Театрализованная игра как средство развития отзывчивости у детей младшего школьного возраста
Театрализованная игра как средство развития отзывчивости у детей младшего школьного возраста
Данная статья, может быть полезна учителям начальных классов, детским психологам, родителям. Материал предназначен для детей младшего школьного возраста. Статья описывает развитие отзывчивости у детей младшего школьного возраста посредством театрализованной игры. Описание данного средства может помочь разработать мероприятия для развития отзывчивости у детей младшего школьного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Театрализованная игра как средство развития отзывчивости у детей младшего школьного возраста»
Елтарева Кристина Константиновна
магистрант
ФБГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
г. Омск, Россия
Театрализованная игра как средство развития отзывчивости у детей младшего школьного возраста
Аннотация: данная статья, может быть полезна учителям начальных классов, детским психологам, родителям. Материал предназначен для детей младшего школьного возраста. Статья описывает развитие отзывчивости у детей младшего школьного возраста посредством театрализованной игры. Описание данного средства может помочь разработать мероприятия для развития отзывчивости у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: игра, театрализованная игра, отзывчивость, младший школьный возраст.
Игра – самый доступный и увлекательный способ познания мира ребенком.
Существует множество различных игр. Безусловно, многие из них полезны и интересны для детей младшего школьного возраста. Но хотелось бы, особенно выделить творческие игры, которые отличаются проявлениями у детей самостоятельности, активности, сообразительности. В таких играх дети могут сами придумывать их сюжеты, содержания, роли.
Одним из видов творческих игр считается драматизация, иначе театрализованная игра.
Театрализованная игра, по определению К.Н. Поливановой – это игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки. В такой игре основой является сюжет произведения, который выбирают сами дети. В процессе игры, школьники осмысливают нравственный подтекст произведения, что в свою очередь, приводит к их социализации.
Театрализованной игре присущ коллективный характер, что и является благоприятным условием для развития отзывчивости у детей младшего школьного возраста при взаимодействии друг с другом. К тому же в данной игре происходит эмоциональное развитие: школьники переживают разные настроения и чувства героев. Немаловажна роль театрализованной игры и для речевого развития детей, их самореализации.
Отличительными особенностями театрализованной игры можно назвать литературную основу и наличие зрителей.
На сегодняшний день разновидностей театрализованных игр предостаточно, но объединяет их наличие детской театрализованной деятельности.
Разделим театрализованные игры на две основные группы: драматизации и режиссёрские.
В играх-драматизациях школьники исполняют роль артистов, используя средства вербальной и невербальной выразительности.
Виды драматизации:
1. игры-имитации литературных героев;
2. игры-импровизации;
3. постановки произведений;
4. постановки спектаклей;
5. ролевые диалоги.
В режиссёрских играх школьники в роли сценариста, режиссёра, используют средства вербальной выразительности.
Виды режиссёрских игр:
– кукольные;
– настольные;
– объёмные;
– плоскостные.
Театрализованная игра требует особой подготовки от школьников. Ведь им необходимо изображать героев, для этого их нужно понять, пережить их чувства, проанализировать поступки каждого из героев. Важна способность мыслить. В таких случаях при минимальной помощи педагогов школьники организовываются в группы, взаимодействуют друг с другом, договариваются, советуются, выполняют основные действия по организации. Следовательно, развиваются отношения сотрудничества между школьниками, взаимопомощь, отзывчивость, искренний эмоциональный отклик.
Также хотелось бы отметить, что роль педагогов в проведении подобных игр крайне важна и значительна. Педагоги должны поставить перед школьниками конкретные задачи, заинтересовать их, организовать, направить в правильное русло. Такие организованные действия педагогов способны оказать огромное влияние на развитие отзывчивости у детей младшего школьного возраста.
К сожалению, сегодня в образовательных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно. Организацией таких игр занимаются лишь перед праздничными мероприятиями. И поэтому школьники не могут «заученные умения» перенести в свою повседневную жизнь. Несмотря на это, театрализованная игра всё же может помочь в развитии отзывчивости у младших школьников.
Таким образом, театрализованная игра рассматривается как эффективное средство развития отзывчивости у детей младшего школьного возраста.
Список литературы
1. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М.: «Академический проект», 2005. – 208 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: «Логос», 2003. – 384 с.
3. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М.: «Знание», 1978. – 127 с.