Просмотр содержимого документа
«Статья "Трудности первоклассника"»
«Трудности современных первоклассников»
Ирина Витальевна Забродина,
учитель начальных классов, МКОУ «Круглянская СОШ» Звериноголовский район, Курганская область.
тел:89923048031
e-mail:zabrodinairina12111984@mail.ru
Для начинающих школьников 1 сентября – это не только праздник, но и начало одного из самых критических периодов в жизни.
С каждым годом в школах появляется все больше и больше неуспевающих детей, которые уже в начальном звене не справляются с программой обучения. Больше трети поступивших в школу детей попросту не готовы работать на базовом уровне: слушать учителя, выполнять задание по образцу. Почему возникают трудности в учебе у первоклассников? Ну, казалось бы — что там сложного? Что там учить? Прочитать стишок, написать палочек-крючков рядок — вот и вся премудрость… на наш, взрослый, взгляд. К сожалению, мы очень быстро забываем, как сами мучились в первом классе с этими палочками в тетрадках и с непослушными буквами, разбегающимися перед глазами…. Что же происходит на первом году обучения с маленьким человечком, почему существуют проблемы и в чем вообще выражается эта пресловутая «неуспеваемость»? Первой причиной ранней неуспеваемости, является тот факт, что многие детей приходят в первый класс, не достигнув уровня школьной зрелости. Это шестилетние дети, которых родители не захотели больше «держать» в детском саду, или дети, достигшие календарных семи лет, но умственный возраст которых на момент поступления в первый класс слегка меньше. Второй причиной школьной неуспеваемости в младших классах является то, что в школу приходят ослабленные дети. Их школьная зрелость несомненна, уровень интеллекта достаточно высок, календарный возраст соответствует обучению в первом классе, но... они часто болеют и пропускают занятия, быстро устают… Третьей причиной является– это педагогическая запущенность ребенка. Причем не обязательно, что детей воспитывают опустившиеся родители-алкоголиках или дети, выросших в наркоманских семьях. Педагогически запущенные дети встречаются в совершенно нормальных, очень приличных и даже в очень обеспеченных семьях. Также к неуспеваемости первоклассника можно отнести непрофессионализм педагога, его личные проблемы, которые отражаются на детях. Конфликт между педагогом и родителями, опять же отражающийся на ребенке. Причиной плохой успеваемости может быть и неправильно выбранная программа для обучения. Нередко бывает, что ребенка с очень низкими способностями пытаются обучать по программе для одаренных детей или же ребенка, у которого способности к гуманитарным наукам отдают в математическую школу. Причина плохой успеваемости – могут стать конфликты ребенка с одноклассниками, неумение или нежелание строить с ними дружеские отношения. Ребенок нелюдим или чрезмерно застенчив. Его дразнят или избегают, ему не дают проходу, у него нет друзей, он не хочет идти в школу, постоянно испытывает напряжение, переживает – в результате страдает успеваемость. Сейчас одна из наиболее часто встречающихся проблем, которую отмечают практически все учителя: поведенческие проблемы (агрессивные, тревожные, гиперактивные дети). На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам. Все дети в этот момент требуют к себе особого внимания со стороны родителей, педагога нередко психолога, так как отставание на данном этапе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
Важнейшая задача школы, семьи и общественности- заключается в том, чтобы дети не остались без внимания в такой ответственный момент. Если оказать помощь ребенку, поддержать его, обеспечить его необходимыми условиями при обучении, и мы увидим с какой легкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.