, а также родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология развития познавательных процессов на уроках математики в начальной школе »
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
муниципальное образование – городской округ
г. Касимов
ТЕХНОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Пояснительная записка.
В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных процессах от живого созерцания, большая роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Термин познавательные способности понимается, как его понимают в современной психологии: познавательные способности - это способности, которые включают в себя сенсорные способности /восприятие предметов и их внешних свойств/ и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами. Основа развития познавательных способностей детей как сенсорных, так и интеллектуальных - целенаправленное развитие при обучении математике познавательных процессов.
Таким образом, главная особенность - направленность не только на то, чтобы дать детям числовую грамотность, но и, в первую очередь, на то, чтобы, используя изучаемый математический материал, создать условия для развития и совершенствования всех познавательных процессов у младщих школьников, от класса к классу усиливая акцент на развитие их мышления, что обусловливается спецификой учебного предмета.
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Главные цели предлагаемой технологии, активизировать учебный процесс, обеспечить более высокий уровень подготовки учащихся, сделать работу детей более интересной, творческой, поисковой. Чтобы ученик почувствовал: учение - это радость, а не только долг, учением можно заниматься с удовольствием, а не по обязанности.
Решение главной задачи начального курса математики - формирование прочных вычислительных навыков – проводится в тесной связи с развитием математического мышления детей.
Данная технология позволит учащимся более свободно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей действительности, использовать накопленные знания при дальнейшем изучении курса математики, способствует развитию их познавательных способностей.
Предлагаемая технология даёт возможность научить детей аналитическому и синтетическому способу анализа задачи, преобразованию задач: составлению обратных задач, решению задач разными способами и выбору рационально пользоваться методом отбора, составлению задач по выражению, постановке к условию задачи вопросов, изменение вопроса задачи, выбору правильного действия или вопроса (из нескольких предлагаемых) к условию задачи и т. д.
Методы и приёмы организации учебной деятельности ориентированы на активизацию познавательной деятельности учащихся. Значительно увеличиваются объёмы и способы фиксация учащимися процесса и результатов рассуждения наблюдений и других видов самостоятельной деятельности. Содержательно-логические задания развивающего характера включаются в каждый урок математики в течение всего учебного года. Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на активизацию познавательного интереса к математике, как к предмету и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью системы заданий которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
Средства и способы развития познавательных процессов
Введение в курс математики начальных классов целесообразно подобранных задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов детей, обновление вслед за этимметодов и средств обучения будет способствовать как повышению качества знаний и умений, так и более интенсивному математическому развитию младших школьников, интересу к предмету и к познанию в целом. Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к математике как к предмету, так и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
Методы обучения и приемы организации учебной деятельности детей в большей степени ориентированы на развитие основных характеристик мышления, на повышение уровня самостоятельной практической и умственной деятельности детей, на развитие навыков самоконтроля.
Я предлагаю в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий с предметами и предметными картинками. На первых порах работы с нестандартными задачами можно допускать и угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делаю я, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые мною, постепенно сокращались, с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее, безусловно, возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жестких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в нее.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся - одно из основных требований методики обучения. Она предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решений и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития, которые усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно.
Остановлюсь более подробно на подходах к построению системы содержательно-логических заданий, включающих дидактические игры, нестандартные задачи, специальные задания, несущие основную нагрузку по развитию познавательных способностей учащихся и дающих возможность более осознанного овладения математическими знаниями. Построение этого блока заданий подчинено следующим основным принципам:
- каждый элемент, введенный в этот блок, имеет ярко выраженную целевую направленность на развитие и совершенствование одного или одновременно нескольких познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления;
- каждый элемент блока несет в себе определенное математическое содержание и определенную умственную нагрузку для детей, способствует реализации идеи овладения математическими приемами как методами познания, дает возможность увидеть и осознать практическую значимость математического знания;
каждый элемент блока представлен в нестандартной, интересной для детей форме и построен на доступном им материале.
Исходя из задачи целенаправленно вести развитие познавательных процессов младших школьников при обучении математике, все содержание классифицируется по пяти основным условно выделенным группам, каждая из которых соответствует тому или иному познавательному процессу.
ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.
Работа, направлена на развитие различных характеристик произвольного внимания детей, так как от уровня развития произвольного внимания зависит успешность и четкость работы сознания. Основными видами заданий в этой группе являются:
в 1 классе: определение ходов в обычных лабиринтах несложного вида; в лабиринтах, содержащих арифметическое" письмо, задающее направление правильного движения.
1. Например: помоги зайчику добраться до морковки.
Это задание дети могут выполнять самостоятельно, прочерчивая искомый путь простым карандашом, перебирая один за другим возможные входы и исключая те, которые приводят в тупик.
2. С указанием направления движения в виде «письма», которое может быть:
а/ графическим;
б/ предметным:
в/ представлять собой последовательность ответов на примеры, которые надо выбирать и решать по мере приближения к искомой цели.
Выполнение этих и аналогичных им упражнений способствует формированию важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути с постоянным контролем, находить самый короткий путь.
Заключительный этап работы с такими лабиринтами - задания творческого характера, состоящие в том, что ученикам задается лабиринт, "письмо",к которому они составляют сами.
Во 2 классе: описанные задания значительно усложняются и обогащаются математическим содержанием. Так, при продвижении по лабиринту отыскивается уже не один, а несколько верных путей с последующим выбором самого короткого из них; увеличивается число лабиринтов, в которых необходимо выполнить промежуточные задания: сравнить числа, решить примеры, составить геометрические фигуры и т.д., ответы к которым записаны в «письме»; самостоятельное составление "письма" к заданному лабиринту; в последующих классах предлагаются задания, направленные не только на увеличение объема и устойчивости внимания, но и на формирование умений переключать и распределять внимание на несколько свойств предметов или видов выполняемой деятельности.
1. Кто быстрее бегает: заяц или черепаха?
Дети играют парами. Выбрав себе персонаж и взяв карандаш, каждый пробует первым пройти к финишу. Дети мысленно проходят первый ход, считая сверху, и убеждаются, что он очень быстро заводит зайца в туник, поэтому у этого хода сразу рисуют красный кружок - проход закрыт. Далее из двух оставшихся возможностей дети таким же образом отмечают, что третий сверху ход приводит зайца в тупик, и отыскивают путь к автомашине по оставшемуся входу.
Аналогично анализируются возможные варианты у черепахи.
Следует иметь в виду и второй вариант выполнения этого задания - от выхода, который является единственным ко входу. Учащихся, выполнивших задание таким образом, можно поощрить, обратив внимание на нестандартность в подходе к решению.
Во 2 классе могут быть введены и более трудные задания, которые предполагают выбор одного пути из нескольких не только на начальном этапе, но и по ходу продвижения к условному финишу. В качестве примера рассмотрю такое задание.
2. Выбери для паровоза путь так, чтобы он сумел прицепить все вагоны и добраться до станции.
В ходе этого задания целесообразны тупиковые варианты отмечать для себя красным кругом или отрезком, преграждающим путь. В дальнейшем это задание может быть несколько усложнено: для этого достаточно на каждом вагоне и на станции поместить арифметические примеры по той теме, которая в данное время закрепляется, и считать вагон прицепленным только в случае правильного решения примера, а поезд достигшим станции лишь при условии правильного решения последнего примера, прикрепленного к зданию станции.
Целесообразно проведение игры «Веселый счет». Однако теперь предлагаю детям не только соединить последовательно /в порядке возрастания или в порядке убывания/ занумерованные точки /номера берутся из изучаемого отрезка числового ряда/, но и самим записать по порядку номера отмеченных точек, а затем записанные точки соединить линией и написать название полученного предмета, как, например, в следующем задании:
3. Поставь номера точек со 2-го по 49-й. Соедини точки. Отгадай и напиши, что выросло в саду.
Кроме того, для подготовки второклассников к изучению умножения можно предлагать соединить точки в порядке возрастания, присчитывая но 2 /по 3/, например:
соедини цветным карандашом точки в порядке возрастания, присчитывая по 3.
Упомянутые варианты игры «Веселый счет», во-первых, совершенствуют знания детей по нумерации чисел, а во-вторых, способствуют развитию концентрированности внимания, т.к. в течение достаточно продолжительного времени требуют от ребенка оставаться сосредоточенным на одном деле.
Очень емким, с точки зрения отработки различных сторон внимания детей, является проведение игры "Веселый счет" в таком варианте. Каждому ученику предлагается таблица чисел, написанных двумя цветами, например красным и черным /в описанной таблице числа взяты от 11 до 20, но можно менять выбираемый отрезок числового ряда в зависимости от прохождения учебного материала: это могут быть, например, числа от 49 до 58, от 91 до 100 и др./. Детям можно предложить выполнить задания:
1/ Назови и покажи все числа от 11 до 20, написанные черным цветом; затем красным цветом.
2/ Назови и покажи все числа от 20 до 11, написанные красным цветом; затем - черным цветом.
3/ Назови и покажи числа от 11 до 20 одновременно, написанные черным и красным цветом. Назови и покажи числа от 20 до 11 одновременно, написанные красным и черным цветом /начинайте так: называйте и показывайте число 11, написанное черным цветом; затем то же число 11, написанное красным цветом; потом число 12, написанное черным цветом, и число 12, написанное красным цветом, и т.д. до 20/.
4/ Назови и покажи все числа от 11 до 20, написанные черным цветом, и одновременно все числа от 20 до 11, написанные красным цветом /начинайте так: называйте и показывайте сначала число 11, написанное черным цветом, а затем число 20, написанное красным цветом. Потом число 12, написанное черным цветом, число 19, написанное красным, и т.д./;
назови и покажи числа от 20 до 11. написанные черным цветом, и одновременно - числа от 11 до 20, написанные красным. Каждый из приведенных вариантов тренирует не одну сторону внимания. Так, все четыре вида игры развивают устойчивость и концентрированность внимания, третий учит еще и распределять его, а четвертый, тренируя все перечисленные качества внимания, учит переключать внимание с проведения прямого счета на обратный и с обратного счета - на прямой.
Выполнять задание по таблице дети могут и в паре: один ученик выполняет задание, другой его контролирует, а затем дети меняются ролями.
Число заданий на развитие различных сторон внимания младших школьников велико и можно составить многие из них самостоятельно.
6. Предлагается ряд однозначных чисел, написанных двумя различными цветами. Задание:
1/ Найди сумму всех чисел, записанных красным цветом.
2/ Найди сумму всех чисел, записанных черным цветом, запиши полученные суммы соответственно в красном и черном квадратах.
7. Задание, приведенное в п. 6 может быть несколько усложнено: дается группа однозначных чисел, в которой некоторые числа встречаются один раз, другие - два раза, а есть числа, которые встречаются три раза. Нужно устно найти:
1/ сумму чисел, которые встречаются два-три раза, и записать ее в первом квадрате;
2/ сумму чисел, встречающихся в записи один раз, и записать ее во втором квадрате;
3/ разность чисел, записанных в первом и во втором квадратах, и записать ее в третьем квадрате.
В 3 - 4 классах:задания на отыскание ходов в обычных лабиринтах значительно усложняются: лабиринты имеют несколько промежуточных пунктов, в каждом из которых задан не один, а несколько выходов, что требует при продвижении по ним более длительной сосредоточенности внимания и выполнения большего числа более сложных математических заданий, вводятся полностью числовые лабиринты, в которых отыскивается путь, проходящий через те числа, которые при сложении дают заданную сумму. Далее этот вид лабиринта несколько усложняется: при его прохождении надо отыскать не только числа, но и знаки арифметических действий, а выполнив эти действия, получишь заданное число.
Числовые лабиринты всех описанных видов используются для отработки навыков табличного сложения, вычитания, умножения и деления чисел в пределах 100, а также для отработки навыков устных вычислений в пределах 100 и в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, при этом решается двуединая задача одновременного совершенствования математических знаний и развития различных характеристик произвольного внимания младших школьников: его объема и устойчивости.
В группу заданий на развитие произвольного внимания включено несколько вариантов дидактической игры "Веселый счет", математическое содержание которой постепенно расширяется и усложняется при продвижении по курсу начальной математики от класса к классу. Различные формы этой дидактической игры пронизывают все темы, связанные с нумерацией чисел от первого десятка в 1 классе до миллиона в 4, одновременно создавая большие возможности для развития различных характеристик внимания. В двух первых классах эта игра чаще представлена в форме заданий, в которых необходимо соединить занумерованные точки в определенной последовательности /в порядке возрастания или убывания, проводя прямой или обратный счет/ с тем, чтобы получить какой - то рисунок; во 2 классе включаются несколько усложненные задания, когда надо не только найти правильную последовательность точек, но и, например, восстановить не полностью написанные однозначные числа, дописать некоторые числа, пропущенные в ходе их следования, решить примеры и соединить их ответы в определенной последовательности и т.д. По мере продвижения расширяется область используемых чисел, усложняется характер заданий: включаются задания, когда при продвижении от одной точки к другой идет присчет по 2, по 3, по 4 и т.д. Большую математическую, методическую и познавательную емкость имеет второй вариант игры "Веселый счет", представленный в форме таблиц различных размеров, определенным образом заполненных числами, взятыми на каждом этапе из изучаемой числовой области. Для увеличения методической емкости таких заданий предусматривается при записи чисел в таблице использование двух различных цветов, двух размеров или двух различных шрифтов для их написания, что позволяет при выполнении задания формировать умение переключать и распределять внимание на два цвета, размера, на две формы.
Одно из ведущих мест в группе задач на развитие и совершенствование внимания детей занимают дидактические игры с предварительной целевой установкой на внимание, выраженной в разных формах, а также различные варианты игр «Сложить и вычесть», «Умножить и разделить», «Напишите суммы /разности, произведения, частные/», «Давайте посчитаем» и др.
Каждое задание этого раздела имеет не только ярко выраженную направленность на развитие и совершенствование внимания, но и обязательно несет в себе определенное математическое содержание и умственную нагрузку для детей. Значительно чаще задания на развитие внимания предполагают развитие основных характеристик мышления и мыслительных операций, в частности операции сравнения. Форма представления задания, как и ранее, носит нестандартный, интересный для детей характер.
1. Найди в лабиринте путь перехода из клетки в соседнюю и набери при этом сумму в 155 очков.
Это задание дети выполняют самостоятельно. При этом желательно в классе установить полную тишину, т.к. выполнение такого задания требует большой сосредоточенности.
Ответ: один из возможных путей: 5 + 7 + 70+14 + 4 + + 3 + 6 + 10 + 25 + 1 +5 + 5 = 155.
С целью дальнейшего совершенствования устойчивости внимания и расширения его объема, ученики продолжают выполнять задания на пересчет предметов, заданных на рисунке пересекающимися контурами. Число предметов, которые следует пересчитать, значительно увеличивается, доходя в отдельных заданиях до 60. Одновременно с развитием внимания такие задания предполагают и развитие воображения, умения зрительно выделить предмет, обладающий заданными свойствами.
2. Сосчитай и напиши, сколько на рисунке звездочек. Две звездочки отличаются от других, найди и раскрась их.
Выполняя это задание, дети находят способ фиксации сосчитанных предметов. Например, все звездочки, представленные на рисунке, можно разделить на две группы: большие и маленькие. Сосчитаем сначала большие звездочки. Чтобы не ошибиться при счете, будем ставить внутри большой звезды тот номер, который она получает при счете. После этого переходим к подсчету маленьких звездочек: будем обводить их кружком и около него ставить номер, который она получит при счете.
При проверке следует обратить внимание детей на то, что рисунок состоит из двух одинаковых по количеству звездочек, частей. Поэтому можно сосчитать число звездочек в одной части, а затем это число удвоить.
Общее число звездочек равно 60.
Звездочки, которые имеют отличия от других, имеют по 6 концов,в то время как все остальные - по 5.
Задания на развитие внимания значительно обогащаются геометрическим материалом.
3. Выпиши все треугольники и четырехугольники, которые ты видишь на фигуре АВСДЕ. Введи для этого дополнительные обозначения.
4. Сосчитай, сколько на рисунке кубиков.
Способ подсчета общего числа кубиков достаточно прост: считаем, продвигаясь по рядам снизу вверх /сверху вниз/. Будет полезно, если дети составят числовое выражение для подсчета числа кубиков в тех рядах, где это целесообразно, и вычислят значение каждого из составленных выражений. Так, рассматривая нижний ряд, замечаем, что число кубиков в нем равно: 6 5 - 1 = = 29; в среднем ряду, считая, справа налево, имеем: 2 5+2 4 + + 2 3 = 2 12=24;в верхнем ряду: простым подсчетом получаем 8 кубиков. Итого: всего будет 29 + 24 + 8 = 61 кубик.
Наличие системы заданий описанного характера, подчиненных одному из важнейших дидактических требований постепенного усложнения, делает успешным развитие и совершенствование внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов, так как внимание, по словам К.Д. Ушинского, - это «дверь,через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ.
К началу обучения в школе ребенок, как правило, уже овладевает сенсорными эталонами, принятыми в обществе, как системой словесно обозначенных образов, что используется в качестве базы для дальнейшего развития и совершенствования восприятия не только цвета и звука, но и формы, числа, величины, числовых и пространственных отношений, т.е. используется для развития восприятия важных для математики объектов и отношений. Развитие восприятия как одного из познавательных процессов сенсорного характера будет более эффективным, если оно будет осуществляться в различных видах содержательно - практической деятельности детей и проводиться на материале, несущем определенную умственную нагрузку, хотя в большинстве случаев это может быть скрыто занимательным сюжетом, игровой формой, какими - то другими внешними данными. Следует заметить также, что восприятие более чем какой - либо другой познавательный процесс связано с другими познавательными процессами, в частности с воображением, памятью, мышлением, а потому большая часть заданий этой группы будет находиться в группах заданий, соответствующих названным познавательным процессам.
Основными видами заданий на развитие и совершенствование восприятия являются задания на развитие восприятия формы: предлагается наложить на геометрические фигуры разной формы /треугольник, круг, квадрат, овал и др./ то тонкую веревочку, то счетные палочки, то мягкую проволоку для того, чтобы воспринять разницу в их формах /круглые, некруглые/; обвести контуры различных геометрических фигур различными цветными карандашами; изготовить из листа бумаги путем его перегибания модели различных геометрических фигур; определить взаимное расположение фигур на плоскости и в пространстве; начертить и зарисовать различные геометрические фигуры, в том числе и универсальные фигуры, а также фигуры сложной конфигурации с использованием точечной основы; увеличить /уменьшить/ заданную фигуру /рисунок/ в заданном масштабе;
задания на развитие глазомера: сравнить "на глаз" линейные величины /длины/, плоскостные /площади/, пространственные /объемы/ и провести проверку получаемого результата сначала путем практического наложения измеряемых фигур, затем с помощью измерительных инструментов, а в последующем и путем проведения соответствующих вычислений.
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ.
К началу обучения в школе у детей появляются элементы произвольного воображения, целенаправленное развитие и совершенствование которых может быть эффективно осуществлено в ходе изучения математики. В процессе создания мысленных образов ребенок опирается на имеющиеся у него представления, создание же новых образов в сознании идут за счет расширения представлений, их преобразования и комбинирования. Ставя основной целью развитие пространственного воображения, предлагается целая серия заданий, направленных на расширение геометрических представлений. Система содержательно - логических заданий, направленная на развитие воображения детей, построена с учетом того, что развитие будет более эффективным, если оно будет идти в процессе содержательной и самостоятельной деятельности детей, которая стимулируется и направляется целесообразно подобранными заданиями. Отмечу наиболее характерные для этой группы задания: задания на дорисовку заданной геометрической фигуры /треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб и др./ с тем, чтобы сначала получить как можно больше рисунков различных предметов из одной основы, а затем и различных картинок, когда заданная фигура может быть уже отдельной деталью нарисованной картинки; задания на отыскание в абстрактных картинках заданных фигур или образов, на составление из линейных элементов простейших плоскостных и пространственных фигур; задания на деление фигуры или части, на составление заданной фигуры из других фигур или их частей с постепенным усложнением заданий за счет увеличения числа частей, составляющих фигуру, и числа тех частей, из которых проводится выбор;/задания на трансформацию одной фигуры в другую, обладающую заданными свойствами; подбор пар равных фигур или частей; выбор нужной части из нескольких заданных для восстановления целого. В последующих классах вводятся более сложные задания на преобразование и видоизменение заданных фигур по описанию свойств и признаков искомой фигуры. Процесс поиска способа выполнения задания также усложняется, потому что усложняются сами объекты, характер преобразования которых надо осмыслить или представить тот результат, который должен быть получен.
1. Деление заданной фигуры /прямоугольника, квадрата, треугольника/ на заданные части, например: раздели нарисованные прямоугольник на 2 /затем на 4/ треугольника; на квадрат и 2 прямоугольника; на квадрат и 4 треугольника и т.д.
2. Из 5 предложенных фигур выбери те 3, которые необходимы для построения заданного круга.
В случае затруднения мысленного выполнения этого задания можно предложить детям вырезать имеющиеся части, и выбрав нужные, сконструировать из них круг. Однако для развития воображения в последующих случаях выполнения аналогичных заданий нужно стремиться к тому, чтобы дети выполняли их мысленно, а затем практически проверяли правильность своего решения: сначала отмечали крестиком те 3 фигуры справа, из которых можно составить круг, нарисованный слева, а затем проверяли себя -делили круг слева на такие же 3 части, каждая из которых изображена справа, или к одной из правых частей подрисовывали две другие так, чтобы получился круг такой же, как нарисован слева.
3. Задания, направленные на понимание взаимного расположения фигур на плоскости и умение выражать это математическими терминами. Например: возьми красный карандаш и отметь точку, которая была бы расположена внутри всех трех нарисованных фигур. Возьми синий карандаш и отметь точку, которая была бы расположена внутри квадрата и овала, но вне треугольника. Возьми желтый карандаш и отметь точку, которая была бы расположена внутри треугольника и овала, но вне квадрата. Возьми черный карандаш и отметь точку, которая была бы расположена внутри треугольника, но вне квадрата и овала. Возьми простой карандаш и отметь точку, которая была бы расположена внутри овала, но вне треугольника и квадрата. Возьми любой фломастер и отметь точку, которая была бы расположена вне всех трех фигур.
4. Задание: пересчитай уточек и запиши в квадрате, сколько их. Раскрась из них один десяток.
Перед выполнением первого из таких заданий следует обсудить с детьми возможные способы отмечать найденную утку. Здесь могут быть предложены такие способы: ставить на найденной утке точку, крестик, плюс или какой-нибудь другой знак; раскрашивать головы, раскрашивать хвосты, нумеровать и т.д. Для проверки правильности полученного результата важно пересчет провести дважды /например, считать по строчкам сверху вниз, а затем по столбцам слева направо/ и полученные числа сравнить между собой.
5. Отсчитай 15 одинаковых палочек. Построй из них 5 равных квадратов, как показано на рис. Убери 4 палочки так, чтобы осталось 3 одинаковых квадрата.
Дети могут найти простейший вариант решения, основываясь на арифметических подсчетах /было 5 квадратов, надо, чтобы осталось 3, следовательно, надо убрать 2 квадрата/, и путем перебора /если уберем 2 верхних квадрата, во при этом убираем не 4, а 5 палочек - не годится; если уберем 2 квадрата, стоящие столбиком слева, то тоже убираем 5 палочек - не годится; е вот если уберем 2 нижних квадрата - первый и второй слева, то убираем только 4 палочки и остается 3 одинаковых квадрата/, находят верное решение. Некоторые из детей путем проб могут найти и второй вариант решения: убрать 3 горизонтальные палочки и одну вертикальную /правую сторону второго слева верхнего квадрата/ второго слева столбца.
Проводимый в процессе поиска решения мысленный анализ возможных вариантов способствует, безусловно, развитию воображения детей, формирует умение представлять возможные изменения в фигуре.
Хорошим упражнением для развития воображения будут и задания на отыскание пары одинаковых фигур, одна из которых задана, а вторая находится среди множества различных по конфигурации частей какой-либо одной фигуры. Например: найди пары для фигур Е, Н, 0 среди частей квадрата, изображенных справа и занумерованных числами от 1 до 13. Каждую пару одинаковых фигур раскрась одним и тем же цветом, а затем запиши эти пары:
Очень большой интерес у учащихся вызывают и простейшие задания по топологии, в которых предлагается, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и туже линию дважды, изобразить предложенные фигуры.
Сначала дети выполняют эти задания наугад, а затем в ходе аналогичной работы знакомятся с простейшими сведениями из топологии: четными, нечетными вершинами изображенного предмета или фигуры /вершина, из которой исходит четное число линий, называется четной, а вершина, из которой исходит нечетное число линий, называется нечетной/, а также с тремя важными свойствами
- фигуру, у которой все вершины четные, можно начертить одним росчерком /т.е. без отрыва карандаша от бумаги, проводя по каждой линии только один раз/, при этом движение можно начинать с любой вершины и закончить в той же вершине;
- фигуру, у которой только две нечетные вершины, можно начертить одним росчерком, при этом движение нужно начать с одной из этих нечетных вершин и закончить в другой;
- фигуру с более чем двумя нечетными вершинами невозможно начертить одним росчерком.
Очень эффективными для развития воображения детей являются задания, в которых из заданных частей надо выбрать одну, с тем чтобы восстановить целый предмет или фигуру. Например: какой из 7 осколков откололся от рюмки, изображенной на рис.?
Это задание является в определенной степени усложнением задания, и состоит оно в том, что сначала надо соединить разбитые части рюмки, т.е. дорисовать ту часть, для которой следует искать пару.
Интересной разновидностью описанных заданий является и задание на составление заданного целого из двух заданных, но не очевидных частей. Например: сколько груш, похожих на образец, можно составить из нарисованных частей? Запиши парами номера частей.
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.
Память - это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также сам запас хранящихся в сознании впечатлений. К началу обучения в школе у детей, наряду с непроизвольной памятью, возникает память произвольная, которая достигает, как считают психологи, такого уровня развития, для которого характерно наличие цели запомнить или припомнить что-то.
На математическом материале разработана система содержательно-логических заданий, направленная на развитие зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти детей. Задания выстраиваются, чтобы дети смогли овладеть такими приемами логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка постепенно усложняющихся математических терминов, символов, отношений с тем, чтобы их использовать в мнемических целях.
Наиболее характерные задания этой группы - зрительные и слуховые диктанты, в содержании которых используются математические записи, термины, величины, геометрические фигуры, математические знаки и материал которых постепенно усложняется как в качественном отношении, так и по количеству используемых объектов.
Большую роль в развитии словесно-логической памяти играют дидактические игры вида «Запомни изученные слова», «Цепочка слов», «Найди лишнее слово» и др.
В дидактической игре «Запомни изученные слова» идет постепенное увеличение используемых слов и выражений /с 5-6 слов в 1 классе и до 15-18 слов в 4 классе/, при этом при переходе из класса в класс расширяется содержательный состав слов за счет пополнения новыми для каждого класса терминами. В дидактическую игру «Цепочка слов» включается различное число троек слов, связанных друг с другом по смыслу и охватывающих изучаемый на данном этапе материал. Смысловая группировка слов облегчает их запоминание, способствует овладению приемом смыслового соотнесения и смысловой группировки запоминаемых терминов. Именно применение этого приема предполагается при выполнении задания, в котором требуется из множества предложенных математических терминов выделить "лишний" или найти то общее, что объединяет их в выделяемую группу.
1. В течение одной минуты учитель показывает рисунок фигуры, изображенной на рисунке, просит учащихся рассмотреть ее и затем, как можно точнее, зарисовать в тетради. /Зрительный диктант "Запомни фигуру"/.
2. Показываю таблицу с фигурами в течение одной минуты. Дети стараются запомнить форму представленных фигур, мысленно анализируя строки, их расположение и внутренние линии, проведенные в них. Затем я убираю таблицу, а ученики рисуют эти фигуры в тетради в течение 3-4 минут.
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.
Все те познавательные процессы, которые были изложены ранее, служат базой для развития очень важного для жизни, для становления самостоятельно мыслящей личности, познавательного процесса - мышления, которое является высшей ступенью человеческого познания. Мышление - это способность человека рассуждать, представляющая собой процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Мышление базируется на знаниях ребенка. В курсе математики процесс расширения: углубления и уточнения математических знаний ученика построен таким образом, что он имеет четко выраженную направленность на развитие и совершенствование интеллектуальных операций: сравнения, анализа, синтеза. Сделан акцент на формирование и более сложных мыслительных операций: умение проводить обобщение, отыскать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку. Остановлюсь более подробно на описании наиболее характерных содержательно-логических заданий, направленных на развитие мыслительных операций.
Так, развитие умения проводить сравнение отрабатывается на системе постепенно усложняющихся содержательно-логических заданий, которые охватывают весь учебный материал начальной математики: сначала это задания, в которых предлагается сравнить /указать сходство и различие/ два предмета, результат такого сравнения выражается в том, что один из заданных предметов дети дорисовывают так, чтобы оба предмета были одинаковыми; затем сравниваются группы предметов, когда при большом общем сходстве постепенно увеличивается число различий, которые должны быть найдены; развитие и совершенствование этих операций идет при выполнении заданий на сравнение чисел, числовых выражений, примеров, способов их решений, величин, текстовых задач, геометрических фигур, уравнений, различных математических зависимостей, а также групп чисел, числовых выражений, примеров, текстовых задач, геометрических фигур, обладающих общими признаками и имеющих некоторые различия. Задания постепенно усложняются: если в 1 классе по условию задается пара сравниваемых объектов, то в последующих классах выбор таких пар происходит из заданного множества одноименных и схожих объектов, число которых постепенно увеличивается с 5 до 10 и идет отыскание объектов, обладающих каким-то общим свойством: формой, величиной, цветом, расположением. Постепенно дети подводятся и к сравнению способов выполнения практических и умственных действий, вычислений, решений и их записей, к сравнению результатов, которые могут быть получены.
В целях развития мыслительных операций анализа и синтеза представлена система содержательно-логических заданий, основными из которых являются задания следующих видов: проведение простейшего анализа сначала с практическим, а затем и мысленным расчленением объекта или группы объектов /чисел, числовых выражений, примеров, текстовых задач, геометрических фигур/ на составные элементы с целью их изучения и дальнейшего использования, проведение синтеза заданных частей в единое целое, обладающее заданным свойством; проведение анализа объекта, ситуации, процесса с целью установления существующей закономерности и ее использование для выполнения некоторого задания, а также с целью выделения главных свойств и признаков рассматриваемых математических отношений, высказываний, построений.
Проводится работа по формированию умений проводить обобщение с постепенным усложнением математического материала, предлагаемого в заданиях. Умение проводить обобщение более сложное по сравнению с другими интеллектуальными операциями и формируется из цепочки умений по проведению сравнения, анализа, абстрагирования от несущественных признаков объектов или их групп. Умение обобщать используется для переноса выделенного свойства на новые объекты или их группы: числа, величины, геометрические фигуры и т.д., а также на умение провести классификацию не только отдельных объектов, их групп, но и способов выполнения тех или иных заданий.
Разработана система задач логического содержания, решение которых опирается не на вычисления, а на рассуждения, требует построения цепочки точных логических рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями; много заданий с нетрадиционной постановкой вопроса, ответ на который требует тщательного анализа и осмысления условий предлагаемых заданий.
В развитии младших школьников большую роль играют задачи и учебные задания, формирующие комбинаторный стиль мышления, характерная черта которого - целенаправленный перебор определенным образом ограниченного круга возможностей при поиске решения. Решение задач такого вида предполагает фиксацию всего множества найденных решений, которые сначала могут быть найдены в ходе практического перебора всех возможных случаев, а затем уже мысленно с использованием различных форм записи, включая и использование символов. Число используемых в задании объектов, как правило, не велико, т.к. это дает возможность более глубокого осмысления характера отыскиваемых соединений и закономерности при поиске решений.
Сначала вводятся доступные детям логические упражнения, направленные на совершенствование мыслительных операций:
1. Анализ с мысленным расчленением объекта на составные элементы. Например: нарисуй коричневым карандашом такую же лесенку справа, как и слева.
2. Сравнение предметов с указанием сходства и различия, добавление недостающих элементов. Например: рассмотрим пары предметов; дорисуй у второго предмета то, что забыл нарисовать художник.
3. Обобщение, где требуется или продолжить приведенный ряд предметов или найти и дорисовать недостающий предмет. Например: Сколько квадратов может быть в четвертой строке, нарисуй их. Нарисуй третью елочку, сравнив первую и вторую.
Дорисуй фигуры, которых не хватает в каждой полоске.
4. Проведение классификации предметов, геометрических фигур и т.д. с выделением разных признаков предметов. Например: найди предметы треугольной формы и одним из цветных карандашей проведи от них стрелочки к треугольнику, найди предметы, имеющие форму квадрата, прямоугольника, круга и проведи от каждого из них различными цветными карандашами стрелочки к соответствующим фигурам: квадрату, прямоугольнику, кругу.
Логические упражнения, связанные с простейшими умозаключениями из суждений, позволяют детям глубже освоить сами математические отношения и их свойства. Например: Какую кастрюльку нужно нарисовать в нижней строчке? Нарисуй!
В первом столбике справа нарисуй флажков больше, чем их нарисовано слева или указано цифрой. Во втором столбике справа нарисуй абажуров /четырехугольников/ меньше, чем их нарисовано слева или указано цифрой.
В вагончики и внизу по строчкам вставь нужные числа так, чтобы были видны разные случаи состава числа 6.
Реши уравнения, сравни их:
X : 6 = 23 X : 7 = 90
88 : X = 11 700 : X = 7
X : 8 = 35
540 : X = 9
Чем все числа, записанные слева, отличаются от чисел, записанных справа:
1 300 13
68 700 687
124 900 1 249
Установи правило, по которому написаны выражения, и впиши недостающие знаки:
7 000 1 400 7=1 200
8 000 1 500 5=1 900
6 000 1 800 6=1 300
8 000 1 600 4=2 400
Из школы вышли 5 учеников - Витя, Галя, Толя, Лариса и Миша. Они пошли друг за другом. Известно, что Толя идет впереди Миши, а Витя - позади Ларисы. Подпиши, кто идет первым, вторым, последним.
Методические линии ориентированы на: усиление роли самостоятельной познавательной деятельности учащихся; тесную связь изучаемых понятий математики с личным опытом и учебной практикой детей; развитие навыков самоконтроля в процессе целенаправленно организованного поиска знаний и развития познавательных процессов, учащихся.
Выделяются в методическом плане три основных, с учебной точки зрения, вида работ учеников, различных по своим познавательным целям, но составляющих взаимосвязанные этапы самостоятельного открытия вводимых математических понятий и закономерностей:
- задания, в процессе которых дети учатся наблюдать, подмечать сходство и различие, замечать изменения, выявлять причины этих изменений и их характер и на этой основе делать выводы в форме предположения, т.е. выдвигать гипотезы. В процессе такой работы дети постепенно овладевают смыслом понятия сравнить и овладевают операцией сравнения как определенным методом познания, используемом как в математике, так и в других учебных предметах. Большое внимание при этом уделяется выработке умений фиксировать результаты практических действий и мыслительных наблюдений сначала с помощью рисунков, схем, таблиц, а затем с помощью моделей, математических выражений и символов;
- задания, направленные на проверку выдвинутой гипотезы, при выполнении которых учащиеся убеждаются в правильности и практической значимости полученных ранее результатов, например, использования свойств сложения /умножения/ для рационализации вычислений и др. Задания такого вида создают условия для применения "открытых" общих свойств к решению конкретной задачи, подчеркивая прикладную и практическую значимость знаний, ведут к пониманию необходимости их постоянного пополнения и расширения;
-задания, ставящие цель найти область применения открытых знаний, что поможет учащимся свободнее ориентироваться в простейших математических закономерностях окружающего их мира и использовать полученные математические знания сначала в житейской практике, а затем и в профессиональной.
Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Все приведенные задания направлены не только на то, чтобы углубить изучение материала по математике, но и способствовать развитию познавательных процессов, которые являются основой познавательных способностей детей как сенсорных /восприятие предметов и их внешних свойств/, так и интеллектуальных, обеспечивающих продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами, что будет способствовать качественным положительным изменениям в математическом образовании младших школьников.