Тема: Басня К. И Крылова «Лебедь, Рак и Щука»
Цель: познакомить учащихся с понятием «Басня» и с произведением «Лебедь, Рак и Щука»
Образовательная: учить анализировать басню , выделять основную мысль, отвечать на вопросы по тексту.
Развивающая: развивать беглость, правильность, выразительность, осознанность чтения; память, монологическую речь
Воспитательная: воспитывать честность, как важное и неотъемлемое качество личности.
1. Проявлять причастность к поставленной проблеме.
2. Проявлять самостоятельность в выполнении заданий.
3. Положительно относиться к уроку.
1. Анализировать информацию, выделять основные правила в тексте.
2. Определять и формулировать тему урока.
3. Анализировать свою деятельность.
1. Активно взаимодействовать с учителем.
2. Формулировать и аргументировать свою точку зрения.
1. Проявлять познавательный интерес к уроку.
2. Применять уже имеющиеся знания для выполнения заданий.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и читать -Сегодня нас ждет очень интересный урок. Я желаю вам хорошей работы и замечательного настроения. | Приветствуют учителя. Слушают стихотворение. Садятся на свои места. | Л3 |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | Проверка домашнего. Перед тем как мы начнем работу, давайте подготовим речевой аппарат. (На доске представлены карточки со звуками) -Назовите звуки: а, о, ы, у, э, и. А теперь добавим нашему голосу эмоций! -Поиграем в "Эхо". Громко хором произносим слово, а к концу стихаем, повторяя последний слог два раза. | -Пересказывают текст. Проговаривают чистоговорки. а – удивились о - огорчились ы - радуемся у- испугались э – задумались и - улыбнулись Игра -ра, ра; Земля -ля, ля; Давай - ай, ай, Смотри - ри, ри, Летит - ит, ит, Голова - ва, ва, Побежали -али, али. | П2 |
Выявление места и причины затруднения | Для того чтобы определить жанр произведения, которым мы сегодня познакомимся, давайте разгадаем кроссворд. 1) Кто исполнял желания? 2) Кто загадывал желания? 3) Кто ловил рыбу? 4) Чем старик ловил рыбу? 5) Какая старику попалась рыбка У: - Какое слово у вас получилось? О: - Басня У: - Прочитайте, что написано на слайде, только справа налево. АКУЩ И КАР, ЬДЕБЕЛ О: - Лебедь, рак и щука. У: - У вас получилось название басни. Возможно, что кто-то уже знаком с ней и сможет назвать её автора. Кто автор басни «Лебедь, Рак и Щука»? О: - И.А. Крылов. -Верно, сегодня мы узнаем о новом литературном жанре «басня» | Выходят к доске, разгадывают кроссворд -рыбка -старуха -старик -невод -золотая - басня -Лебедь рак и щука -У нас получилось слово «Басня» | Л1 Р2 |
Построение проекта выхода из затруднений | - Ребята, Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, жадность, глупость, лень и другие. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей и их пороки. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, в котором объясняется смысл басни. На какой жанр литературы похожа басня? -- Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ― это аллегория (иносказание) какой-либо черты характера. Например, обезьяна, свинья ― аллегория невежества; осёл ― глупости; кот, лиса ― хитрости | Внимательно слушают, следят за текстом. Ученики, которым поручено, комментируют непонятные слова. -Отвечают на вопрос учителя | Л2 Р1 К1,2 |
Реализация построенного проекта выхода из затруднений | В тексте басни встретятся непонятные слова. Объясните их значения. Учитель читает произведение. Затем прерывается, просит продолжить учащихся. (Проведение физминутки) Учитель читает басню -Какое чувство вызывают у вас герои этой басни? | Лад – согласие, мир, порядок. Мука – сильное физическое или нравственное страдание. Поклажа – груз, багаж Воз – повозка с поклажей. Ныне – теперь, в настоящее врем Слушают учителя, читают произведение. Отвечают на вопрос, опираясь на иллюстрации. - Сожаление, что друзья должны были договориться, как вместе свезти воз. | Л1 Р1 П1 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак? - Какими словами описано усердие персонажей? Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы сдвинуть с места и свезти? - Чего же им не хватило? - Назовите героев басни. - Прочитайте слово, которое помогает увидеть образ лебедя в басне. - Каким вы представляете лебедя? -Каким словом описывает образ рака в басне? - Каким он предстаёт перед нами? - Какое слово помогает увидеть образ щуки в басне? - Какой вы представляете щуку? - Почему Крылов выбрал именно этих героев? - Если бы герои басни договорились и действовали слаженно, смогли бы они сдвинуть воз? - В чём заключается аллегорический смысл в басне? - В каких словах заключена мораль басни «Лебедь, Рак и Щука»? | Читают басню - «Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись…». - «Из кожи лезут вон» - Товарищи - Согласия.. - Лебедь, Рак, Щука. - Лебедь рвётся в облака. - Стремительный, упрямый, быстрый - Рак пятится назад. -Он неповоротливый, нерасторопный. - Щука тянет в воду. - Юркая, настойчиво выполняет свое дело. - У всех героев разные среды обитания. -Да - Разлад в коллективе. - «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука.» | П1 Р1 П2 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | На ваших партах карточки. Дорисуйте недостающие элемента, которые указаны в басне, но нет на картинке. | Выполняют самостоятельную работу. Представляют свои работы, комментируют | П1 Л3 |
Включение в систему знаний и повторение | - Какую басню мы сегодня читали? - Кто автор этой басни? - Назовите героев басни. - В каких словах выражена основная мысль этой басни? Прочитайте. - Чему учит нас басня? У: - Хотели бы вы продолжить знакомство с остальными баснями И.А. Крылова? | - «Лебедь, Рак и Щука». - И.А. Крылов. - Лебедь, Рак и Щука. - Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. - Взаимопониманию, согласию, умению слушать других людей, договариваться, согласовывать свои действия. - Да. | П2 |
Рефлексия | -Урок подходит к концу. Откройте свои дневники. Запишите домашнее задание. Учить басню наизусть -Если вы сегодня хорошо поработали погладьте себя по голове. Молодцы. Отметки за урок получили…… | Дают оценку своей работе на уроке | Р3 |