Просмотр содержимого документа
«Тема статьи «Музыкотерапия в логопедии»»
Тема статьи «Музыкотерапия в логопедии»
Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Лечение с помощью музыки получило название музыкотерапии. История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века — подобное лечение в психиатрических учреждениях применялось во Франции.
Классическая музыка - музыка оказывает хорошее влияние, как на общее состояние человека, так и приводит в порядок эмоции, чувства и ощущения. Классическая музыка способна устранять депрессии и стрессы. А при прослушивании некоторых произведений В.А. Моцарта, маленькие дети развиваются интеллектуально гораздо быстрее. Существует несколько теорий по поводу благотворного воздействия классической музыки на детей. Во-первых, эта музыка обладает успокаивающими свойствами для мозга. Ребенок, слушающий музыку, успокаивается, он счастлив, а мозг имеет больше времени на концентрацию перед выполнением поставленной задачи, без нетерпения и стресса. Во-вторых, музыка является ещё одним языком, который воспринимает мозг. Развитие ребёнка, его языковых навыков с помощью музыки может повлиять на развитие мышления. В дальнейшем это будет способствовать развитию пространственного мышления ребёнка.
Американские исследователи в начале 90-х годов ввели такой термин, как «эффект Моцарта». Смысл данного эффекта заключается в том, что после 10-минутного прослушивания произведений австрийского композитора скорость решения задач на пространственное мышление значительно возрастает. Принято считать, что музыка Моцарта способствуют быстрому усваиванию информации и влияет на умственную работоспособность.
Психологи заявили, что классическая музыка, безусловно, влияет на интеллектуальные способности человека. Она способствует повышению эмоциональной активности человека. В период такой активности действительно повышаются умственные способности.
Классическая музыка создана гениями своего времени, они создавали ее душой и сердцем, поэтому классика до сих пор современна. Ее просто приятно слушать Классическая музыка создана по всем правилам природной гармонии.
Для эффективности проведения релаксационного метода, нужно создать благоприятную обстановку в помещении и настроить учащихся на слушание. А для этого нужно сесть поудобнее, отклонится на спинку стула, руки положить на колени или свободно опустить, голову чуть-чуть приподнять.
-А теперь начинаем наблюдать за нашим дыханием. Можно закрыть глаза, кому как удобнее.
- Настраиваемся на восприятии самых светлых и радостных сторон жизни.
- Почувствуйте теплое и дружеское расположение к себе и к окружающему нас миру.
- Начинаем вспоминать самые светлые и радостные стороны жизни.
- Веселый огонек загорается в вашей груди.
- Прекрасная музыка идет в такт и в унисон вашим радостным переживаниям, и ваше сердце подобно птице, которая летит навстречу всем радостям бытия.
- Вы с радостью вдыхаете в себя свежий воздух и говорите простые слова, наполненные радостью и любовью к жизни.
Музыкальный материал: Д. Шостакович. «Восьмая симфония» III часть.
- Сели поудобнее, закрыли глаза, наблюдаем за дыханием.
- Дыхание ровное, спокойное.
- Мышцы тела расслаблены, расслабляются и все мышечные зажимы.
- Вы находитесь в спокойном, приятном отдыхе, и красивая музыка помогает вам отдохнуть и сосредоточиваться на ваших внутренних ощущениях.
Д. Шостакович. Восьмая симфония, II часть.
Начинаем вспоминать те ситуации в вашей жизни, когда вы были раздражены и гневались.
- Чувствуете, как под влиянием музыки и воспоминаний ваше раздражение усиливается.
- Приливы гнева и раздражения все больше.
- Отчетливо вспоминаете ситуацию, которая вас разозлила.
- У вас перехватывает дыхание, и напрягаются все мышцы.
- Чувствуете, что вот-вот вы можете сорваться.
- Ловите себя на этой мысли и бросаете свое тело в расслаблении.
Д. Шостакович. Романс из фильма «Овод»
- Сосредоточили внимание на дыхании и следите, чтобы выдох был длиннее вдоха.
- Длинный-длинный выдох.
- Успокаиваете и контролируйте ваше дыхание.
- Ваши мышцы тела расслаблены.
- Ваше дыхание ровное и спокойное, спокойное и ровное.
- Перед вашими глазами красивая картина природы, которая приятно успокаивает вас.
- Удерживаете эту картину своим внутренним взором и ни о чем больше не думайте.
- Вы полностью контролируете свое состояние.
Расслабление «Великий покой»
Для расслабления и успокоения используются следующие колыбельные мотивы:
Моцарт – Флис - «Спи, моя радость, усни»;
Дунаевский-Лебедев-Кумач - «Сон приходит на порог»;
Р. Паулс - «За печкою поет сверчок»;
Свиридов - «Колыбельная Светланы»;
И.С. Бах - «Ария из сюиты №3» или медленные части из Бранденбургских концертов;
Ф. Шуберт - «Аве-Мария» или 2-я часть 8-й симфонии;
А. Вивальди - « Зима»;
Л. Бетховен - «Сонаты № 8, 14, 23» -вторые части;
П.Чайковский - «Июнь» и « Октябрь» из цикла «Времена года», Анданте кантабиле из 5-й симфонии.
Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть:
Л. Бетховена – Шестую симфонию II часть;
И. Брамса – «Колыбельную»;
Ф. Шуберта – «Аве Мария»;
Ф. Шопена – Ноктюрн соль минор.
От состояния усталости можно избавиться лишь в том случае, если в полном покое и внутренней расслабленности слушать произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, заканчивая М. Равелем.
Депрессия включает переживание собственной несостоятельности в момент крушения надежд и жизненных планов, переживание чувства вины, неуверенности в себе, для ее устранения можно послушать музыкальные произведения:
Л. Бетховен – вторая симфония, первая часть-allegro con brio.
Для уменьшения чувства страха используются произведения:
П.И.Чайковский оркестровой фантазии «Франческа да Римини» по «Аду» Данте, сюжет Гете «Духи, которых я вызвал» в конце столетия нашел отражение в оркестровом скерцо Поля Дюка «Ученик-волшебник»;
Д. Шостакович – фрагменты 6,7,8 симфоний;
Для снятия раздражения, гнева используют музыку:
Вагнера - «Хор пилигримов».
При нервном истощении можно использовать музыку
Грига - «Утро».
Есть произведения, которые улучшают внимание,помогают сосредоточиться. К ним относятся:
П.И. Чайковского - «Времена года»;
К. Дебюсси - «Лунный свет»;
Ф. Шумана - «Грезы».
Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности:
Ф. Шопена – Мазурки и прелюдии;
И. Штрауса – Вальсы;
А. Рубинштейна – «Мелодия».
Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей:
И.С. Баха – Итальянский концерт;
Й. Гайдна – Симфонии.
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональными переживаниями:
Л. Бетховена – опера «Фиделио»;
В.А. Моцарта – опера «Дон Жуан»;
Ф. Листа – «Венгерская рапсодия» №1.
Для поднятия общего жизненного тонуса улучшения: самочувствия, повышения активности, улучшения настроения:
И.С. Баха - Прелюдия и фуга ре минор;
Л. Бетховена - Увертюра «Эгмонт»;
П.И. Чайковского - Шестая симфония (ч.3);
Ф. Шопена - Прелюдия Ор. 28, №1;
Ф. Листа - «Венгерская рапсодия» №2.
Музыкальные произведения для создания бодрого настроения, чувства радости:
Л. Бетховен – восьмая симфония 1 и 4 части;
Россини увертюры к операм «Шелковая лестница», «Сорока-воровка»;
Гендель – Музыка на воде - «Аллегро».
Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышения чувства принадлежности:
И.С. Баха – Кантата № 2;
Л. Бетховена - «Лунная соната»;
С. Прокофьева – Соната ре минор.
Вокалотерапия.
Развитие вокальных возможностей, безусловно, оказывает благотворное влияние на дыхательную систему организма, а также активизирует работу внутренних органов.
А сколько органов мы сразу лечим, когда поем такое незатейливое упражнение: «Ма - ме- ми- мо- му»!
И – долгое протяжное пение «И» стимулирует головной мозг, глаза, нос. Им можно лечить гайморит, воспаление глаза, насморк. Он стимулирует щитовидную железу и все элементы головного мозга. При пении череп вибрирует. Когда человек долго поет звук «И», он начинает чувствовать прилив радостного возбуждения. Это хорошее средство для создания хорошего настроения.
О – главный гармонизующий звук, позволяющий подключиться к универсальной гармонической вибрации.
НГ – расширяет творческие возможности человека.
Е – чистит организм от негативов, создает энергетический барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.
А – дающий звук. Произносить ее нужно, как бы укачивая ребенка. Долгое «А» чистит человека, снимает напряжение, дает почти такой же результат, как и покаяние. Звук «А» стимулирует верхнюю часть легких.
У – наполняет человека мудростью.
МН – произнесение облегчает жизнь.
Э – дает человеку красоту.
ИЯ – при пропевании действует на сердце.
СИ – создает очень тонкие вибрации, снимает напряжение, когда человек напуган.
ПЕОХО – благотворно действует на дыхание. На выдохе ОХО производит такое же очищение, как при дыхании звук ХА.
ИМ – защитный, очищающий, оздоровительный эффект.
Н – активизирует интуитивные процессы, способствуют творчеству.
РЕ – снимает стрессы, заикание, страхи.
Я – уравновешенность в собственных силах.
Можно подбирать созвучия, например:
АУМ – снимает стресс, избавит от головной боли, улучшает настроение.
Произнося звук – представить больной орган. Приставить руки: левая – к органу, правая сверху левой.
Необходимо учитывать не только эмоциональное состояние каждого ребенка, но и знать особенности воздействия того или иного музыкального произведения на психику ребёнка, его поведение. А для этого требуется специальная подготовка каждого педагога.
На своих уроках с коррекционными детьми на перемене использую музыку с видио роликами природы. Вода, зеленый лес , журчание ручейка успокаивают детей и настраивают на уроки.