kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья по теме: "Приёмы формирования читательских умений младших школьников в 1 классе при изучении сказок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: В данной статье буду рассмотрены некоторые приёмы формирования читательских умений у детей младшего школьного возраста и актуальность проблемы чтения, а также представлены конспекты уроков литературного чтения с самоанализом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: "Приёмы формирования читательских умений младших школьников в 1 классе при изучении сказок"»

Приёмы формирования читательских умений младших школьников в 1 классе при изучении сказок

Захватошина Марина Дмитриевна

Россия, г.Нижний Тагил, ГПБОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»

[email protected]



Ключевые слова: сказка, читательские умения, дети младшего школьного возраста.

Аннотация: В данной статье буду рассмотрены некоторые приёмы формирования читательских умений у детей младшего школьного возраста и актуальность проблемы чтения, а также представлены конспекты уроков литературного чтения с самоанализом.



На сегодняшний день читательская культура каждой личности высоко оценивается мировым сообществом. Но следует отметить, что изучения в данном направлении актуальны. Каждый год учёные работают, прилагая много сил и средств на достижение цели: «Формирование читательских умений у детей младшего школьного возраста», но итоги нельзя назвать положительными, потому что именно современная педагогическая практика показывает, насколько навык чтения у младших школьников вырабатывается не полноценно.

В своё время К.Д. Ушинский говорил: «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело».

В свою очередь в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования, чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В данном документе признается необходимость воспитания у обучающихся основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения [6].

Теорию спроса на чтение, а после, читательского интереса в совокупности с читательской культурой стали рассматривать в начале прошлого столетия. Большие вложения в данную теорию внесли такие учёные как: Н.А. Рубакин, А.А. Покровский, В.П. Талолов, Б.Г. Умнов.

Одним из приоритетных направлений сознания школьников, личностное освоение ими духовно–нравственных ценностей человечества, носителями которых являются культура и искусство. Прикосновение к и литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка [3].

С появлением технологий, все люди, включая взрослых и детей, стали забрасывать книги, перестали проявлять интерес к написанному, да и зачем, ведь сейчас всё можно прослушать в своём смартфоне?

Читательские умения – это готовность наиболее качественно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходиться действовать. Направленны они на анализ сюжета, композиции и образов, способствующих постижению идеи произведения [1].

Современное литературоведение рассматривает литературное произведение как сложное единство, узнать которое можно лишь при помощи полного анализа. Умение анализировать тексты произведений стоит рассматривать как умение, представляющее собой систему разных навыков, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведений как частей единого целого [2].

Также стоит отметить, что понятие «читательские умения» используется не только в широком смысле, то есть как все навыки и умения, касающиеся литературы и умения читать, но и в узком смысле, как умение владеть необходимыми навыками при чтении, для последующего понимания и анализа данного произведения. В список необходимых умений можно включить такие навыки как: умение различать жанры литературных произведений, умение делить текст на части, а после пересказывать его и, конечно же, умение характеризовать литературного героя [2].

1. Умение воспринимать изобразительно. Основой для точного восприятия и оценки изобразительно, служит представление выразительных средств языка и слова. Необходимо обучить учащихся адекватно воспринимать такие выразительные средства, с которыми он встречается при чтении текста, то есть, изучая построение фразы или написанное слово, задумываться над авторским выбором.

2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем. Данное умение впервые было выделено Н.Я. Мещеряковой и Л.Я. Гришиной. Л.С. Выготский отмечал, что при недостатке впечатлений, образ художественной действительности будет беден. Необходимо развивать активность воображения учить младших школьников направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст.

3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия, динамику эмоций. Данное умение направлено на постижение композиции. «Композиция - это членение произведения на части, главы, абзацы, строфы, сцены, расстановка персонажей, порядок сообщения о ходе событий, смена приемов повествования».

Младшие школьники не могут освоить понятие «композиция» в полном объеме, но важно приучать юных читателей прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Необходимо познакомить с сюжетом и его элементами – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением – и их ролью в раскрытии идеи.

4. Умение целостно воспринимать образ. В художественном произведении основная роль в раскрытии идеи принадлежит образам героев. Учащийся видит развитие образа, становление характера персонажа и у него возникает эмоциональное отношение к данному герою. Формирование данного умения опирается на представление о том, что, изображая героев, автор высказывает свою точку зрения на решение какого – либо вопроса.

5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения. Данное умение можно рассматривать как составную часть каждого из перечисленных выше умений, но в учебных целях его полезно выделить. Это позволит направить внимание читателя на постижение авторской позиции в самой ткани художественного произведения, а не только в прямых авторских оценках. Но если читатель не чувствует авторской оценки, то знакомство с произведением обогащает его знанием еще одной жизненной ситуации.

6. Умение осваивать художественную идею произведения. Включение данного умения в систему читательских умений обусловлено тем, что освоение идеи – это цель анализа. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается более глубокое его восприятие [2].

В реальности все читательские умения взаимно обогащают друг друга. В основе полного восприятия лежит умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка. Умение воссоздавать картины способствует воссозданию образа – персонажа. Умение осваивать идею произведения вбирает в себя все умения. А освоив идею, читатель по-новому взглянет и на язык, и на композицию, и на персонажей произведения [1].

В современных подходах к обучению отмечается важность того, чтобы в результате обучения в обучающемся произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения. Но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

В третьем и четвертом классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские умения [5].

Мы рассмотрели более эффективные, на наш взгляд, приемы работы в рамках современных педагогических технологий.



Список литературы:

  1. Бородина В.А., Бородин С.М. Технологии читательского развития. Летняя школа чтения / Бородина В.А., Бородин С.М. // Школьная библиотека. – 2010. - № 3-4. –17-18 с., 104–112 с.

  2. Колганова Н.Е. Преемственность детского чтения: переход от дошкольного образования к обучению в начальной общеобразовательной школе // Реализация требований ФГТ и ФГОС НОО нового поколения как условие совершенствования системы дошкольного и общего образования: мат-лы Всерос. науч. –практ. конф. Уфа: Изд- во ИРО РБ, -2012. С. 141-144, 153.

  3. Коломенских Я. Л. Детская психология // Я. Л. Коломенских, Е. А. Панько. – Минск, Издательство Университетское, 2003. -223 с.

  4. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников – Самара, «Учебная литература»,- 2006. С 72, 74-75 .

  5. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) /[Электронный ресурс] //Хуторский А. В.// Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№1. 
    Сайт: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Захватошина Марина Дмитриевна

Дата: 21.12.2018

Номер свидетельства: 492006

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства