kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Организация учебной деятельности младшего школьника на уроках математики в условиях введения ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Под учебной деятельностью понимают специально организованную деятельность учащихся, которая представляет собой совокупность определенных действий - процессов, подчиняющихся сознательным целям, направленных на овладение теоретическими знаниями, знаниями об окружающем мире, природе и обществе обобщенными способами действий по их добыванию, формами опыта человечества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация учебной деятельности младшего школьника на уроках математики в условиях введения ФГОС"»

МОУ «Николаевская средняя школа»







Выступление на семинаре

по теме:





«Организация учебной деятельности

младшего школьника на уроках математики в условиях введения ФГОС»








Выполнил:

учитель начальных классов

Тетюшкина Е.С.




Саранск 2017

Под учебной деятельностью понимают специально организованную деятельность учащихся, которая представляет собой совокупность определенных действий - процессов, подчиняющихся сознательным целям, направленных на овладение теоретическими знаниями, знаниями об окружающем мире, природе и обществе обобщенными способами действий по их добыванию, формами опыта человечества.

Основное отличие учения от учебной деятельности в том, что учение осуществляется как учебная деятельность, если школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Если эти способы не даны ему в готовом виде, а самостоятельно строятся самим учеником и вытекают из поставленной им учебной задачи, если ученик усваивает не только способы работы со знаниями, но и способы работы с самим собой, то есть приемы самоконтроля и самооценки.

Обучение на современном этапе невозможно представить без перехода от информационно-объяснительной технологии обучения к развивающей деятельности. Важным становится не только усвоение знаний, но и способы, формы усвоения и переработки учебной информации. Развитие математических способностей в существенной степени является продуктом школьного обучения.


Одна из главных задач учителя на уроке - это создание условий для активной, сознательной, творческой деятельности обучающихся; совершенствование взаимодействия учителя и учащихся в процессе решения примеров, текстовых задач и выполнения других заданий; развитие математических способностей школьников и воспитание у них работоспособности, требовательности к себе.

Выявляя причины успехов и неудач учеников, учитель может определить, какие способности или неспособности влияют на деятельность учащихся и в зависимости от этого целенаправленно планировать дальнейшую работу. В результате целенаправленной работы по развитию математических способностей у учащихся повышается уровень успеваемости и качества знаний, развивается интерес к предмету.

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков для развития математических способностей особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. Наиболее эффективные формы работы – это сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм учебной деятельности учащихся, а также работа в паре, такие задания в учебнике отмечены особым значком и на уроке ученики их выполняют с соседом по парте.
Для развития способности к восприятию математического материала учащимся предлагаются следующие задания:

  1. Задачи с несформулированным вопросом:

  • В столовую привезли 3 ящика груш по 9 кг и 1 ящик яблок весом 12 кг. Нужно поставить вопрос к задаче.

  • Для школы купили 8 телевизоров, а магнитофонов в 2 раза меньше.

  • Надо отремонтировать 24 комнаты. После того, как несколько комнат отремонтировали, осталось отремонтировать 6 трехкомнатных квартир.

  1. Задачи с неполным составом условия: «На полке на 7 книг больше, чем на столе. Сколько книг на полке? На сколько на столе книг меньше, чем на полке?»

На какой вопрос ты можешь ответить, а на какой нет? Почему? Подумай! Как дополнить условие задачи, чтобы ответить на оба вопроса?

  1. Задачи с избыточным составом условия: «В сервизе было 24 глубокие тарелки и 6 мелких. На стол поставили 8 глубоких тарелок. Сколько глубоких тарелок осталось?»

Анализ текста показывает, что одно из данных лишнее - 6 мелких тарелок. Для ответа на вопрос оно не нужно. После ответа на вопрос задачи учитель предлагает внести в текст задачи такие изменения, чтобы это данное понадобилось, что приводит к составной задаче: «В сервизе было 24 глубокие тарелки и 6 мелких. На стол поставили 8 глубоких тарелок. Сколько тарелок стало?». Эти изменения повлекут необходимость выполнить два действия.

4.Работа по классификации задач.

Разбейте эти задачи по две так, чтобы из них можно было составить одну:
1. У детей было 15 конфет, они съели 6 конфет. Сколько конфет у них осталось?
2. В вазе лежали 2 ириски, а карамелек в 4 раза больше. Сколько конфет в вазе?
3. У детей было 9 конфет. Они раздали их трём друзьям поровну. Сколько конфет получил каждый друг?
4. В вазе было 10 конфет. Двое детей разделили эти конфеты поровну. Сколько конфет у каждого ребенка?                                                 

  1. Составление задач.                                                                                                         

  • Составление задач по выражению на определённую тему: «Составьте задачу о посадке деревьев, которая будет решаться выражением: 14 • 2 + 3 • 8»;

  • Составление задач с помощью опорных слов: «Составьте задачу, в которой были бы слова: вырастили, продали, осталось, и которая будет решаться выражением: (36 + 14) – 15»; 

  • Составление задач по решению: «Составьте задачу, которая будет решаться: 8 • 7 = 56 (кг)»

Развитие способности к обобщению на уроке математики достигается путём выполнения специальных заданий:

  1. Решение задач одного типа:

Бабушке 56 лет, а внуку 8. Во сколько раз бабушка старше внука? У пристани стояло 36 лодок и 9 водных велосипедов. Во сколько раз водных велосипедов меньше, чем лодок?

  1. Решение задач разного типа:

Масса тыквы 4 кг, а масса кабачка в 2 раза меньше. Какова масса кабачка?
Масса тыквы 4 кг, а масса кабачка 2 кг. Во сколько раз тыква тяжелее кабачка?
Масса тыквы 4 кг, а масса кабачка 2 кг. Какова масса тыквы и кабачка?
Масса тыквы 4 кг, масса кабачка 2 кг. На сколько кабачок легче тыквы?

  1. Составление уравнения по условию задачи: «В туристическом бюро продали 15 путевок. У них еще осталось 67 путевок. Сколько путевок было в туристическом бюро?»

Для развития гибкости мышления предлагаются следующие упражнения:

  1. Задачи, имеющие несколько способов решения: «В магазин привезли 5 ящиков с яблоками по 20 кг и 3 таких же ящика с грушами. Сколько кг фруктов привезли в магазин?»

  2. Решение и составление задач, обратных данной: «Бабушка испекла пирожки. После того как внуки съели 8 пирожко12 пирожков. Сколько пирожков испекла бабушка?». Составь и реши задачи, обратные данной.

Выполняя учебные задания, учащиеся вместе с тем развивают свою мыслительную деятельность. Так, решая математические задачи, школьник учится анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию и обобщению, которые являются основными мыслительными операциями. Поэтому для формирования способностей в учебной деятельности необходимо создавать определённые условия на уроке: положительные мотивы учения; повышать интерес учащихся к предмету; творческую активность; это положительный микроклимат в коллективе;   предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Важно использовать дифференциацию учебных заданий по уровню творчества, трудности, объёму.

При дифференциации по уровню творчества работа организуется следующим образом: учащимся с низким уровнем математических способностей предлагаются репродуктивные задания: работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений, а ученикам со средним и высоким уровнем – творческие задания.

Рассмотрим дифференциацию заданий по уровню творчества на примере решения задачи: «За 6 л минеральной воды заплатили 12 рублей. Какова стоимость 3 л этой воды?»
Задание для учащихся с низким уровнем математических способностей: «Решите задачу. Подумайте, можно ли её решить другим способом».

Задания для учащихся со средним и высоким уровнем: «Решите задачу двумя способами. Придумайте задачу с другим сюжетом, чтобы решение при этом не изменилось.  Составьте задачу обратную данной и решите её».

Можно предложить продуктивные задания всем ученикам, но при этом детям с низким уровнем способностей даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в изменённой ситуации, а остальным – творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности предполагает три типа заданий:

  • Задания, выполнение которых состоит в стереотипном воспроизведении заученных действий. Степень трудности задач связана с тем, насколько сложным является навык воспроизведения действий и насколько прочно он освоен.

  • Задания, выполнение которых требует некоторой модификации заученных действий в изменившихся условиях. Степень трудности связана с количеством и разнородностью элементов, которые надо координировать наряду с описанными выше особенностями данных.

  •  Задания, выполнение которых требует поиска новых, ещё неизвестных способов действий. Задания требуют творческой активности, эвристического поиска новых, неизвестных схем действий или необычной комбинации известных.

Задания повышенной сложности в учебнике обозначены особым значком, выполнение которых предлагается в основном учащимся с высоким уровнем математических способностей, либо они выполняются вместе с учителем, или по желанию дома с родителями.

Дифференциация по объёму учебного материала предполагает, что всем учащимся даётся некоторое количество однотипных задач. Могут быть предложены задания творческого характера по составлению однотипных объектов и требуется составить максимальное их количество за определённый период времени. Например: кто больше составит задач с различным содержанием, решением каждой из которых будет выражение: (35 + 15) : 5.

В качестве дополнительных заданий предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным – задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера.

При самостоятельном решении задач эффективна индивидуальная работа. Степень самостоятельности такой работы разная. Сначала учащиеся выполняют задания с предварительным и фронтальным разбором, подражая образцу, или по подробным инструкционным карточка.

  •  В магазин привезли 18 ящиков шоколадных пряников и 23 ящика мятных пряников. За неделю продали 12 ящиков шоколадных пряников. Сколько ящиков с пряниками осталось в магазине?

1 уровень (низкие матем. способности). Реши задачу.
2 уровень. (средние матем. способности).Реши задачу двумя способами.
3 уровень. . (высокие матем. способности).Дополни условие задачи согласно схеме и реши её: (18  - 12) – (23 – 7).

Для учащихся с низким уровнем математических способностей составляется система заданий, которая содержит: образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изученного образца, различные алгоритмические предписания; теоретические сведения, а также всевозможные требования сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать.


Такая организация учебной работы даёт возможность каждому ученику в силу своих способностей углублять и закреплять полученные знания.


Индивидуальная форма работы несколько ограничивает общение учащихся, стремление передавать знания другим, участие в коллективных достижениях, поэтому необходимо использовать групповую форму организации учебной деятельности.
Задания в группе выполняются таким способом, при котором учитывается и оценивается индивидуальный вклад каждого ребёнка. Величина групп от 4 до 6 человек. Состав группы непостоянный. Он меняется от содержания и характера работы. В состав группы входят учащиеся с разным уровнем математических способностей.

Групповая форма работы на уроке математики чаще всего используется при закреплении, повторении учебного материала, когда каждая группа участвует в конкурсе, викторине и набирает баллы, или когда проводятся уроки типа КВН, уроки - соревнования.


На уроках математики учащиеся с удовольствием выполняют задания в тетрадях с печатной основой, в которых за короткое время можно выполнить несколько заданий, так как нужно просто вставить знак, цифру, подчеркнуть, соединить стрелкой, дорисовать, выбрать решение - детям это нравится. Задания в тетрадях занимательного характера, развивают смекалку, логическое мышление, внимание, воображение, память.


На каждом уроке использую прием самооценки (рефлексия): когда учащиеся сами честно оценивают свою работу на уроке, или оценивают выполнение какого-либо задания – это активизирует деятельность учащихся.


С целью проверки знаний использую тесты, детям очень нравится этот вид работы, больше, чем самостоятельные или проверочные работы.


Как и по другим предметам, по математике учащиеся участвуют в проектной деятельности. Проекты дети выполняют как индивидуально, так и по группам, и коллективно.


Также на уроках математики можно использовать компьютерные программы, позволяющие проводить работу по формированию умений делать обобщения, сравнения, анализ признаков объектов или их групп. Задания, игры с использованием компьютера, проектора могут быть включены в любой этап урока – в устный счёт, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля.

По новым ФГОС в начальной школе к каждому предмету имеются диски с различными, очень интересными заданиями. К определенной теме урока предлагаются занимательные задания со сказочными героями, различными звуковыми эффектами, что вызывает огромный интерес у учащихся начальной школы.


Все учителя указывают, что нетрадиционные формы урока очень эффективны, на них повышается качество знаний, развивается познавательный интерес, память, возрастает объём запоминаемого, знания учащихся конкретизируются, приобретают глубину, повышается интерес к предмету, развивается произвольное внимание. На таких уроках, слабые учащиеся чувствуют себя увереннее. Но даже в использовании нетрадиционных форм нужны соблюдения педагогических принципов системности и последовательности.

Можно отметить, что учителя начальных классов предпочитают:

  • уроки-путешествия - 70 % учителей;

  • уроки, с использованием игровых ситуаций - 40 % учителей;

  • уроки-сказки - 30 %;

  • интегрированные уроки - 25 %;

  • уроки типа КВН - 20 %.


Такие формы работы обеспечивают повышение уровня математических способностей большинства учащихся, повышают продуктивность работы и творческое направление деятельности.


Список литературы



1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение,2008. - 151с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–019148-7.

2.Крутецкий В.А. Учебная деятельность младшего школьника. Психология: Учебник для учащихся педучилищ. — М.: Просвещение, 1999.

3. Николаева С.В. Статья «Организация учебной деятельности младших школьников по развитию математических способностей в процессе решения текстовых задач». Журнал «Вопросы интернет образования».


4.Примерные программы начального общего образования [Текст]. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2008.- 232с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–020462 -0.


5.Трофимова Е.В. Статья "Нетрадиционные формы организации учебной деятельности младших школьников". Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тетюшкина Елена Сергеевна

Дата: 26.11.2019

Номер свидетельства: 528771

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Групповая работа как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(101) "gruppovaia-rabota-kak-sriedstvo-formirovaniia-uud-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "246289"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446322164"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время."
    ["seo_title"] => string(79) "dukhovnonravstviennoievospitaniieuchashchikhsianaurokakhivovnieurochnoievriemia"
    ["file_id"] => string(6) "331379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464612669"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Доклад на тему: "Формирование системы здоровьесбережения детей  в условиях ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-tiemu-formirovaniie-sistiemy-zdorov-iesbieriezhieniia-dietiei-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "111017"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406903937"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Практика внедрения ИКТ в образовательный процесс "
    ["seo_title"] => string(54) "praktika-vniedrieniia-ikt-v-obrazovatiel-nyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "104984"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402776779"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства