Реализация индивидуального подхода в заданиях для самостоятельной работы по познанию мира.
В данной работе мы рассмотрим индивидуальный подход, как обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются:
- с индивидуальными возможностями младшего школьника,
- с уровнем развития его способностей;
- с учетом индивидуальных особенностей младших школьников.
Индивидуальный подход при работе с младшими школьниками включает в себя различные ступени:
- выявление отставаний в знаниях, умениях и навыках;
- ликвидация пробелов;
- устранение причин неуспеваемости;
- формирование интереса и мотивации к учёбе;
- дифференцирование учебных задач и оценок деятельности младших школьников.
Вспомним некоторые условия реализации индивидуального подхода к обучению, воспитанию и развитию учащихся.
- Привлечение детей к активному изучению (усвоению) материала и индивидуальный подход на всех этапах урока.
- Добиваясь усвоения учебного материала всеми учащимися, учитель использует различные приёмы, варьируя их с учётом индивидуальных особенностей: активных, сильных привлекает к выводам; пассивных вызывает для ответов на вопросы в процессе первичного закрепления; ученикам со слабой памятью и медленно протекающими процессами запоминания и мышления даёт возможность воспринимать материал второй, третий раз со слов хорошо успевающих учеников и по учебнику; невнимательных и рассеянных привлекает к подведению итогов работы.
- Учитель всегда находит возможность отметить успех ребёнка, его продвижение.
Мы предлагаем не деление детей на слабых –сильных, а соотнесение их к трём условным группам по свойствам уравновешенности процессов возбуждения и торможения:
- первая группа: ученики с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения;
- вторая группа: ученики с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения;
- третья группа: ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения.
Например, при изучении темы «Развитие растения из семени» они получат задание для самостоятельной работы следующего содержания:
- Запиши названия органов растения:
…
- Запиши названия растений, которые высевают семенами:
…
- Подчеркни названия тех растений, которые уже посеяны.
- Как называются птицы, которые улетают на зиму?
Запиши:
- Подчеркни названия тех из них, которые уже вернулись: жаворонок, соловей, грач, скворец, ласточка.
- Вспомни, чем питаются эти птицы. Почему перелётные птицы улетели осенью на юг?
- А) Допиши предложение:
Смена шерсти у животных называется …
Устно назови животных, у которых изменяется цвет шерсти.
- Б) Приготовься дать определение:
Что такое линька?
Запиши: при линьке цвет шерсти изменяетс я у …
- В) Допиши предложение:
Линька-это …
Запиши названия животных, изменяющих окраску шерсти при линьке: …
- Г) Приготовь устные ответы на вопросы:
- Когда линяют пресмыкающиеся? Птицы?
- Какое значение для зверей имеет осенняя линька
Выводы.
- Подводя итоги, хочется ещё раз отметить, что индивидуальные задания повышают все параметры качества знаний.
- Анализируя результаты исследования можно отметить, что знания младших школьников стали более глубокими и разносторонними. Средний арифметический балл по показателям повысился в среднем на 0,6 балла. То есть большинство младших школьников в классе повысили знаниям по предмету.
- Существенно повысилось владение смыслом, умение оперировать понятиями. Наиболее ощутимый прогресс в развитии умения доказывать, аргументировать своё мнение.