kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО МЕТОДИКЕ А.И. САВЕНКОВА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. Дана информация о методике проведения исследований младших школьников А.И. Савенкова. Представлен опыт организации исследовательской деятельности в начальной школе.

Ключевые слова: исследовательская деятельность в начальной школе, учебное исследование, методика организации исследования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО МЕТОДИКЕ А.И. САВЕНКОВА»

Кушникова Юлия Ивановна,

учитель начальных классов

МОУ Петрозаводского городского округа

«Средняя школа №26 »


ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО МЕТОДИКЕ А.И. САВЕНКОВА


Аннотация. Дана информация о методике проведения исследований младших школьников А.И. Савенкова. Представлен опыт организации исследовательской деятельности в начальной школе.

Ключевые слова: исследовательская деятельность в начальной школе, учебное исследование, методика организации исследования.


Двенадцать лет назад я открыла для себя методику проведения исследований в начальной школе Александра Ильича Савенкова – доктора педагогических и психологических наук, профессора, ориентированную на решение практических задач исследовательского обучения в образовательной практике современной начальной школы [1; 2; 4]. Методика предлагает учителю методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения младших школьников.

Цель исследовательского обучения заключается в развитии познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.    

Учёный считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку, что поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики.

Ребенку – исследователю от природы – необходимо воплощать свою творческую энергию. Он может творить в самых разных областях, активно исследуя окружающий мир. Взрослым интересны и итоги его изысканий, и то, какими идеями он овладел при этом, и то, какими новыми качествами обогатилась его психика.

Эта деятельность нуждается в методическом обеспечении. Такими помощниками для учителя является пособие А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения» [2], для учащихся – учебник-тетрадь для младших школьников «Я – исследователь» [3].

Рисунок 1. Обложка Рабочей тетради по курсу «Я – исследователь».


Пособие помогает педагогу включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. В рабочей программе, предлагаемой автором, описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации исследовательского обучения учащихся. Рекомендации позволяют обучать наблюдению и экспериментировать, раскрывают алгоритм исследовательской деятельности от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

В настоящее время исследовательская практика ребенка занимает прочное место во второй половине школьного дня и в сфере дополнительного образования. В нашей школе курс «Я-исследователь» по А.И. Савенкову осуществляется во внеурочной деятельности. Занятия проводятся один раз в неделю после уроков, Таким образом, курс «Я-исследователь» рассчитан на 34 рабочих недели.

Есть мнение, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако никакого исследования младший школьник не проведет, если его этому специально не обучить. Кроме того, любой вид учебной деятельности, и учебно-исследовательская здесь не является исключением, требует системы педагогической поддержки и контроля. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов со стороны учителя.

Согласно методике А.И. Савенкова, программа учебно-исследовательской деятельности учащихся должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:

1) подпрограмма «тренинг» – специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и по развитию умений и навыков исследовательского поиска;

2) подпрограмма «исследовательская практика» – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов;


3) подпрограмма «мониторинг» – содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защита исследовательских работ и творческих проектов и др.).

В рамках реализации курса использую схему организации и проведения исследования А.И. Савенкова, элементы которой представлены далее.

Этапы организации и проведения исследования по А.И. Савенкову:

  • Актуализация проблемы. На этом этапе определяется проблема и намечается основное направления предстоящего исследования.

  • Определение сферы исследования. Формулируются вопросы, на которые нужно найти ответы в ходе поиска.

  • Выбор темы исследования. Тема должна быть сформулирована чётко, понятно для исследователя, и так, чтобы были ясны границы исследования.

  • Выработка гипотезы. Высказываются предположения, предлагаются разные версии. Важно найти «провокационные идеи» - реальные и нереальные.

  • Выявление и систематизация подходов к решению. Выбираются методы исследования. Подчеркну, при этом в понятной форме ребёнку объясняются доступные ему методы.

  • Определение последовательности проведения исследования. Выделяются основные этапы исследования, порядок и сроки их осуществления.

  • Сбор и обработка информации. Фиксируются наличные, приобретённые и недостающие знания, которые необходимо получить в процессе исследования.

  • Анализ и обобщение полученных материалов. Полученный материал обобщается, систематизируется, структурируется. Здесь используются логические приёмы: синтез и анализ, классификация, ранжирование и др.

  • Подготовка отчёта. Даются определения основным понятиям, раскрывается логика и последовательность исследования. Подготавливается сообщение-презентация по результатам исследовательской работы.

  • Доклад. Работа представляется вниманию сверстников и взрослых в виде публичного выступления в классе, на школьной конференции. После выступления докладчика обязательны ответы на вопросы слушателей.

Теория утверждает, а наша практика подтверждает, что исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, что в итоге ребёнок научается сам задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.

Основываясь на данной методике, реализую в своей педагогической практике вышеназванные этапы организации и проведения исследования по классам начальной школы со следующим основным содержанием:

1 КЛАСС: Введение. Основы теоретических знаний. Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Здесь ребенок учится делать выбор интересующей его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию, систематизировать ее и по возможности выступать с докладом.

2 КЛАСС: Теория + практика. Основное содержание работы на этом этапе – проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Занятия в его рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска и творческого проектирования постепенно возрастает.

3 КЛАСС: Практика + подготовка к выступлению на школьной конференции «На перекрёстке наук». В ходе данного практикума-тренинга дети должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. В частности они учится:

-находить проблемы;

-ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определения понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

4 КЛАСС: Практика + подготовка к выступлению на школьной конференции «На перекрёстке наук» и на республиканском фестивале исследовательских работ «Эврикоша». Этот период включает в себя все мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения.

Для четвероклассника важно знать и понимать, что результаты его работы интересны другим, все, что им обнаружено и изучено, очень нужно для всех, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умением аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

В целом занятия в заданной организационной и содержательной последовательности способствуют тому, что учащиеся становятся увереннее в себе, научаются слушать и слышать друг друга. Ценность занятий по курсу «Я – исследователь» состоит в увлекательном совместном приобретении детьми знаний путем собственных поисков необходимой информации по избранной ими теме-проблеме. Определённая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Подчеркну, они являются дополнительным звеном данной работы, участвуют в ней исключительной на добровольных началах, с педагогическими ограничениями, оговариваемыми с учителем (Не делать работу за ребёнка!).

Наш опыт показывает, что исследовательская деятельность способствует:

- накоплению фонда умственных приемов и операций;

- обогащению памяти ребенка, активизации его мыслительных способностей;

- развитию речи ребенка (учащиеся не читают, а проговаривают свое выступление);

- формированию и развитию самостоятельности;

- и многим иным качествам, необходимым человеку современного и будущего мира.

Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это возможность заявить о себе, представить себя окружающим.

Использование методики А.И. Савенкова позволяет успешно решать задачи по подготовке к исследовательской деятельности в школе через развитие познавательной активности и интереса, психических процессов – анализа, синтеза, классификации и др., самостоятельности, творчества, коммуникативных навыков, проявление волевых качеств, т.е. целого спектра универсальных учебных действий и качеств личности.


Литература:

  1. Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» // Директор школы. 2003. №10. С. 35-40.

  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара; Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2004. – 80 с. с ил.

  3. Савенков А.И. Рабочая тетрадь «Я – исследователь» - Москва: Просвещение/Баном, 2020. – с. 32.

  4. Савенков А.И. Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников // Сайт Издательского дома 1 СЕНТЯБРЯ – URL: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200500413& (дата обращения 26.05.2022)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО МЕТОДИКЕ А.И. САВЕНКОВА

Автор: Кушникова Юлия Ивановна

Дата: 30.03.2023

Номер свидетельства: 628748

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Система работы социального педагога по созданию условий для выявления и развития детской одаренности "
    ["seo_title"] => string(114) "sistiema-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-po-sozdaniiu-uslovii-dlia-vyiavlieniia-i-razvitiia-dietskoi-odariennosti"
    ["file_id"] => string(6) "200518"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428850295"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства