Просмотр содержимого документа
«Статья "Растим патриотов вместе!"»
Растим патриотов вместе!
Патриотизм–социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти,традициям. Изучение исторических процессов формирует интерес у молодого поколения к духовному и культурному наследию Отечества, приближает их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути понятия «патриотизм». При этом молодой человек является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности.
Формирование гражданских и патриотических качеств личности учащихся, воспитание у них активной жизненной позиции - одна из основных целей, стоящая перед любым классным руководителем.
У всех педагогов одна цель – учить, развивать, воспитывать, но все идут к ней разными путями. Я считаю, что гражданско-патриотическое воспитание должно рассматриваться в единой системе воспитания и образования детей и взрослых, реализовываться через различные формы учебно-воспитательного процесса, а именно:
через учебные предметы (окружающий мир, история, литература и др.);
через систему факультативных занятий;
через воспитательную деятельность.
Воспитательную работу в классе я организую согласно плану работы школы и осуществляю по следующим направлениям: гражданско-патриотическому, трудовому, экологическому, нравственно-правовому. В работе с классом особое внимание уделяю патриотическому воспитанию. Под патриотическим воспитанием подразумевается формирование у учащихся любви к родному краю, стране, природе, национальной и самобытной культуре, а также формирование у учащихся чувства любви к родительскому дому и близким людям, к малой родине, к своему Отечеству. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию (а это работа не одного дня) организована в три этапа:
I этап. Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.
II этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры,
быта, традиций Отечества.
III этап. Изучение символов государства.
На первом этапе целесообразно проводить тематические часы общения: «История нашей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Памятные даты нашей семьи», «Бабушки и дедушки нашей семьи», «Дедушкин альбом». Детям предлагается отобразить тему «Моя семья» в рисунках, подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей. Такая работа невозможна без участия родителей. Час общения,например, посвященный Дню Матери, позволяет создать условия для воспитания гражданско-патриотического сознания и развития духовно-нравственного потенциала учащихся.Фактором развития патриотических чувств становится целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью.
На втором этапе начинается изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций. Часы общения «Мой край », «Символы нашего края», «Край любимый», «Моя малая Родина» частично выстраиваются на знаниях о своём родном городе, его улиц, предприятий, культурных и исторических памятников и затем пополняются в течение последующих лет обучения.
На третьем этапе дети готовы воспринимать более сложный материал. Это часы общения о родной стране: «С чего начинается Родина», «Наша страна – Россия», «О гербе, флаге и гимне», «Москва – столица нашей Родины». Дети изучают историю гимна, герба, флага нашей Родины. Популяризация среди школ ьников государственных символов является важнейшей составляющей в воспитании гражданственности и патриотизма. Обращение к символам государства способствует формированию у школьников уважительного отношения к своей Родине, гордости за нее, сопричастности к ее истории. Воспитанию патриотизма и гражданственности способствует участие класса в акциях «Помощь ветерану», «Письмо солдату».
Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества. Опыт работы показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа, родного края.
Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это обусловлено, во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный социально-психологический микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительно-тёплых отношениях между родителями и детьми. Уже в первый период жизни ребенка-дошкольника семья имеет большие потенциальные возможности социального воздействия на его сознание и чувственную сферу. Возможности эти кроются во многом: и в общности запросов, стремлений, интересов членов семьи, ответственности, помощи, и в глубочайших чувствах родительской любви. Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, родных местах, Родине. В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения.
Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка, мама и папа. На этот закономерный и серьезный вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери, продолжающих дела родителей, своей родословной. «Где был до войны ты и твой отец?», «Где ты был в годы войны?», «Как погиб мой дедушка?». С этими и десятками других вопросов сталкиваются родители. Современные дети, интересующиеся книгами и фильмами о войне, уже имеют свой идеал из книг, теле- и кинофильмов, рассказов, воспоминаний ветеранов. Но им, прежде всего, хочется иметь таким идеалом своих самых близких людей – родителей, старших членов семьи. Вот почему и возникают у них бесконечные вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей семьи, ее родословной. Дети хотят сравнивать свой обобщенный идеал с конкретным человеком, который должен быть хоть в чем-то героическим. Они должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников, гордиться ими и их делами, подражать им, продолжать их дела, обогащать лучшие семейные традиции.
Жизнь показывает, что дети, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют традиции своей семьи, народа-патриота. Воспитывать подрастающее поколение мы должны только вместе, в тесной связи учитель-родитель-ребёнок. Только тогда мы воспитаем достойную личность, готовую на свершения и подвиги во благо своего народа, своей Родины!