kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема статьи «Музыкотерапия в логопедии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкотерапия-это психотерапевтический метод

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема статьи «Музыкотерапия в логопедии»»

Тема статьи «Музыкотерапия в логопедии»

Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. 

Лечение с помощью музыки получило название музыкотерапии.
История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века — подобное лечение в психиатрических учреждениях применялось во Франции.

Классическая музыка - музыка оказывает хорошее влияние, как на общее состояние человека, так и приводит в порядок эмоции, чувства и ощущения. Классическая музыка способна устранять депрессии и стрессы. А при прослушивании некоторых произведений В.А. Моцарта, маленькие дети развиваются интеллектуально гораздо быстрее.
Существует несколько теорий по поводу благотворного воздействия классической музыки на детей. Во-первых, эта музыка обладает успокаивающими свойствами для мозга. Ребенок, слушающий музыку, успокаивается, он счастлив, а мозг имеет больше времени на концентрацию перед выполнением поставленной задачи, без нетерпения и стресса. Во-вторых, музыка является ещё одним языком, который воспринимает мозг. Развитие ребёнка, его языковых навыков с помощью музыки может повлиять на развитие мышления. В дальнейшем это будет способствовать развитию пространственного мышления ребёнка.

Американские исследователи в начале 90-х годов ввели такой термин, как «эффект Моцарта». Смысл данного эффекта заключается в том, что после 10-минутного прослушивания произведений австрийского композитора скорость решения задач на пространственное мышление значительно возрастает. Принято считать, что музыка Моцарта способствуют быстрому усваиванию информации и влияет на умственную работоспособность.

Психологи заявили, что классическая музыка, безусловно, влияет на интеллектуальные способности человека. Она способствует повышению эмоциональной активности человека. В период такой активности действительно повышаются умственные способности.

Классическая музыка создана гениями своего времени, они создавали ее душой и сердцем, поэтому классика до сих пор современна. Ее просто приятно слушать Классическая музыка создана по всем правилам природной гармонии.

Для эффективности проведения релаксационного метода, нужно создать благоприятную обстановку в помещении и настроить учащихся на слушание. А для этого нужно сесть поудобнее, отклонится на спинку стула, руки положить на колени или свободно опустить, голову чуть-чуть приподнять.

-А теперь начинаем наблюдать за нашим дыханием. Можно закрыть глаза, кому как удобнее.

- Настраиваемся на восприятии самых светлых и радостных сторон жизни.

- Почувствуйте теплое и дружеское расположение к себе и к окружающему нас миру.

- Начинаем вспоминать самые светлые и радостные стороны жизни.

- Веселый огонек загорается в вашей груди.

- Прекрасная музыка идет в такт и в унисон вашим радостным переживаниям, и ваше сердце подобно птице, которая летит навстречу всем радостям бытия.

- Вы с радостью вдыхаете в себя свежий воздух и говорите простые слова, наполненные радостью и любовью к жизни.

Одна птица может стать символом весны,

Одна улыбка может сотворить дружбу,

Одно рукопожатие может поднять дух,

Одна звезда может вести корабль.

Преодоление злобной раздражительности «Самоконтроль»

Музыкальный материал: Д. Шостакович. «Восьмая симфония» III часть.

- Сели поудобнее, закрыли глаза, наблюдаем за дыханием.

- Дыхание ровное, спокойное.

- Мышцы тела расслаблены, расслабляются и все мышечные зажимы.

- Вы находитесь в спокойном, приятном отдыхе, и красивая музыка помогает вам отдохнуть и сосредоточиваться на ваших внутренних ощущениях.

Д. Шостакович. Восьмая симфония, II часть.

Начинаем вспоминать те ситуации в вашей жизни, когда вы были раздражены и гневались.

- Чувствуете, как под влиянием музыки и воспоминаний ваше раздражение усиливается.

- Приливы гнева и раздражения все больше.

- Отчетливо вспоминаете ситуацию, которая вас разозлила.

- У вас перехватывает дыхание, и напрягаются все мышцы.

- Чувствуете, что вот-вот вы можете сорваться.

- Ловите себя на этой мысли и бросаете свое тело в расслаблении.

Д. Шостакович. Романс из фильма «Овод»

- Сосредоточили внимание на дыхании и следите, чтобы выдох был длиннее вдоха.

- Длинный-длинный выдох.

- Успокаиваете и контролируйте ваше дыхание.

- Ваши мышцы тела расслаблены.

- Ваше дыхание ровное и спокойное, спокойное и ровное.

- Перед вашими глазами красивая картина природы, которая приятно успокаивает вас.

- Удерживаете эту картину своим внутренним взором и ни о чем больше не думайте.

- Вы полностью контролируете свое состояние.

Расслабление «Великий покой»

Для расслабления и успокоения используются следующие колыбельные мотивы:

  • Моцарт – Флис - «Спи, моя радость, усни»;

  • Дунаевский-Лебедев-Кумач - «Сон приходит на порог»;

  • Р. Паулс - «За печкою поет сверчок»;

  • Свиридов - «Колыбельная Светланы»;

  • И.С. Бах - «Ария из сюиты №3» или медленные части из Бранденбургских концертов;

  • Ф. Шуберт - «Аве-Мария» или 2-я часть 8-й симфонии;

  • А. Вивальди - « Зима»;

  • Л. Бетховен - «Сонаты № 8, 14, 23» -вторые части;

  • П.Чайковский - «Июнь» и « Октябрь» из цикла «Времена года», Анданте кантабиле из 5-й симфонии.

Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть:

  • Л. Бетховена – Шестую симфонию II часть;

  • И. Брамса – «Колыбельную»;

  • Ф. Шуберта – «Аве Мария»;

  • Ф. Шопена – Ноктюрн соль минор.

От состояния усталости можно избавиться лишь в том случае, если в полном покое и внутренней расслабленности слушать произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, заканчивая М. Равелем.

Депрессия включает переживание собственной несостоятельности в момент крушения надежд и жизненных планов, переживание чувства вины, неуверенности в себе, для ее устранения можно послушать музыкальные произведения:

  • П. Чайковского – Шестую симфонию (финал);

  • Ф. Шопена – Прелюдия (ми минор);

  • В.А. Моцарт – концерт До-минор №22;

  • Ф.Шуберт фортепианная фантазия фа-минор, «Шарманщик», «Кладоискатель»;

  • Л. Бетховен – вторая симфония, первая часть-allegro con brio.



Для уменьшения чувства страха используются произведения:

  • П.И.Чайковский оркестровой фантазии «Франческа да Римини» по «Аду» Данте, сюжет Гете «Духи, которых я вызвал» в конце столетия нашел отражение в оркестровом скерцо Поля Дюка «Ученик-волшебник»;

  • Д. Шостакович – фрагменты 6,7,8 симфоний;



Для снятия раздражения, гнева используют музыку:

  • Вагнера - «Хор пилигримов».

При нервном истощении можно использовать музыку

  • Грига - «Утро».

Есть произведения, которые улучшают внимание, помогают сосредоточиться. К ним относятся:

  • П.И. Чайковского - «Времена года»;

  • К. Дебюсси - «Лунный свет»;

  • Ф. Шумана - «Грезы».

Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности:

  • Ф. Шопена – Мазурки и прелюдии;

  • И. Штрауса – Вальсы;

  • А. Рубинштейна – «Мелодия».

Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей:

  • И.С. Баха – Итальянский концерт;

  • Й. Гайдна – Симфонии.

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональными переживаниями:

  • Л. Бетховена – опера «Фиделио»;

  • В.А. Моцарта – опера «Дон Жуан»;

  • Ф. Листа – «Венгерская рапсодия» №1.

Для поднятия общего жизненного тонуса улучшения: самочувствия, повышения активности, улучшения настроения:

  • И.С. Баха - Прелюдия и фуга ре минор;

  • Л. Бетховена - Увертюра «Эгмонт»;

  • П.И. Чайковского - Шестая симфония (ч.3);

  • Ф. Шопена - Прелюдия Ор. 28, №1;

  • Ф. Листа - «Венгерская рапсодия» №2.

Музыкальные произведения для создания бодрого настроения, чувства радости:

  • Л. Бетховен – восьмая симфония 1 и 4 части;

  • Россини увертюры к операм «Шелковая лестница», «Сорока-воровка»;

  • Гендель – Музыка на воде - «Аллегро».

Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышения чувства принадлежности:

  • И.С. Баха – Кантата № 2;

  • Л. Бетховена - «Лунная соната»;

  • С. Прокофьева – Соната ре минор.

Вокалотерапия.

Развитие вокальных возможностей, безусловно, оказывает благо­творное влияние на дыхательную систему организма, а также активизирует ра­боту внутренних органов.

А сколько органов мы сразу лечим, когда поем такое незатейливое уп­ражнение: «Ма - ме- ми- мо- му»!

И – долгое протяжное пение «И» стимулирует головной мозг, глаза, нос. Им можно лечить гайморит, воспаление глаза, насморк. Он стимулирует щитовидную железу и все элементы головного мозга. При пении череп вибрирует. Когда человек долго поет звук «И», он начинает чувствовать прилив радостного возбуждения. Это хорошее средство для создания хорошего настроения.

О – главный гармонизующий звук, позволяющий подключиться к универсальной гармонической вибрации.

НГ – расширяет творческие возможности человека.

Е – чистит организм от негативов, создает энергетический барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.

А – дающий звук. Произносить ее нужно, как бы укачивая ребенка. Долгое «А» чистит человека, снимает напряжение, дает почти такой же результат, как и покаяние. Звук «А» стимулирует верхнюю часть легких.

У – наполняет человека мудростью.

МН – произнесение облегчает жизнь.

Э – дает человеку красоту.

ИЯ – при пропевании действует на сердце.

СИ – создает очень тонкие вибрации, снимает напряжение, когда человек напуган.

ПЕОХО – благотворно действует на дыхание. На выдохе ОХО производит такое же очищение, как при дыхании звук ХА.

ИМ – защитный, очищающий, оздоровительный эффект.

Н – активизирует интуитивные процессы, способствуют творчеству.

РЕ – снимает стрессы, заикание, страхи.

Я – уравновешенность в собственных силах.

Можно подбирать созвучия, например:

АУМ – снимает стресс, избавит от головной боли, улучшает настроение.

Произнося звук – представить больной орган. Приставить руки: левая – к органу, правая сверху левой.

Необходимо учитывать не только эмоциональное состояние каждого ребенка, но и знать особенности воздействия того или иного музыкального произведения на психику ребёнка, его поведение. А для этого требуется специальная подготовка каждого педагога.

На своих уроках с коррекционными детьми на перемене использую музыку с видио роликами природы. Вода, зеленый лес , журчание ручейка успокаивают детей и настраивают на уроки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Тема статьи «Музыкотерапия в логопедии»

Автор: Пересторонина Лариса Алексеевна

Дата: 30.10.2020

Номер свидетельства: 561837

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Конспект занятия по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом» "
    ["seo_title"] => string(149) "konspiekt-zaniatiia-po-formirovaniiu-sviaznoi-riechi-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-s-onr-instsienirovka-skazki-v-sutieieva-pod-ghribom"
    ["file_id"] => string(6) "219635"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434302635"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства