Этап ЗАНЯТИЯ | дЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | Методы | УУД |
1. мОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП | Приветствует учащихся. Улыбнитесь друг другу. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – откроем знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое. | Приветствуют учителя. Внимательно слушают учителя | Элементы социально-психологического тренинга | ЛУУД: формировать широкую мотивационную основу деятельности |
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ | -Ребята чем вы занимались на прошлых занятиях? -Чем вам помогут ваши знания в жизни? | Отвечают на вопросы учителя | Беседа | ПУУД: умение устанавливать причинно-следственные связи |
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 3.1 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ) | Как вы можете объяснить, что такое исследование? - Что значит «исследовать предмет»? - Давайте подведём итог нашим рассуждениям и сформулируем понятие «исследование». - Кто сможет обобщить? -Какова тема и цель нашего занятия? | исследование – это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизведанного, как один из видов познавательной деятельности человека. | создание проблемных ситуаций | КУУД: умение формулировать собственное мнение и позицию |
3.2 ПОСТроение ПРОБЛЕМЫ (ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ) | -Какие задачи мы можем поставить перед собой? - Когда человек может проводить исследование? - Кто проводит научные исследования? - Может ли простой человек что-то исследовать? - Какие качества нужны человеку, чтобы стать настоящим исследователем? (детям можно предложить список качеств человека, из которого они выберут те, которые характеризуют исследователя) - Какое самое главное качество исследователя? - Как вы понимаете, что значит наблюдать? Наблюдение – это самый доступный и распространённый метод проведения исследования. Человек постоянно использует наблюдение в своей повседневной жизни. Оно является ценным источником получения различной информации об окружающем мире. Для наблюдения можно использовать приборы и приспособления. - Какие приборы вы знаете и для чего их можно использовать? -Хотите стать наблюдателем? | отвечают на вопросы учителя
высказывают свое мнение
наблюдение – это самый доступный и распространённый метод проведения исследования. | групповая дискуссия | РУУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
КУУД: умение формулировать собственное мнение и позицию
|
3.3 Исследовательская деятельность сбор и обработка информации решение промежуточных задач | Чтобы решить проблему, нужны действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемно ситуацией. Задание 1. Посмотри на мир чужими глазами. Учитель читает детям неоконченный рассказ. - «В четвертом классе просто «эпидемия» - все играют в космических пришельцев...» Оцените эту ситуацию с разных позиций: • учителя; • директора школы; • одноклассника этих ребят; • одного из космических пришельцев. Задание 2. Составь рассказ. - Теперь усложним задание. Составьте рассказ от имени другого персонажа. Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате; камешком на дороге; животным; человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни. Работу выполните на отдельных листах бумаги и сдайте на проверку. | Выполняют задания | анализ конкретных ситуаций | ПУУД: умение осуществлять синтез как составление целого из частей, проводить сравнение, устанавливать аналогии |
3.4 Включение в систему знаний. Практическая работа | Эффективным средством развития логического мышления Является ассоциация, или умозаключение по аналогии. Аналогия - сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями. Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Умозаключения по аналогии базируются на сопоставлениях. Они требуют не только ума, но и богатого воображения. Задание 3. Скажи, на что похоже. Объясните, руководствуясь понятиями «аналогия», «ассоциация», на что похожи предметы или объекты: Облака; Очертания деревьев за окном; Старые автомобили; Клякса; Новые кроссовки и т. д. | Знакомятся с понятиями.
Наблюдают, проводят исследование | элементы наблюдения, самонаблюдения индивидуальная самостоятельная работа | ПУУД: умение устанавливать причинно-следственные связи РУУД: умение различать способ и результат действия ПУУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения запланированной деятельности |
3.6 оценка процесса и результатов работы (представлеие готового продукта.Презентация проекта) | -Ребята, мы уверенны, что вы уже готовы, поделиться своими наблюдениями с нами. -Вы хорошо потрудились и замечательно справились с заданием. Мы думаем из вас выйдут настоящие исследователи. | -рассказывают о своих наблюдениях. | беседа | КУУД: умение формулировать собственное мнение и позицию |
4. Рефлексия | - Что нового вы сегодня узнали? - Чему мы учились? - Хотелось бы продолжить исследовать окружающие нас предметы? -Что вы сегодня расскажете дома о -Поблагодарите друг друга за совместную работу. Как вы думаете, мы были сегодня командой? Спасибо за занятие. До новой встречи, ребята! | отвечают на вопросы | рефлексивный анализ и самооценка | ЛУУД: понимание причин успеха/неуспеха в своей деятельности |